G4M | |
---|---|
G4M в полёте строем | |
Тип | бомбардировщик-торпедоносец |
Разработчик | Mitsubishi |
Производитель | Mitsubishi Jukogyo K.K. (Нагоя и Окаяма) |
Первый полёт | 23 октября 1939 |
Начало эксплуатации | 2 апреля 1941 |
Конец эксплуатации | 1945 |
Статус | снят с вооружения |
Основные эксплуатанты | Императорский флот Японии |
Годы производства | 1941 - 1945 |
Единиц произведено | 2435[1] |
Изображения на Викискладе |
Ударный бомбардировщик наземного базирования Тип 1, G4M (яп. 一式陸上攻撃機) — японский средний бомбардировщик-торпедоносец морской авиации времён Второй мировой войны. Кодовое имя союзников — «Бетти» (англ. Betty). Спроектирован фирмой «Мицубиси» в 1937—1940 годах, серийно производился в 1941—1945 годах и был одним из основных японских средних бомбардировщиков Второй мировой войны.
Содержание |
Ещё с начала 30-х годов Императорский флот Японии начал наращивать бомбардировочный потенциал своих воздушных сил. В 1932 году адмиралом И.Ямамото была запущена амбициозная трёхлетняя программа развития авиации, направленная на ликвидирование отставания Японии в этой области от ведущих мировых держав. Императорский флот Японии в 30-е годы пользовался небывалой самостоятельностью и, в отличие от флотов других стран, имел возможность заказывать самолёты, максимально отвечавшие нуждам морской авиации [2]. Дальние бомбардировщики, способные также выступать в роли торпедоносцев, в то время рассматривались как возможность компенсировать отставание в строительстве флота, вызванное соблюдением Японией условий Вашингтонского морского соглашения[3]. Это привело к появлению в Японии специфического класса самолётов, называемого «когеги-ки» (яп. 攻撃機) — «ударный самолёт» или «ударный бомбардировщик». Основное вооружение самолётов этого класса составляли авиационные торпеды, хотя они могли также нести и традиционную бомбовую нагрузку, в противоположность традиционным бомбардировщикам, «бакугеки-ки» (яп. 爆撃機), вооружённым только бомбами[4].
Первым самолётом, способным успешно выступить в такой роли, стал средний бомбардировщик G3M. Однако, его дальность полёта с нагрузкой и скоростные характеристики всё ещё не удовлетворяли военных, кроме того, его оборонительное вооружение было недостаточным. В свете стремительного развития авиации в те годы, самолёт успевал устареть ко времени поступления в войска. Поэтому уже в апреле 1936 года, вскоре после окончания работ над G3M, было принято решение о создании его замены.
Техническое задание «12-Си» (яп. 12し), выданное фирме «Мицубиси» в сентябре 1937 года, содержало в себе следующие требования[5]:
По сути, фирме предлагалось создать самолёт, оснащённый той же двигательной установкой, что и G3M, но имеющий на 50 км/ч большую скорость и на 900 км большую дальность полёта. Поначалу К.Хондзё, назначенный главным конструктором, настаивал на том, что указанные требования недостижимы и единственный способ достичь требуемых характеристик — создание четырёхмоторного самолёта, но представителями флота этот вариант был категорически отвергнут, так как крупные четырёхмоторные машины не подходили для роли торпедоносцев[2].
Первоначально предполагалось взять за основу проверенную временем конструкцию G3M, заменив двигатели на значительно более мощные перспективные Мицубиси Касей, ещё не запущенные в производство. Однако 3 декабря 1937 года от флота поступило требование оснастить самолёт новой 20-мм пушкой Тип 99, сделанное с учётом уроков войны в Китае. Это разрушило все расчёты конструкторов, поскольку все резервы конструкции G3M оказались к тому времени исчерпаны. Требовалась кардинально новая конструкция. Для самолёта был разработан необычно большой и толстый фюзеляж, что было обусловлено необходимостью разместить внутри него ёмкий бомбоотсек, рассчитанный на авиационную торпеду, а также обеспечить достаточно комфортные условия работы экипажа, что было необходимо при обусловленных дальностью полёта будущего бомбардировщика девяти-десятичасовых перелётах. Постройка макета будущего самолёта началась в августе—сентябре 1938 года. За характерную форму фюзеляжа, самолёт получил прозвище «хамаки» (яп. 葉巻) — «сигара», хотя конструкторская команда и предпочитала использовать менее лестное «намекудзи» (яп. 蛞蝓) — «гусеница». Размеры фюзеляжа были таковы, что инженеры фирмы «Хейнкель», посещавшие заводы «Мицубиси», увидев его, даже решили, что он принадлежит четырёхмоторной машине[6]. Близкие к невыполнимым требования заказчика заставили разработчиков сосредоточиться исключительно на скорости и дальности полёта будущего бомбардировщика, отказавшись от бронирования топливных баков и других уязвимых частей самолёта. Однако, представители флота сочли это оправданным, отвергая всякое снижение требований по дальности полёта. Именно это решение в будущем дорого обошлось G4M. Отчасти предполагалось, что скорость самолёта сделает его недосягаемым для истребителей — довольно популярная точка зрения в те годы, однако развитие истребителей уже вскоре сделало её несостоятельной[6].
