Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Баян (крейсер, 1908)

«Баян»
Основная информация
Тип Броненосный крейсер
Государство флага  Россия
Порт приписки Кронштадт
Верфь Адмиралтейский завод
Спущен на воду 2 августа 1908 года
Введён в эксплуатацию 1911 год
Выведен из состава флота 1922 год
Современный статус Разобран
Параметры
Водоизмещение 7900 т (полное — 8240 т)
Длина 137,2 м
Ширина 17,5 м
Осадка 6,5 м
Бронирование Броневой пояс (носовая оконечность/средняя часть/кормовая оконечность) — 60/175/100 мм, каземат (152-мм) — 80 мм,
защита (75-мм орудий) — 60 мм,
броневой траверз — 100 мм,
башни главного калибра (стенки/крыша) — 132/30 мм, носовая боевая рубка — 136 мм, броневая палуба — 30 мм
Технические данные
Силовая установка 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 26 водотрубных котлов «Бельвиль» в 4-х котельных отделениях
Мощность 16 500—18 600 (форсированная) л. с.
Винты 2
Скорость 21,8 узла (на приемных испытаниях), экономическая — 14 узлов (при 10—12 задействованных котлах)
Дальность плавания 750/2100 морских миль (21/14 узловым ходом)
Экипаж 20 офицеров, 17 кондукторов, 540 матросов
Вооружение
Артиллерийское вооружение 1908—1916
2 × 1 — 203-мм/45 орудия,
8 × 1 — 152-мм/45 орудий,
22 × 1 — 75-мм/50 орудия,
8 × 1 — 7,62-мм пулемётов
с 1916
3 × 1 — 203-мм/45 орудия,
12 × 1 — 152-мм/45 орудий,
2 × 1 — 75-мм/50 орудия,
2 × 1 — 47-мм орудия,
2 × 1 — 7,62-мм пулемёта.
Торпедно-минное вооружение 2 однотрубных 457-мм подводных торпедных аппарата (боекомплект — 6 торпед)

«Бая́н» — броненосный крейсер Российского императорского флота одноимённого типа, принимавший участие в Первой мировой войне. Назван в память о потопленном в Порт-Артуре крейсере.

Содержание

Проектирование и постройка

После поражения в Русско-Японской войне Российский императорский флот оказался без действующей и распланированной судостроительной программы. При этом флот остро нуждался в пополнении поредевшего корабельного состава.

10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял реше­ние о постройке в Санкт-Петербурге крейсеров «улучшенного типа „Баян“» по чертежам головного крейсера серии — «Адмирал Макаров». Его постройка осуществлялась французской фирмой «Forges et Chantiers», которая передавала техническую документацию для постройки в России двух других кораблей — «Баян» и «Паллада». Начало постройки крейсеров финансировалось кредитами, полученными Морским министерством для восполнения убыли корабельного состава Первой Тихоокеанской Эскадры после начала войны и первых потерь флота. «Баян» зачислен в списки судов Балтийского флота 15 апреля 1905 года, 15 августа 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге, спущен на воду 2 августа 1908 года и вступил в строй 1 июля 1911 года. Крейсер незначительно[источник не указан 764 дня] отличался от первого «Баяна»; наиболее существенными отличиями были: переделка бронирования, возможность уборки боевых прожекторов в дневное время под защиту брони, расширение сети переговорных труб, установка специальных сальников для всех кабелей и проводов, проходящих через водонепроницаемые переборки, замена деревянных шкафов в хозяйственных помещениях на металлические и т. д.

История службы

«Баян» участвовал в составе 1-й бригады крейсеров Балтийского флота в Первой мировой войне, с мая 1918 года на консервации в порту Петрограда. Восемь демонтированных 152-мм орудий крейсера были установлены на плавбатареях Онежской военной флотилии, принимавших участие в Гражданской войне. Продан 1 июля 1922 года русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл», осенью 1922 года отбуксирован в Германию и был разобран в Штеттине. Исключен из списков кораблей РККФ 25 ноября 1925 года.

Литература

  • Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Броненосные крейсера типа «БАЯН»
  • Мельников Р. М. Броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров» 1906—1925

Ссылки

  • Броненосный крейсер «Баян»

Баян (крейсер, 1908).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93