Б-440 | ||
---|---|---|
|
||
|
||
История корабля | ||
Государство флага | СССР → Россия | |
Порт приписки | Полярное → Кронштадт | |
Спуск на воду | 16 сентября 1970 | |
Выведен из состава флота | 1998 | |
Современный статус | музей | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | большая торпедная подводная лодка | |
Обозначение проекта | Проект 641 | |
Классификация НАТО | «Foxtrot» | |
Скорость (надводная) | 16,8 узлов | |
Скорость (подводная) | 16 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 250 м | |
Предельная глубина погружения | 400 м | |
Автономность плавания | 90 суток | |
Экипаж | 80 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1945 т. | |
Водоизмещение подводное | 2472 т. | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 91,3 м | |
Ширина корпуса наиб. | 8,5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5 м | |
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины |
Б-440 — дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России проекта 641. Открыта для посетителей в Вытегре в качестве подводной лодки-музея.
Заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года.
16 января 1971 года после сдаточных испытаний вошла в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971—1972, 1973—1974, 1977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 в Северо-Восточной Атлантике.
В январе-июле 1988 года осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск». 12 августа на глубине 80 м Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положения, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.
В 1990—1995 гг. проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. В 1994 году перечислена в состав Балтийского флота и зачислена в состав 25-й бригады подводных лодок 4-й дивизии учебных кораблей. В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.
В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, что было завершено в 2005 году. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея. В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы — необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озер. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.
Из трёх лодок, участвующих в манёврах в январе-июле 1988 года, две уже стали кораблями-музеями (Б-440 в 2005 году и Б-396 «Новосибирский комсомолец» в 2006 году), а третья, Б-401 «Новосибирск», по сообщению пресс-службы мэрии Новосибирска в 2008 году, могла быть транспортирована в Новосибирск для создания музея после окончания срока службы.
Музей подводная лодка б-440 в вытегре, б-440 фото.