Из-за разделения сил компании между двумя проектами — A6M «Зеро» и G4M, работы по последнему шли довольно неспешно. Строительство первого прототипа началось осенью 1938, но закончен он был только в сентябре 1939 года. 26—27 сентября самолёт получил одобрение и бы перевезён на аэродром для испытаний. Прототип G4M впервые поднялся в воздух в 16:15 23 октября 1939 года[6]. Испытания прошли успешно и после небольших доработок двигательной установки и элеронов, прототип 24 января 1940 года был передан на войсковые испытания. В феврале того же года на испытания поступил второй прототип, отличавшийся увеличенным килем. Оба прототипа показали превосходные результаты. На испытаниях была достигнуты максимальная скорость в 444 км/ч и дальность полёта в 5560 км без нагрузки, что намного превышало требования заказчика.
Столь высокие характеристики привели к неожиданному повороту в судьбе G4M. Авиации в то время требовался эскортный истребитель, способный сопровождать G3M в боевых вылетах, но лучший из доступных вариантов, A5M, не обладал достаточным для этого боевым радиусом, а появление способного справиться с такой задачей A6M «Зеро» задерживалось. Кроме того, принятие на вооружение G4M означало временное сокращение поставок бомбардировщиков в армию из-за процесса замены им G3M в производстве, что было в то время очень нежелательно. В связи с этим, руководство авиации приняло решение о переделке G4M в тяжёлый эскортный истребитель G6M.
По сравнению с G4M, на G6M был ликвидирован бомбоотсек и сокращён объём топливных баков. За счёт освобождённого веса, было значительно усилено оборонительное вооружение за счёт замены боковых пулемётов на 20-мм пушки и добавления ещё одной спаренной подфюзеляжной пушечной установки, а также добавлена защита на топливных баках. Первый G6M сошёл со сборочных линий уже в августе 1940 года. Однако, испытания показали, что нагруженный дополнительными вооружением и защитой G6M всё равно не мог поддерживать строй с бомбардировщиками после сброса теми бомбовой нагрузки. Это привело к прекращению производства G6M после выпуска всего 30 самолётов и переделке уже готовых машин в учебные (G6M1-K) и транспортные (G6M1-L) версии.
Выпуск бомбардировщиков G4M[7] | ||
---|---|---|
Фискальный год * | выпуск самолётов |
заказано в течение года |
1940 | 25 | 101 |
Третий квартал | 12 | |
Четвёртый квартал | 13 | |
1941 | 251 | 300 |
Первый квартал | 41 | |
Второй квартал | 53 | |
Третий квартал | 75 | |
Четвёртый квартал | 82 | |
1942 | 437 | 434 |
Первый квартал | 93 | |
Второй квартал | 84 | |
Третий квартал | 112 | |
Четвёртый квартал | 148 | |
1943 | 664 | 661 |
Первый квартал | 168 | |
Второй квартал | 171 | |
Третий квартал | 173 | |
Четвёртый квартал | 152 | |
1944 | 925 | 945 |
Первый квартал | 219 | |
Второй квартал | 265 | |
Третий квартал | 277 | |
Четвёртый квартал | 164 | |
1945 | 112 | 370 |
Первый квартал | 105 | |
Второй квартал | 7 | |
Всего | 2414 | 2811 |
* японский фискальный год начинается 1 апреля |
После неудачи с созданием эскортного истребителя, было наконец принято решение о запуске в производство бомбардировщика. В декабре 1940, самолёт получил официальное обозначение — «Ударный бомбардировщик наземного базирования, Тип 1» (яп. 一式陸上攻撃機) — «Ити сики рикдзё когекики». Это название часто сокращавшалось до «Рикко», применявшегося как к G4M, так и к G3M. Однако часто использовался также стандартный цифро-буквенный индекс японской морской авиации — G4M, что расшифровывалось как «Бомбардировщик наземного базирования, Модель 4, фирмы Мицубиси»[8]. После войсковых испытаний, новый самолёт был официально принят на вооружение 2 апреля 1941 года и в том же месяце началось его серийное производство на заводах «Мицубиси».
