Маккейб и миссис Миллер | |
McCabe & Mrs. Miller | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Эдмунд Нотон (роман) |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
121 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0067411 |
«Маккейб и миссис Миллер» (англ. McCabe & Mrs. Miller; иногда встречается название «Бордель») — ревизионистский вестерн Роберта Олтмена, снятый в 1971 году. Сам режиссёр определил его жанр как «анти-вестерн». По версии Американского института кино — один из самых значимых фильмов в истории жанра.
Содержание |
Наступает XX век. В глухое шахтёрское поселение Пресбитериан-Чёрч на северо-западе США приезжает таинственный игрок в карты по имени Маккейб. Ходят слухи о том, что когда-то он застрелил знаменитого бандита. Накопив карточной игрой некоторое состояние, Маккейб открывает в городке салун, игорный дом и публичный дом.
В этом ему помогает миссис Миллер — прибывшая из Сиэтла опытная проститутка с недюжинной деловой хваткой. Между Миллер и Маккейбом завязываются отношения, хотя по изначальной договорённости за каждую ночь, проведённую в её постели, Маккейб продолжает платить ей 5 долларов.
Предприятие Маккейба и миссис Миллер привлекает в Пресбитериан-Чёрч народ со всей округи. Крупная горнодобывающая компания предлагает Маккейбу купить его бизнес, но тот запрашивает неразумную цену. Тогда к нему присылают троих наёмных убийц…
Фильм с рабочим названием The Presbyterian Church Wager («Пари в Пресбитериан-Чёрч») снимался в окрестностях Ванкувера. Название было изменено на «Джон Маккейб» под давлением пресвитерианской церкви США, не желавшей, чтобы её название ассоциировалось с фильмом о борделе. Заглавные роли исполнили Уоррен Битти и Джули Кристи, с 1967 года состоявшие в гражданском браке и не желавшие расставаться даже на съёмочной площадке.
В некоторых сценах на заднем фильме видны за работой молодые плотники из числа пацифистской молодёжи, перебравшейся в Канаду, чтобы избежать призыва на Вьетнамскую войну. Декорации строились ими по мере работы над фильмом[1]. К крышам зданий были подведены шланги, чтобы по мере необходимости создавать эффект накрапывающего дождя. Внезапно выпавший в конце съёмок снег чуть было не спутал планы съёмочной группы.
Эффект реалистичности призваны усилить негромкие, наслаивающиеся друг на друга диалоги периферийных персонажей[1] и зернистая, обесцвеченная картинка. Благодаря использованию цветовых фильтров интерьерам был придан тёплый, буро-рыжеватый оттенок, с которым контрастируют унылые серые и зеленоватые тона уличных сцен[1]. Чтобы руководство студии не смогло «выправить» изображение, оператор и режиссёр изначально условились немного засветить негатив.
Фильм первоначально не вызвал ажиотажа у американских зрителей, включая кинокритиков. Джули Кристи была в очередной раз номинирована на «Оскар», оператор Вилмош Жигмонд — на премию Британской академии. Рецензенты посчитали нарисованный Олтманом образ фронтира начала XX века нарочито опрокинутой в прошлое картиной Америки уотергейтовского периода, погрязшей в насилии и лжи[2].
Со временем статус фильма вырос до такой степени, что по результатам опроса кинематографистов Американский институт кино включил «Маккейба» в список лучших вестернов, а Библиотека конгресса внесла его в Национальный реестр наиболее значимых американских фильмов. Из авторитетных кинокритиков А. О. Скотт записал «Маккейба» в пятёрку своих любимых фильмов, а Р. Эберт назвал его совершенством[3]. По оценке Д. Кера и киносправочника Time Out, это лучшая работа Олтмана[4][5].
«Маккейб и миссис Миллер» принадлежит к натуралистическому периоду в творчестве Олтмана, когда он занимался развенчанием тех ценностей, которые были положены в основу традиционных жанров американского кино, и один за другим «деконструировал» эти жанры. Так, вместо кульминационной перестрелки «глаза в глаза» он предлагает зрителю игру в прятки с целью выстрелить противнику в спину. Вместо привычной для вестернов духоподъёмной музыки с первых кадров элегическое настроение задают «завораживающие, заунывные баллады»[6] с дебютного альбома Леонарда Коэна, выпущенного в 1967 году.
Дикий Запад на экране просто не узнать. Вместо палящего солнца — холод, грязь, слякоть, а в финале — еще и томительный снегопад, который убивает надежнее, чем пули. Вместо бескрайних прерий — теснота убогого, заплеванного городка. «Маккейб» вообще очень «тесный» фильм, где персонажи непрерывно находятся в состоянии вынужденной физической близости. Вместо ярких цветов — коричневый и серый. Вместо шикарных наездников — шпана какая-то, напоминающая человеческую фауну заштатного восточноевропейского местечка: котелки, ермолки, треснутые очечки, нечесаные бороды, подтяжки, кальсоны. Впрочем, один настоящий, вернее, киношный белозубый ковбой на экране появится: заскочит накормить лошадь. Его почти сразу же пристрелят. Маленький мир, маленькие люди.
Фильмы Роберта Олтмена | |
---|---|
1950-е | Правонарушители |
1960-е | Обратный отсчёт • Тот холодный день в парке |
1970-е | Военно-полевой госпиталь • Брюстер Маклауд • Маккейб и миссис Миллер • Образы • Долгое прощание • Воры как мы • Калифорнийский покер • Нэшвилл • Баффало Билл и индейцы • Три женщины • Свадьба • Квинтет • Идеальная пара |
1980-е | Здоровье • Попай • Приходи к пяти на встречу, Джимми Дин, Джимми Дин • Неудачники • Тайная честь • О.С. и Стиггс • Почему дураки влюбляются • Это — судьба! • Ария |
1990-е | Винсент и Тео • Игрок • Короткие истории • Высокая мода • Канзас-Сити • Леший • Колесо фортуны |
2000-е | Доктор «Т» и его женщины • Госфорд-парк • Труппа • Компаньоны |
Бордель (фильм).