«Генерал Штойбен» | ||
---|---|---|
General von Steuben | ||
|
||
Судно в 1925 году, ещё под прежним названием — «Мюнхен» (München) | ||
Основная информация | ||
Тип | пассажирский лайнер | |
Государство | Веймарская республика Третий рейх |
|
Оператор | Norddeutschen Lloyds | |
Верфь | Stettiner Vulcan-Werft | |
Спущено на воду | 1922 | |
Выведено из состава флота | 10 февраля 1945 (торпедировано) | |
Современный статус | затоплено | |
Параметры | ||
Длина | 168 м | |
Ширина | 19,8 м | |
Водоизмещение | 14660 т | |
Технические данные | ||
Винты | 2 | |
Мощность | 8500 л.с. (6252 кВт) | |
Скорость | 16,5 узлов | |
Экипаж | 356 человек | |
Пассажировместимость | 1078 мест |
«Генерал Штойбен» (нем. General von Steuben) — немецкий пассажирский океанский лайнер. Спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен» (München). В 1930 году лайнер сгорел в порту Нью-Йорка, после чего был отремонтирован и в 1931 году переименован в «Генерал Штойбен» (в честь 200-летия со дня рождения американского генерала прусского происхождения — участника войны за независимость США), а в 1938 году — в «Штойбен» .
Во время Второй мировой войны до 1944 года лайнер использовался как гостиница для высшего командного состава Кригсмарине в Киле и Данциге, после 1944 судно было переоборудовано в госпитальное и участвовало в эвакуации людей (преимущественно раненых военнослужащих и беженцев) из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии.
Содержание |
9 февраля 1945 лайнер «Штойбен» вышел из порта Пиллау (ныне Балтийск) и направился в Киль, на борту лайнера находилось более 4000 человек — 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна[1]. Судно шло в сопровождении миноносца T-196 и тральщика TF-10.
Немецкий лайнер был обнаружен вечером 9 февраля советской подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеско. На протяжении четырёх с половиной часов советская подлодка преследовала «Штойбен» и наконец ночью 10 февраля в 00:55 торпедировала лайнер двумя торпедами. Лайнер затонул спустя 15 минут, при этом погибло более 3600 человек (приводятся следующие числа: погибло 3608, спасено 659 человек)[2].
При торпедировании лайнера командир подводной лодки Александр Маринеско был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер «Эмден». О том, что это не так, Маринеско узнал после возвращения на базу в финский Турку из местных газет.
До декабря 1944 года «Штойбен» совершил 18 рейсов, эвакуировав в общей сложности 26 445 раненых и 6 694 беженцев.
На лайнере были установлены четыре 37-мм зенитных орудия и четыре счетверённых зенитных пулемёта.
Судно | Страна | Тоннаж | Год | Число жертв | Причина гибели |
---|---|---|---|---|---|
Гойя | Германия | 5230 | 1945, 4 апреля | ~ 7000 | Атака ПЛ Л-3 |
Дзюнъё-мару | Япония | 5065 | 1944, 18 сентября | 5620 | Атака ПЛ HMS Tradewind |
Тояма-мару (англ. Toyama Maru) | Япония | 7089 | 1944, 29 июня | 5600 | Атака ПЛ USS Sturgeon |
Кап Аркона | Германия | 27561 | 1945, 3 мая | 5594 | Атака авиации |
Вильгельм Густлофф | Германия | 25484 | 1945, 30 января | ~ 5300 | Атака ПЛ С-13 |
Армения | СССР | 5770 | 1941 | ~ 5000 | Атака авиации |
Рюсей-мару (англ. SS Ryusei Maru) | Япония | 4861 | 1944, 25 февраля | 4998 | Атака ПЛ USS Rasher |
Донья Пас | Филиппины | 2602 | 1987 | ~ 4375 | Столкновение с танкером и пожар |
Ланкастрия | Великобритания | 16243 | 1940 | ~4000 | Атака авиации |
Генерал Штойбен | Германия | 14660 | 1945 | 3608 | Атака ПЛ С-13 |
Тильбек | Германия | 2815 | 1945, 3 мая | ~ 2800 | Атака авиации |
Зальцбург | Германия | 1759 | 1942 | ~ 2000 | Атака ПЛ М-118 |
Титаник | Великобритания | 52310 | 1912 | 1514 | Столкновение с айсбергом |
Худ, линейный крейсер | Великобритания | 41125 | 1941, 24 мая | 1415 | бой с немецкими кораблями |
Лузитания | Великобритания | 31550 | 1915 | 1198 | Атака ПЛ U-20 |
1925 год, Шпицберген
1925 год, Шпицберген
1925 год, Шпицберген
1939 год, прибытие немцев-переселенцев в г. Щецин
Генерал Штойбен (судно).