С марта 1942 года на самолёт начали устанавливать новые двигатели Мицубиси Касей 15, обладавшие лучшими высотными характеристиками. Начиная с 406-й серийной машины, выпущенной в августе того же года, их установка стала стандартной. Официальное обозначение самолёта при этом осталось неизменным, хотя в литературе порой самолёты с новыми двигателями ошибочно обозначаются как G4M1 Модель 12[9].
Одновременно предпринимались попытки хоть как-то улучшить защищённость G4M, изначально вовсе лишённых какого-либо бронирования. Начиная с 663-й машины, выпущенной в марте 1943 года, крыльевые топливные баки стали защищаться резиновыми протекторами толщиной 30 мм, устанавливавшимися снаружи на нижнюю поверхность крыльев. Добавочный вес протекторов и дополнительное сопротивление снизили максимальную скорость на 9 км/ч и боевой радиус на 310 км. Кроме того, хвостовая огневая точка стала оснащаться 5-мм бронелистами, чьей задачей, однако, была защита не уязвимого для огня истребителей стрелка, а боеприпасов хвостовой пушки, детонация которых причинила бы тяжёлые повреждения самолёту. Впрочем, бои показали их неспособность остановить даже 7,7-мм пули, поэтому в частях эти листы обычно снимали[9].
Подвергаясь другим, не столь значительным, изменениям, G4M1 производился серийно вплоть до января 1944 года. Общий выпуск самолётов этой модели составил 1170 экземпляров, не считая двух прототипов и 30 G6M1[9].
Первый полёт G4M2 Модель 21 состоялся 17 декабря 1942 года, а серийное производство самолётов этой модификации началось в июле 1943 года. Основными изменениями по сравнению с G4M1 были новые двигатели Мицубиси Касей 21, развивавшие взлётную мощность в 1800 л.с, замена верхнего фюзеляжного пулемёта на 20-мм пушку во вращающейся башенке с электроприводом и замена боковых блистеров на сдвижные панели. Внесённые изменения привели к увеличению снаряжённой массы на 3 тонны, что привело к уменьшению скорости и дальности полёта, несмотря на более мощные двигатели.
В ходе производства G4M2 неоднократно подвергался изменениям. На модификации G4M2 Модель 22 Ко был введён поисковый радар Тип 3 Ку H6. Кроме того, бортовые пулемёты были заменены 20-мм пушками. Большие размеры пушек потребовали смещения боковых окон вдоль оси самолёта. На самолётах модификации G4M2 Модель 22 Оцу, 20-мм пушка Тип 99-1 в верхней огневой точке была заменена своей улучшенной версией, Тип 99-2.
Повышенный уровень вибрации от новых двигателей привёл к появлению следующей модификации, G4M2a Модель 24, отличавшейся изменёнными редукторами двигателей. Это не только помогло избавиться от вибрации, но и повысило максимальную скорость самолёта на 13 км/ч. Варианты G4M2a Модель 24 Ко и G4M2a Модель 24 Оцу были по своим отличиям аналогичны соответствующим вариантам G4M2 Модель 22. На модификации G4M2a Модель 24 Хей носовой пулемёт был заменён более мощным 13-мм Тип 2.
Самолёты модификации G4M2e Тей являлись специально оборудованными носителями для самолётов-снарядов MXY7 «Ока». Помимо приспособлений для транспортировки MXY7 под фюзеляжем, самолёты этой модификации оборудовались дополнительной защитой.
Не вышли за стадию прототипов ещё несколько вариантов G4M — G4M2b Модель 25, оснащённый двигателями Мицубиси Касей 27, построенный в единственном экземпляре; G4M2c Модель 26, оборудованный двигателями Мицубиси Касей 25 Оцу со впрыском топлива, всего два прототипа которого были закончены и G4M2d Модель 27 с двигателями Мицубиси Касей 25 Ру с турбонаддувом, существовавший в единственном экземпляре. Не считая них, в общей сложности до окончания серийного производства G4M2 в июне 1945 года было произведено 429 G4M2 Модель 22 и его вариантов и 713 G4M2 Модель 24 всех версий[10].
С приближением войск Союзников территории Японии, отпала нужда в огромном боевом радиусе G4M. Это привело к появлению новой модификации G4M3A Модель 34 Ко, прототип которой впервые поднялся в воздух 1 января 1944 года. Новый самолёт был оснащён двигателями Мицубиси Касей 25, но главным его отличием стала ликвидация части топливных баков и введение протекторов на оставшихся, что значительно повысило живучесть самолёта. Вооружение было схоже с модификацией G4M2a Модель 24 Ко, но хвостовая огневая точка была кардинально модернизирована и оснащена пушкой Тип 99-2 вместо Тип 99-1. Существовали также варианты G4M3A Модель 34 Оцу и G4M3A Модель 34 Хей, аналогичные по своим отличиям соответствующим вариантам G4M2.
