Американские граффити | |
American Graffiti | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
В главных ролях |
Ричард Дрейфусс |
Длительность |
112 мин. |
Бюджет |
775 тыс. долл. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0069704 |
«Америка́нские граффи́ти» — молодёжная кинокомедия Джорджа Лукаса (1973), его второй полнометражный фильм. Ностальгический портрет провинциальной Америки накануне таких потрясений, как убийство Кеннеди и война во Вьетнаме. Слоган фильма — «А где ты был в 1962?»
Относительно малобюджетная лента выдвигалась на «Оскар» в пяти номинациях (включая «лучший фильм») и была удостоена премии «Золотой глобус» в категории «лучшая комедия или мюзикл».
Содержание |
Один из малых городов Калифорнии, 1962 год, «последнее лето детства». Перед тем, как разъехаться по университетам в мегаполисах, выпускники местной школы гуляют «на полную». В фильме показана только одна ночь, за время которой пути ребят причудливо пересекаются. Стив влюблён в сестру Курта Лори, и молодые постоянно вместе. Курт ещё не нашёл свою любовь, но он увидел на улице шикарную блондинку, и теперь пытается её отыскать. Их приятель, автогонщик Джон Милнер, оказывается в эту ночь наедине с 13-летней девчонкой Кэрол, упорно не желающей покидать нового знакомого...
На протяжении всего фильма камера динамично переключается от пары к паре, прослеживая их блуждания в автомобилях по ночному городу. За ночью волнующих приключений наступает утро новой, взрослой жизни, которая, судя по эпилогу, не принесёт большинству ребят ничего хорошего.
Деньги на съёмки фильма нашёл продюсер Фрэнсис Форд Коппола, после выхода «Крёстного отца» находившийся в зените своей славы. Во время работы с Лукасом над фантастической лентой «THX 1138» он предложил коллеге поработать в реалистическом ключе, сняв нечто наподобие «Маменькиных сынков» Феллини. «Я решил задокументировать то, как моё поколение кадрило девчонок», — вспоминает Лукас. Из воспоминаний Лукаса о разных этапах своего юношества в Модесто (увлечение гонками на хот-родах, проблемы с «девчонками» в колледже) родились фигуры трёх главных героев ленты.
Бюджет (775 тыс. долларов) был очень скромным, и создателям фильма приходилось на всём экономить. На главные роли были приглашены малоизвестные начинающие актёры Рон Ховард, Ричард Дрейфус, Харрисон Форд, впоследствии ставшие звёздами первой величины. Сами съёмки в городках Петалума и Сан-Рафаэл велись по ночам и заняли меньше месяца[1]. Предметом особой заботы Лукаса была сочная картинка ночного города с импрессионистическими всплесками неоновых огней[1][2].
Студия Universal Pictures скептически оценивала коммерческие перспективы бессюжетной, по их мнению, ленты[1] (хотя «фильмы настроения» после «Беспечного ездока» как раз пользовались спросом у молодёжи). Несмотря на противодействие консерваторов от кино, «Американские граффити» вышли в прокат в режиссёрской версии и стали третьим по кассовым сборам фильмом года[1]. К концу XX века лента принесла создателям свыше 200 млн долларов, став, таким образом, одним из самых прибыльных проектов Нового Голливуда.
Созданию атмосферы начала 1960-х способствуют беспрестанно звучащие в кадре хиты того времени. Как и в случае с «Беспечным ездоком», специальная музыка для фильма не заказывалась. Легендарный радиоведущий Вульфмен Джек играет в фильме самого себя. Вульфмен — кумир юного Лукаса, который планировал снять о нём документальный фильм[3].
Успех фильма породил спрос на ностальгическую кинопродукцию о начале 1960-х, которая, в отличие от своего прообраза, зачастую страдала сентиментальностью[4][5]. Формуле успеха «Американских граффити» следовали многие молодёжные комедии последующих десятилетий, как, например, «Лихие времена в школе Риджмонт Хай» и «Под кайфом и в смятении». «Этот жанр, увы, за прошедшие годы настолько опошлен, что сейчас свежесть и новаторство Лукаса почувствовать непросто, но в свое время он стал для американской молодежи буквально культовым», — пишет Михаил Трофименков[6]. В ознаменование влияния фильма на американскую киноиндустрию он был в 1995 г. внесён в Национальный реестр фильмов.
Фильмы Джорджа Лукаса | |
---|---|
1960-е | Фрейхейт (1965) • Взгляд на жизнь (1965) • Херби (1966) • 1:42:08 (1966) • Имперор (1967) • Электронный лабиринт: THX 1138 4EB (1967) • Каждый жил в городе Претти Хау (1967) • 6-18-67 (1967) • Создатель фильмов (1968) • Создание «Люди дождя» (1969) |
1970-е | THX 1138 (1970) • Американские граффити (1973) • Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда (1977) |
1990-е | Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (1999) |
2000-е | Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов (2002) • Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов (2005) |
Американские граффити.