Сергей Дрейден | |
Имя при рождении: |
Сергей Симонович Дрейден |
---|---|
Дата рождения: |
14 сентября 1941 (71 год) |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1962— |
Награды: | |
IMDb: |
ID 0233107 |
Сергей Симонович Дрейден (Донцов; 14 сентября 1941 года, Новосибирск) — советский и русский актёр театра и кино.
Родился в Новосибирске, в семье литератора Симона Давидовича Дрейдена (1905—1991) и актрисы Зинаиды Ивановны Донцовой (1902—1971), когда его родители выехали из Ленинграда в эвакуацию.
Прадеду по отцу — Шимону Дрейдену — позволили жить столице империи (в Санкт-Петербурге) потому, что он 25 лет отслужил в царской армии. Его семье было выдано официальное разрешение. Дед — Давид Шимонович Дрейден — до революции 1917-го года владел маленькой типографией в Санкт-Петербурге. Другой дед, с материнской стороны, — Иван Донцов — был старшим дворником Казанского собора.[1]
Окончил актёрский факультет ЛГИТМиК (1962, курс Татьяны Сойниковой).
С 1962 актёр Ленинградского театра миниатюр под руководством А. И. Райкина.
В 1963—1964 — актёр Ленинградского театра драмы и комедии.
В 1964—1980 — актёр Ленинградского Театра комедии им. Н. П. Акимова.
С 1985 года — три сезона подряд работал в высокогорной геологической экспедиции в Западной Сибири.
В 1988 году в титрах фильма «Фонтан» Сергей Симонович в память мамы назвался Донцовым, тем самым желая отделить работу в театре от работы в кино. К фамилии Дрейден он вернулся только в фильме «Русский ковчег» Александра Сокурова.
Выступал на эстраде в России, Украине, Молдавии с моноспектаклями и в камерных постановках экспериментального характера. В 1989 г. вместе с тогдашней женой Аллой Соколовой организовал Мастерскую драматурга и актёра при ВОТМ. В 1990-х работал в Театральном музее, в театре «Приют Комедианта», галерее «Борей», в «Чаплин-клубе» (площадка «Лицедеев»), БДТ им. М. Горького.
01 февраля 2012 года Сергей Симонович Дрейден за роль в спектакле «Мой уникальный путь» в постановке Григория Дитятковского (театр «Приют Комедианта») удостоен Санкт-Петербургской премии им. В. И. Стржельчика. Эта премия присуждается с 1999 года: всякий раз — 31 января, в день рождения великого актера Владислава Игнатьевича Стржельчика. Жюри премии неизменно: вдова Стржельчика — Людмила Павловна Шувалова, Алиса Бруновна Фрейндлих, Олег Валерианович Басилашвили (он заменил в ареопаге усопшего Кирилла Лаврова). Вручая Сергею Дрейдену премию, Алиса Фрейндлих, в частности, сказала: «Недавно я посмотрела спектакль „Мой уникальный путь“ в „Приюте комедианта“ и была ошеломлена. Я сразу вспомнила и спектакль „Потерянные в звездах“, и „Мрамор“, и „Отец“… Этот артист не потерял и не предал того самого театра, который мы, „старички“, исповедуем и которым мы клянемся».[2]
Когда началась война, в 1941 году, родители Сергея, Ленинградцы, Симон Давидович и Зинаида Ивановна, поехали вместе с театром в эвакуацию, в Новосибирск. Там семья Дрейденов оказалась вместе с семьями актёров Николая Черкасова и Василия Васильевича Меркурьева.[1]
Сергей родился 14 сентября 1941 года, сразу, как только поезд с работниками Ленинградского театра им. Пушкина прибыл в Новосибирск. У его мамы, Зинаиды Ивановны, было мало молока, поэтому молочной матерью для новорожденного Серёжи стала дочь Всеволода Мейерхольда (жена актёра Василия Васильевича Меркурьева) — Ирина Всеволодовна Мейерхольд.[3]
В 1944 году семья Дрейденов из Новосибирска переезжает в Москву, живёт на Тверском бульваре, за кулисами Камерного театра, где Симон Давидович работает завлитом у Александра Яковлевича Таирова.[4]
В 1948 году Дрейдены возвращаются в Ленинград. Они получают квартиру на улице Чайковского, в доме № 43.
Через год, в 1949 году, главу семьи — Симона Давидовича арестовывают как врага народа. От маленького Серёжи скрывают арест папы, объясняя его отсутствие важной работой в Кремле.[4]
В детстве Серёжа много болел и когда лежал в постели, слушал радиоспектакли.