Серийное производство G4M3 было развёрнуто в октябре 1944 года, но начавшиеся к тому времени воздушные бомбардировки предприятий не позволили произвести его в значительных количествах. Всего 91 самолёт новой версии был выпущен до капитуляции Японии[10]. Не был запущен в производство и созданный в единственном экземпляре G4M3A Модель 37, представлявший собой G4M3A Модель 34, оснащённый двигателями Мицубиси Касей 25 Ру с турбонаддувом.
G4M был цельнометаллическим двухмоторным монопланом со средним расположением крыла.
Фюзеляж G4M был цельнометаллическим полумонококом овального сечения. Из-за специфической его формы, самолёт получил прозвище «хамаки» (яп. 葉巻) — «сигара». Части фюзеляжа соединялись между собой при помощи клёпки. Для удобства производства и ремонта, фюзеляж выполнялся из двух частей, соединявшихся в районе 24-го шпангоута, сразу за позициями бортовых стрелков. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через круглую дверь в задней части фюзеляжа, расположенную точно в том месте, куда обычно наносились бортовые хиномару.
Носовую оконечность, до 5-го шпангоута, занимала кабина навигатора-бомбардира. Носовой конус кабины мог вращаться вокруг своей оси, чтобы увеличить углы обстрела расположенного в нём пулемёта. Между 6-м и 11-м шпангоутами, в верхней части фюзеляжа, размещалась кабина двоих пилотов. Прямо под ней, между 9-м и 22-м шпангоутами, был расположен узкий и длинный бомбоотсек. Сразу за кабиной пилотов, над крылом, располагались рабочие места наблюдателя и двоих радистов. Сразу за крылом было расположено рабочее место бортинженера. В хвостовой оконечности фюзеляжа находилась кабина заднего стрелка.
Крыло самолёта имело трапецевидную форму со скруглёнными законцовками и двухлонжеронную конструкцию. Профиль крыла — «Мицубиси» MAC 118. Крыло было цельнометаллическим и собиралось при помощи клёпки впотай, а элероны имели металлический каркас и тканевую обшивку. Конструктивно крыло состояло из пяти частей — центроплана, расположенного внутри фюзеляжа, внутренних консолей с мотогондолами и внешних консолей. Механизация крыла включала в себя односекционные элероны и односекционные закрылки, имевшие электропривод. На самолётах модификации G4M3 крыло было серьёзно переработано и имело однолонжеронную конструкцию.
Хвостовое оперение выполнялось по классической схеме и имело цельнометаллическую конструкцию, рули поворота и высоты имели металлический каркас и тканевую обшивку. Однолонжеронный стабилизатор состоял из трёх частей — центроплана и двух консолей. Киль состоял из прикреплённой к фюзеляжу нижней и съёмной верхней части.
Первые серийные G4M были вовсе лишены какой бы то ни было защиты. Самолёты модификаций G4M1 с 1942—1943 года (G4M2 — стандартно) оборудовались 30-мм резиновыми протекторами на нижней поверхности крыльев и крыльевыми огнетушителями. Кроме того, окружавшие топливные баки секции крыла заполнялись CO2, чтобы дополнительно снизить риск воспламенения. Другие изменения включали в себя 5-мм бронелисты, защищавшие хвостовую огневую точку, а на модификации G4M2 также 10-мм броневые листы, защищавшие верхнюю огневую точку.
На варианте G4M2 Модель 24 Тей бронирование было значительно усилено, бронелисты защищали также кабину пилотов, фюзеляжные топливные баки и топливопроводы. Однако полноценную защиту топливных баков получили только самолёты модификации G4M3, на которых топливные баки были полностью защищены располагавшимися внутри крыла протекторами.
Шасси G4M было убирающимся, трёхстоечным с хвостовым колесом. Основные стойки шасси имели масляно-пневматическую амортизацию и убирались при помощи электропривода в мотогондолы, наличествовала также возможность аварийного выпуска под действием собственного веса и набегающего потока воздуха. Свободноориентирующееся хвостовое колесо также убиралось при помощи электропривода, но на практике он часто снимался и стойка фиксировалась в выпущенном положении[2]. Поэтому, начиная с G4M2 поздних модификаций, хвостовое колесо стали стандартно делать неубираемым.
