Инглиш Электрик «Канберра» (англ. English Electric Canberra) — британский средний бомбардировщик. Совершил первый полёт 13 мая 1949 года. Состоял на вооружении Королевских ВВС с 1951 года, отдельные самолёты использовались до 2006 года. Всего в Великобритании и Австралии построено около 950 самолётов.
«Канберра» поставлялась на экспорт в 15 стран мира и применялась во множестве военных конфликтов. В США самолёт выпускался по лицензии под обозначением B-57.
Варианты
- English Electric A.1
- Первый прототип.
- Canberra B.1
- Предсерийный, построено 4 экземпляра.
- Canberra B.2
- Первая производственная серия. Экипаж увеличен до 3 человек. Самолёт оснащён двигателями Avon R.A.3 с тягой 28,91 кН и концевыми топливными баками. Производился на заводах English Electric, Avro, Handley Page и Short Brothers & Harland.[1]
- Canberra B.5
- Прототип второй серии с крыльевыми топливными баками и двигателями Avon R.A.7 с тягой 33,32 кН
- Canberra B.6
- Серия имела удлинённый на 0,3 м фюзеляж. Под фюзеляжем мог подвешиваться пушечный контейнер с 4x 20 мм пушками Испано для атак с бреющего полёта.
- Canberra B.6RC
- RC сокращение от Radio Countermeasures — Самолёт радиотехнической разведки. Построено 4 экземпляра. Имел расширенную носовую часть.
- Canberra B(I).6
- Промежуточная бомбардировочная версия для RAF.
- Canberra B(I).8
- Самолёт третьей серии, на базе варианта B(I).6. Кабина пилота смещена на левую сторону фюзеляжа, экипаж сокращён до двух человек (пилот и штурман-бомбардир). Под фюзеляжем были установлены 4 x 20 мм пушки Испано, под каждой консолью крыла была размещён пилон для подвески одной 454 кг бомбы или неуправляемых ракет. Самолёт оборудован Маловысотной бомбардировочной системой LABS (Low-Altitude Bombing System) для нанесения ударов ядерным оружием. Первый полёт вариант совершил 23 июля 1954, было построено 73 экземпляра.
- Canberra B(I).12
- Модификация B(I).8 для Новой Зеландии и Южной Африки.
- Canberra B.15
- Улучшенная версия B.6 с подкрыльевыми точками подвески для 454 кг бомб или ракет.
- Canberra B.16
- Аналогичный B.15.
- Canberra B.20
- Вариант B.2 с дополнительными баками в крыле строившийся по лицензии в Австралии, построено 48 экземпляров.
- Canberra B(I).58
- Тропический вариант B(I).8, разработанный фирмой Boulton-Paul для Индии.
- Canberra PR.3
- Фоторазведчик на базе B.2
- Canberra PR.7
- Фоторазведчик на базе B.6
- Canberra PR.9
- Фоторазведчик на базе B(I).8. Имел удлинённый на 27,72 м фюзеляж, увеличенный на 1,22 м размах крыла и двигатели Avon R.A.27 с тягой 44,6 кН. Построено 22 самолёта. 3 самолёта были переданы Чили после Фолклендской войны
- Canberra PR.57
- Тропический вариант PR.7, разработанный фирмой Boulton-Paul для Индия|Индии.
- Canberra T.4
- Первый учебный вариант с двойным управлением.
- Canberra T.11
- Учебный вариант для опреаторов РЛС всепогодных перехватчиков.
- Canberra T.13
- Учебный вариант T.4 для Новой Зеландии. Построен 1 самолёт.
- Canberra T.17
- Самолёт для тренировки работы в условиях помех расчётов наземных РЛС, расчётов ЗРК, истребителей-перехватчиков, а также операторов самолётов ДРЛО.
- Canberra T.17A
- Улучшенная версия T.17 с усовершенствованным навигационным оборудованием, анализатором спектра вместо AN/APR 20 и более мощным оборудованием для создание помех.
- Canberra TT.18
- Самолёт-мишень.
- Canberra T.19
- Вариант T.11 без РЛС.
- Canberra T.21
- Учебный самолёт, переоборудованный из бомбардировщиков B.2 и B.20
- Canberra T.22
- Модификация PR.7 для ВМС Великобритании, использовался для подготовки штурманов самолёта Buccaneer.
- Canberra U.10
- Беспилотный самолёт-мишень, переоборудованный из варианта B.2, позднее получил обозначение D.10.
- Canberra U.14
- Беспилотный самолёт-мишень, переоборудованный из варианта U.10, позднее получил обозначение D.14.
- Canberra Mk.52
- 4 восстановленных бомбардировщика B.2, проданных Эфиопии.
- Canberra Mk.56
- 10 восстановленных бомбардировщика B(I).6, проданных Перу.
- Canberra Mk.62
- 10 восстановленных бомбардировщика B.2, проданных Аргентине.
- Canberra Mk.64
- 2 восстановленных учебных самолёта T.4, проданных Аргентине.
- Canberra Mk.66
- 10 восстановленных бомбардировщика B(I).6, проданных Индии.
- Canberra Mk.67
- 2 восстановленных PR.7, проданных Индии.
- Canberra Mk.68
- 1 восстановленный B(I).8, проданный Перу.
- Short SC.9
- 1 Canberra PR.9, оборудованная радаром AI.23 и инфракрасной системой слежения в носовой части, использовался для испытаний ракет «воздух-воздух» Red Top.
- B-57 Canberra
- Вариант производства США.
Страны, эксплуатировшие English Electric Canberra
Операторы English Electric Canberra (синий) и B-57 (голубой)
[2]
- Аргентина
- Австралия
- Чили
- Эквадор
- Эфиопия
- Франция
- Германия
- Индия
- Новая Зеландия
- 22x20px Перу
- Родезия
- ЮАР
- Швеция
- Великобритания
- Венесуэла
- Зимбабве
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 3 человека
- Длина: 19,96 м
- Размах крыла: 19,51 м
- Высота: 4,77 м
- Площадь крыла: 89,19 м²
- Масса пустого: 9820 кг
- Масса снаряжённого: 21 000 кг
- Масса максимальная взлётная: 25 000 кг
- Двигатель: Роллс-Ройс «Эйвон» R.A.7 Mk.109 (2×36 кН)
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушки: 4×20 мм, боезапас — 500 сн/ствол
- Внутренняя бомбовая нагрузка — до 2700 кг
- На внешней подвеске — пулемёты (2×7,62 мм), НАР, до 2 УР AS.30, бомбы (до 900 кг)
Примечания
- British Aircraft Directory accessed 25 January 2007
- ↑ Jones, Barry (October 2006). «A Nice Little Earner». Aeroplane 34 (10): pp. 93-97.