Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Вертолетоносец проекта 10200, противолодочный вертолетоносец проекта 10200 халзан

Противолодочный крейсер-вертолётоносец типа «Москва»
(подпалубный ангар вмещает 14 вертолётов)

Вертолётоносец — разновидность авианосцев, специально предназначенная для несения вертолётов, и поэтому не имеющая самолётного взлётно-посадочного оборудования (катапульт, посадочных тросов). Как правило, одновременно является противолодочным, либо десантным кораблём. Может иметь в составе авиакрыла несколько самолётов с вертикальным или сверхкоротким взлётом.

Разновидности вертолётоносцев:

Родоначальниками строительства вертолётоносцев обоих типов были США. Американские и английские крейсера-вертолётоносцы (в т.ч. передаваемые Франции, Канаде, Австралии, Нидерландам), создавались путём переоборудования из кораблей других типов - лёгких авианосцев, японские - из миноносцев. Специализированные крейсера-вертолётоносцы строили СССР, Франция, Италия. Вертолётоносцы-универсальные десантные корабли, помимо США, с недавних пор строят также Франция (в т.ч. для России), Испания (в т.ч. для Таиланда), Япония, Южная Корея, Австралия (совместно с Испанией).

В СССР вертолётоносцы строились только как противолодочные крейсера, планировавшееся сооружение десантных вертолётоносцев не состоялось.

Содержание

Противолодочные крейсера-вертолётоносцы

Бурное развитие подводных сил после Второй мировой войны вызвало необходимость усиления противолодочных сил. Особое значение это приобрело к началу 60-х гг., когда на боевое патрулирование стали выходить атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Одним из путей решения вопроса считался ввод в боевой состав флотов специальных вертолётоносных кораблей, способных вести эффективный поиск ПЛ на большом удалении от берега. США, располагавшие большим количеством специализированных противолодочных авианосцев, не нуждались в постройке специальных кораблей такого типа, поэтому крейсера-вертолётоносцы появились во флотах европейских стран и СССР. Однако, первыми патрулирующими вертолетоносцами стали переоборудованные авианосцы времен войны США и Великобритании, которые при этом сохраняли противолодочные самолеты.

Европейские крейсера-вертолётоносцы

Jeanne d’Arc (R97)

Первым кораблём — противолодочным вертолётоносцем стал французский крейсер «Jeanne d’Arc», вступивший в строй в [1].

Советские крейсера-вертолётоносцы

Первые предложения по строительству крейсеров-вертолётоносцев были выдвинуты в 1958 г. как попытки спасти от разделки почти готовые крейсера проекта 68-бис за счёт их перестройки в корабли ПЛО с противолодочным вооружением. Однако размеры крейсеров показались тогда командованию ВМФ чрезмерными и разработка проекта 1123 «Кондор» началась в 1960 г. с «чистого листа»[2]. Первый крейсер проекта «Москва» вступил в строй в 1967 г. и оказался достаточно эффективным для целей ПЛО благодаря наличию 14 противолодочных вертолётов и мощной ГАС. Второй крейсер «Ленинград» вошёл в состав флота спустя два года. Всю свою службу корабли провели в составе Черноморского флота, действуя обычно в акватории Средиземного моря. Первоначально предполагалось построить серию из 12 крейсеров данного типа, но резкий рост боевых возможностей атомных ракетных ПЛ, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами вынудил ограничиться двумя кораблями. Строительство третьего крейсера проекта 1123 было отменено в 1968 г. ещё до закладки. Тем не менее, «Кондоры» сыграли важную роль в развитии отечественных авианесущих кораблей.

Десантные вертолётоносцы

Десантный вертолётоносец Iwo Jima (LPH-2)

В западной классификации десантным вертолётоносцем (англ. Landing Platform, Helicopter; LPH) называется десантный корабль, единственным средством высадки которого является вертолёт.

Первыми десантными вертолётоносцами (и вертолётоносцами вообще) были перестроенные из лёгких авианосцев американские Sangamon и британские Bulwark, предназначенные для высадки и прикрытия десанта. Последний участвовал в Суэцком кризисе 1956 года.

Первой американской специально сооружённой серией десантных вертолётоносцев стала Иводзима. Французский вертолётоносец Жанна д’Арк имел возможность использования также как десантный.

По опыту эксплуатации стало считаться, что «чистые» десантные вертолётоносцы способны высаживать слишком малое для своего водоизмещения количество десанта в одной волне (нормально 6÷8 вертолётов, максимум 12), поэтому их строительство прекращено в пользу вертолётных транспортов-доков и универсальных десантных кораблей. Соответственно, в большинстве случаев современные десантные вертолётоносцы имеют официальное наименование УДК (в т.ч. крупные серии Уосп, Тарава, Америка США, Токто Южной Кореи, Мистраль Франции), реже - миноносец-вертолётоносец (Хьюга Японии).

В Советском Союзе десантными вертолётами был оснащён большой десантный корабль «Иван Рогов» проекта 1174, однако, из-за слишком малого числа вертолётов он всё же не мог назваться настоящим вертолётоносцем. Настоящими десантными вертолётоносцами должны были стать корабли проекта 11780, отменённого в связи с распадом СССР.

См. также

Ссылки

  • ship.bsu.by/ Энциклопедия кораблей/ Вертолётоносцы проекта 1123
  • www.aviaship.info/ Вертолётоносцы
  • Эрвин Лангман «Маленькие авианосцы. Большие возможности»


Вертолетоносец проекта 10200, противолодочный вертолетоносец проекта 10200 халзан.

Файл:Roman Catholic Archdiocese of Kansas City in Kansas.svg, Файл:Giovanni Boldini (1842-1931), La Marchesa Luisa Casati (1881-1957) con un levriero.jpg, Чурапчинский наслег.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93