Основная силовая установка G4M состояла из двух 14-цилиндровых двухрядных радиальных карбюраторных двигателей воздушного охлаждения Мицубиси Касей различных модификаций. Мощность этого двигателя варьировалась от 1530 л.с. на ранних модификациях G4M1 до 1825 л.с. на G4M2A и последующих. Двигатели крепились к передней части крыльев и были укрыты в мотогондолах. Маслорадиаторы, тоннельного типа, были расположены внутри капотов двигателей. Двигатели приводили самолёт в движение при помощи двух трёхлопастных металлических пропеллеров с изменяемым шагом, диаметром 3,4 м. Начиная с G4M2, они были заменены четырёхлопастными, того же диаметра.
Двигатели различных модификаций G4M | ||
модификация | модель двигателя | взлётная мощность, л.с. |
---|---|---|
прототипы, ранние G4M1 Модель 11 | Мицубиси Касей 11 | 1530 |
поздние G4M1 Модель 11, G4M1 Модель 13 | Мицубиси Касей 15 | 1530 |
G4M2 Модель 22 | Мицубиси Касей 21 | 1800 |
G4M2A Модель 24, G4M3 Модель 34 | Мицубиси Касей 25 | 1825 |
G4M2B Модель 25 | Мицубиси Касей 27 | 1795 |
G4M2C Модель 26 | Мицубиси Касей 25 Оцу | 1825 |
G4M2D Модель 27, G4M3C Модель 37 | Мицубиси Касей 25 Ру | 1825 |
Общая ёмкость внутренних топливных баков G4M1 составляла 4780 л. Топливные баки располагались между лонжеронами крыла, в его консолях и внутри фюзеляжа.
Размеры бомбоотсека G4M и его вместимость определялись прежде всего размерами и весом авиационной торпеды Тип 91, весившей 1055 кг. Оборудование самолёта обеспечивало подачу к ней электричества и сжатого воздуха, необходимых для подготовки торпеды к запуску. Кроме того, вместо неё могло размещаться до 1000 кг бомбовой нагрузки. Стандартными её вариантами были: 1 × 800-кг бомба, 1 × 500-кг бомба, 4 × 250-кг бомбы или 12 × 60-кг бомб. На практике, однако, при боевых вылетах могли загружаться самые разнообразные комбинации[11]. При загрузке 60-кг бомб, они подвешивались горизонтально на двух балках. При загрузке 250-кг, 500-кг, 800-кг бомб или торпеды, они подвешивались горизонтально в нижней части фюзеляжа, причём створки бомболюка в этом случае частично снимались[2].
На самолётах модификации G4M2e Модель 24 Тей бомбоотсек использовался для транспортировки самолётов-снарядов камикадзе MXY-7 Ohka. Створки бомболюка при этом полностью снимались, а MXY-7 перевозился снаружи, внутри фюзеляжа G4M находился только фонарь самолёта-снаряда.
Оборонительное вооружение G4M варьировалось в зависимости от модификации, постепенно усиливаясь в ходе производства. Если на первых серийных самолётах оно состояло из одной 20-мм пушки Тип 99-1 и четырёх 7,7-мм пулемётов Тип 92, то на последних моделях вооружение самолёта составляли четыре 20-мм пушки и один 13-мм пулемёт Тип 2. Огневые точки на G4M были расположены: в носу самолёта; в верхней части фюзеляжа; по бокам фюзеляжа и в его хвостовой оконечности.
В носу самолёта располагалась установка 7,7-мм пулемёта Тип 92, имевшего боекомплект, по разным данным, в шесть или семь дисковых магазинов по 97 патронов[2][12]. Пулемёт был размещён в шаровом креплении, углы его обстрела составляли ±37,5° в горизонтальной плоскости и ±30° в вертикальной. Помимо этого, углы обстрела увеличивались путём вращения носового конуса, вначале вручную, а начиная с модификации G4M2, при помощи электромоторов. Кроме того, на той же модификации по бортам кабины навигатора добавились стрелковые точки ещё для двух пулемётов. На случай выхода пулемёта из строя, в кабине мог перевозиться запасной. На самолётах модификаций G4M2Ac и G4M3, это малоэффективное оружие было заменёно на 13-мм пулемёт Тип 2.
На G4M1 в верхней стрелковой точке, в блистере, был размещён 7,7-мм пулемёт Тип 92, имевший ограниченные углы обстрела — ±35° в горизонтальной плоскости и 70° в вертикальной. Боезапас пулемёта составлял семь магазинов по 97 патронов. Начиная с модификации G4M2, эта установка была заменена башенкой с электроприводом, имевшей круговой обстрел, в которой размещалась 20-мм пушка Тип 99-1. Боезапас пушки составляли 12 барабанных магазинов по 45 патронов. Начиная с модификации G4M2b, это орудие было заменено пушкой Тип 99-2, имевшей лучшие характеристики.
В блистерах по бокам фюзеляжа, ближе к корме, размещались установки двух 7,7-мм пулемётов Тип 92, по конструкции аналогичные верхней огневой точке. Углы их обстрела составляли ±45° в горизонтальной плоскости и ±60° в вертикальной. Боекомплект каждого пулемёта составлял шесть магазинов по 97 патронов. Рядом с ними на потолке фюзеляжа крепился дополнительный, запасной, пулемёт. Начиная с модификации G4M2, блистеры были заменены сдвижными панелями, не выступавшими за контуры корпуса. А начиная с варианта G4M2a, пулемёты были заменены 20-мм пушками Тип 99-1.
В хвостовой огневой точке была расположена 20-мм пушка Тип 99-1. Её наводимая вручную установка позволяла качание ствола только в вертикальной плоскости, в пределах ±35°. Наведение по горизонтали же осуществлялось поворотом всего хвостового обтекателя. Боезапас пушки составляли 8 барабанных магазинов по 45 патронов в каждом. На самолётах модификации G4M3 она была заменена своим улучшенным вариантом, пушкой Тип 99-2
Оборонительное вооружение различных модификаций G4M | ||||
модификация | носовая установка | верхняя установка | боковые установки | хвостовая установка |
---|---|---|---|---|
прототипы, G4M1 | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 2 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M2 Модель 22, G4M2A Модель 24 | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-1 | 2 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M2a Модель 22 Ко, G4M2Aa Модель 24 Ко | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-1 | 2 × 20-мм Тип 99-1 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M2b Модель 22 Оцу, G4M2Ab Модель 24 Оцу | 1 × 7,7-мм Тип 92 | 1 × 20-мм Тип 99-2 | 2 × 20-мм Тип 99-1 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M2Ас Модель 24 Хей | 1 × 13-мм Тип 2 | 1 × 20-мм Тип 99-2 | 2 × 20-мм Тип 99-1 | 1 × 20-мм Тип 99-1 |
G4M3 | 1 × 13-мм Тип 2 | 1 × 20-мм Тип 99-2 | 2 × 20-мм Тип 99-1 | 1 × 20-мм Тип 99-2 |
Экипаж самолёта состоял из семи или восьми человек — навигатора-бомбардира, выполнявшего также функции переднего стрелка; двух пилотов; наблюдателя; первого радиста, управлявшего также верхней огневой точкой; второго радиста и бортинженера, выполнявших в бою функции бортовых стрелков; хвостового стрелка.
Первой частью, перевооружённой G4M в мае 1941 года, стал кокутай «Такао», дислоцированный на Тайване. После тренировок, продолжавшихся до 23 июня, авиагруппа, насчитывавшая к тому времени 27 машин, была 25 июня переброшена под Ханькоу, откуда она вскоре начала совершать боевые вылеты. К тому времени китайские ВВС, нёсшие тяжёлые потери в борьбе с новыми японскими истребителями A6M «Зеро», старались избегать боя с ними. Впервые G4M были перехвачены китайскими истребителями (по разным сведениям, И-16 или И-153) во время бомбардировки Чэнду 11 августа, однако новые бомбардировщики продемонстрировали своё серьёзное преимущество, не понеся потерь и даже сбив три истребителя огнём 20-мм пушек[2][13]. С окончанием боевых действий, 1—2 сентября авиагруппа была переброшена обратно на Тайвань, где приступила к подготовке к будущей войне.
К 7 декабря 1941 года количество G4M в войсках дошло до 108 единиц[14]. В предшествовавшую нападению на Пёрл-Харбор неделю они выполняли многочисленные разведывательные миссии над Филиппинами и атоллом Уэйк. Одновременно с атакой на Пёрл-Харбор, 8 декабря планировалось провести массированный авианалёт силами «Рикко» 21-й и 23-й авиафлотилий, на рассвете, в традициях японской военной доктрины, на американские авиабазы на острове Лусон. Нападение чуть было не сорвалось из-за густого предрассветного тумана, однако пусть и с опозданием, самолёты поднялись в воздух. На Филиппинах к тому времени уже знали об атаке Пёрл-Харбора и спешно готовились к отражению атаки, но японцам повезло застать американцев в самый неподходящий момент, когда почти все прикрывавшие аэродром истребители как раз только что совершили посадку для дозаправки. Смешанные силы японцев, состоявшие из 103 бомбардировщиков G3M и G4M, сбросили 1122 60-кг и 26 250-кг бомб на аэродромы Иба, Кларк-Филд и находившуюся рядом радарную станцию. Уцелевшие самолёты противника тут же были атакованы пушечно-пулемётным огнём истребителей A6M эскорта. В результате этого нападения, на земле были уничтожены более 80 американских самолётов и ещё 13 было сбито в воздухе, в то время как потери японцев составили всего семь A6M и один G4M, совершивший вынужденную посадку на обратном пути[2][15].
После перерыва 9 декабря, вызванного вновь сгустившимся туманом, на следующий день бомбардировки возобновились. G4M разрушили военно-морскую базу в Кавите, уничтожив торпедный арсенал и оставив практически безоружными эсминцы и подводные лодки американского флота. Кроме этого в бухте Манилы были потоплены транспорт «Сэголэнд», подводная лодка «Силайон» и тральщик «Биттерн» и повреждены эсминец «Пири» и подводная лодка «Сидрэгон». При этом с японской стороны потери составили всего по одному G4M и A6M. 12—13 декабря продолжили налёты, обеспечивая поддержку высадившегося японского десанта и не давая американцам собрать значительные подкрепления. 13 декабря бомбардировкам вновь подверглась Манильская бухта, в которой были потоплены два парохода и американский транспорт снабжения. За первую неделю боёв японцами было безвозвратно потеряно всего четыре G4M[2]. 14 декабря на захваченные на Филиппинах аэродромы перебазировались бомбардировщики Ки-21 армейской авиации, что позволило высвободить «Рикко» для роли торпедоносцев и интенсивность атак по кораблям стала резко возрастать. Ко времени отхода американских войск на полуостров Батаан в первых числах января 1942 года, на счету G4M числился не один десяток потопленных и повреждённых судов[2].
Одновременно с атакой на Пёрл-Харбор, 8 декабря 1941 года, началось и наступление на британскую Малайю. В том регионе действовала эскадра "оперативное соединение «Z», состоявшая из линкора «Принц Уэльский», линейного крейсера «Рипалс» и четырёх эсминцев. Маршрут эскадры был составлен таким образом, чтобы не подходить к занятому японскими силами побережью ближе, чем на 170 миль, максимальному радиусу полёта с нагрузкой германских торпедоносцев He-115 — в то время британцы ещё полагали, что японские самолёты никак не могут превосходить по своим характеристикам немецкие. утром 8 декабря эскадра вышла из порта Сингапура, намереваясь к утру 10 декабря перехватить японские транспортные суда. Японское командование решило принять срочные меры, чтобы не допустить срыва высадки десанта. Поскольку имевшиеся у японцев в том регионе старые линейные крейсеры «Конго» и «Харуна» явно уступали британским кораблям, единственным выходом оставалась торпедная атака с воздуха.
Ранним утром 10 декабря на разведку вылетела девятка G3M, а вскоре в воздух поднялись и основные силы — 34 вооружённых бомбами и 23 снаряжённых торпедами G3M и 26 G4M, нёсших только торпеды. Все три этих группы шли одним курсом, но независимо друг от друга, не имея визуального контакта. В 10:15 оба линкора были обнаружены одним из разведчиков и в 11:13 вооружённые бомбами G3M атаковали «Рипалс», добившись одного попадания 250-кг бомбы, не нанёсшего серьёзных повреждения, а от вскоре последовавшей атаки торпедоносцев линейный крейсер сумел уклониться. Однако торпедоносцы заходили со всех сторон и вскоре сумели добиться первого попадания в среднюю часть корпуса, но противоторпедная защита выдержала и корабль не получил существенных повреждений. Но вскоре ещё четыре торпеды попали в линейный крейсер, который потерял управление и начал стремительно крениться. В 12:33, «Рипалс» перевернулся и затонул.
Тем временем, вооружённые торпедами G4M атаковали «Принца Уэльского». Зенитный огонь линкора оказался неэффективен и две торпеды из восьми выпущенных поразили кормовую часть линкора. В результате попаданий отказало рулевое управление, оказалась обесточена большая часть корабля, а кормовые отсеки начали стремительно заполняться водой. Вскоре в потерявший управление корабль попали ещё четыре торпеды, после чего он потерял ход и стал тонуть. Ещё через некоторое время к месту событий подоспела третья волна атакующих, вооружённые бомбами G3M, которые добились одного попадания 500-кг бомбы в центр корабля, вызвавшего тяжёлые потери экипажа. Это ускорило гибель корабля, который в 13:20 опрокинулся и затонул.
Спешно прибывшие на место сражения истребители застали только эсминцы, подбиравшие из воды уцелевших моряков, японские самолёты уже взяли обратный курс. В тот день, англичане лишились 2 линейных кораблей и 840 членов их команд, в то время как японцы потеряли всего 6 самолётов сбитыми. Гибель «Принца Уэльского» и «Рипалса» нанесла очень большой удар по боевому духу британских войск[2].
Одновременно с началом войны, 8 декабря 1941 года, оснащённые G4M бомбардировочные эскадрильи начали бомбардировки британских авиабаз на Малайском полуострове. В результате массированных авианалётов уже к концу дня британцы потеряли почти половину своей авиации в том регионе[2]. Это, в сочетании с активностью японских истребителей, намного превосходивших устаревшие британские, практически лишило англичан возможности оказать авиационную поддержку своим войскам. 3 января G4M присоединились к бомбардировке Сингапура, а также начали атаковать караваны судов, подвозившие в город подкрепления, хотя больших успехов не добились[2]. При этом, из-за отсутствия достаточного количества подходящих аэродромов у японцев на Малайском полуострове, большая часть G4M была вынуждена действовать с авиабаз в Индокитае. При этом расстояние до цели превышало 1100 км, что, впрочем, не представляло проблем для G4M с их огромной дальностью полёта. К концу января — началу февраля 1942 года, когда сопротивление британской авиации было окончательно подавлено, повысилась и интенсивность атак торпедоносцев G4M по судам. До капитуляции Сингапура 15 февраля 1942 года, ими были потоплены десятки судов, в основном транспортов и вспомогательных судов[2].
После капитуляции Японии, почти все японские военные самолёты, включая и G4M, были уничтожены победителями. Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр G4M, G4M1 Модель 11, находится в музее авиации в Санта-Монике, США. В распоряжении Смитсоновского института в Вашингтоне, США, находятся также носовая и хвостовая части фюзеляжа G4M3 Модель 34. В самой Японии сохранилась лишь хвостовая часть G4M2 Модель 22, принадлежащая частному коллекционеру Н.Харада и экспонирующаяся в его музее в Токио. Кроме этого, часть ещё одного G4M сохраняется в авиационном музее в Дарвине, в Австралии[16].
ТТХ G4M различных модификаций[17] | ||||
G4M1, Модель 11 | G4M1, Модель 13 | G4M2, Модель 22 | G4M3, Модель 34 | |
---|---|---|---|---|
Размеры | ||||
Размах крыла, м | 24,88 | 24,88 | 24,89 | 25,00 |
Длина, м | 19,97 | 19,97 | 19,63 | 19,50 |
Высота, м | 4,90 | 4,90 | 4,11 | 4,80 |
Площадь крыла, м² | 78,13 | 78,13 | 78,00 | 78,00 |
Сухая масса, кг | 6800 | 6741 | 8160 | 8300 |
Масса снаряжённого, кг | 9500 | 9500 | 12000 | 12500 |
Максимальная взлётная масса, кг | 12500 | 14000 | 15390 | 14325 |
Характеристики | ||||
Двигатель | Мицубиси Касей 11, 1530 л.с. |
Мицубиси Касей 15, 1530 л.с. |
Мицубиси Касей 21, 1800 л.с. |
Мицубиси Касей 25, 1825 л.с. |
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч, на высоте, м | 428 / 4200 | 452 / 6000 | 437 / 4600 | 470 / 4890 |
Крейсерская скорость с полной нагрузкой, км/ч, на высоте, м | 315 / 3000 | 322 / 3000 | 322 / 4000 | 350 / 4000 |
Время подъёма, мин, на высоту, м | 18 / 7000 | 15 / 7000 | 13 / 5000 | 20 / 7000 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 121,6 | 121,6 | 160,0 | 160,0 |
Дальность полёта с полной нагрузкой, км | н/д | н/д | н/д | н/д |
Максимальная дальность полёта, км | 6034 | 5419 | 3270 | 4334 |
Практический потолок, м | 9100 | н/д | н/д | н/д |
Самолёты Императорского флота Японии времён Второй мировой войны | |
---|---|
Палубные истребители |
A5M • A6M Zero • A7M Reppuu |
Палубные пикирующие бомбардировщики | |
Палубные торпедоносцы и бомбардировщики |
B4Y • B5M • B5N • B6N Tenzan • B7A Ryusei |
Палубные разведывательные самолёты | |
Истребители наземного базирования |
J1N Gekko • J2M Raiden • J4M Senden • J5M Tenrai • J7W Shinden • J8M Shuusui • J9Y Kikka • N1K-J Shiden • A8V1 |
Ночные истребители | |
Бомбардировщики наземного базирования |
G3M • G4M • G5N Shinzan • P1Y Ginga • G8N Renzan • G10N Fugaku |
Патрульные бомбардировщики | |
Разведывательные самолёты | |
Транспортные самолёты | |
Учебно-тренировочные самолёты |
K3M • K5Y • K7M • K10W • K11W Shiragiku |
Самолёты специального назначения | |
Летающие лодки | |
Истребители-гидропланы | |
Разведывательные гидросамолёты |
E7K • E8N • E9W • E10A • E11A • E13A • E14Y • E15K Shiun • E16A Zuiun • F1M |
Гидросамолёты специального назначения |
Mitsubishi G4M.