Я запоминал текст, а потом играл его перед мамой. Наверное, это и стало основой. Мне уже было не отвертеться [5] |
Cергей с раннего детства любил рисовать, и, заметив это, родители отдали его в художественную школу. Маленький Серёжа рос домашним ребёнком, даже в первом классе не учился, а был водим няней в немецкую группу на дому (сохранившуюся от старых времен). А когда его перевели в школу (школа № 203 им. Грибоедова А. С., бывшая «Анненшуле», в которой учился Иосиф Бродский и другие знаменитые люди), то через 10 минут после начала первого урока встал, взял свой портфель, собрал туда тетради, объявил: «Мне домой надо! Мне пора» — и ушел.[4] Спустя время, Сергея, как сына врага народа, исключат из пионеров.[6]
Вместе со школой в жизнь «домашнего мальчика» вошли пионерские лагеря от крупных заводов, где он проводил по три смены за лето. Потому что маме, актрисе, самые разнообразные предприятия, где она выступала, выдавали путевки в лагеря для сына; а она в это время ездила на гастроли, зарабатывала деньги — ей ведь надо было кормить сына, себя и собаку и отправлять посылки мужу в лагеря.[4]
После освобождения и реабилитации в 1954 году, отец Сергея, Симон Давидович, отбыв пять лет из десяти в лагере как враг советского народа, вернулся к жене и уже 13-летнему сыну.[7] Некоторое время он жил с семьёй, но вскоре переехал в Москву, видясь с сыном только во время школьных каникул.[6]
С самим Георгием Товстоноговым Сергей познакомился, ещё будучи восьмиклассником. Так, зимой 1955 года, получив в подарок от отца коньки, практически не умея кататься на них, Сергей упал и получил сотрясение мозга. Родители отправили сына в Комарово, в санаторий. Там мальчик и знакомится с мэтром, их номера оказались напротив друг друга.[8]
«Мы с ним катались на лыжах, и я ему рассказывал неприличные анекдоты; он хохотал, как безумный, потому что, кроме меня, их ему никто не мог рассказать. Общался с его сыновьями, бывал у него дома, но в том возрасте не оценивал ситуацию как „О! Сам Товстоногов!“ — мне это было совсем не нужно. Георгий Александрович как раз поставил „Оптимистическую трагедию“, но в БДТ начал ходить, когда я стал студентом. Может быть, начал небрежно, а потом уже — очень внимательно». Сергей Дрейден[4]
Во время школьных каникул Симон Давидович навещает сына в Ленинграде — они ходят на спектакли, на фильмы в Доме кино. Симон Давидович познакомил сына со своим лагерным другом — военным кинооператором Виктором Тимковским, и Сергей начинает заниматься у него в фото-студии при ДК имени Кирова.[6]
После окончания школы Сергей собирался поступать на операторский факультет во ВГИК. Отец устраивает его такелажником на Ленфильм, потому как чтобы подать документы в приемную комиссию, необходим был производственный опыт.
Но не стать оператором помог случай. Однажды Сергей шёл по Моховой, где в Театральном институте учились его друзья, которые стали агитировать его: поступай к нам, как раз консультация проходит. Так, вчерашний девятиклассник Сергей Дрейден рискнул и поступил.[6]
Сразу после окончания Театрального института, в 1962 году, Сергей Дрейден пришел в Театр миниатюр Аркадия Райкина. Но проработал там всего четыре месяца, где все актеры исполняли там вспомогательные функции при великом Артисте.
В 1963 году театральный режиссёр Роза Абрамовна Сирота приглашает молодого артиста в Театр «На Литейном», где его увидел Николай Акимов и пригласил в Театр Комедии участвовать в спектакле «Гусиное перо». Эта постановка имела большой успех.[9][6]
Пробыв два сезона, Дрейден ушел из театра. Месяц работал по ночам шофёром — развозил ночью хлеб, а днем сочинял пьесы и разыгрывал их со своим товарищем Вячеславом Захаровым.[6]
Вернулся обратно, когда Акимова уже не было. Работал с учеником Товстоногова Вадимом Голиковым. Потом туда пришел Пётр Фоменко.[6]
Также, помимо работы в театре, Сергей Дрейден начинает сниматься кино.
В основном в эпизодах, в фильмах: «Пока фронт в обороне» и «Четыре страницы одной молодой жизни».
А также в постановках Ленфильма. В телеспектакле «Смерть Вазир-Мухтара» — роль Осипа Ивановича Сенковского и в телеспектакле «Жизнь Матвея Кожемякина», где играет Прачкина.
И первая большая роль в фильме 1967 года Литовской киностудии — Поворот / Posūkis, где молодой артист играет сержанта Андрея Воронцова, спасающего литовских детей, оказавшихся в первые дни войны далеко от дома, в школьном автобусе на оккупированной фашистами территории.
В 70-е годы Дрейден много играет в Театре Комедии: замечательно светлый Одиссей в «Троянской войны не будет» у Петра Фоменко, лакей Видоплясов в «Селе Степанчикове» у Вадима Голикова, Пашка-интеллигент в его же «Ремонте».
А вместе с Вячеславом Захаровым они составляли постоянную и редкую клоунскую пару: рыжий и белый (белый, конечно, Дрейден). Из спектакля в спектакль — от «Романтиков» Эдмона Ростана, где они были отцами семейств, до социальных одноактовок Антохина, в которых Дрейден и Захаров играли советских работяг[10].
Мы - партнеры до сих пор в театре, на радио - везде, известная пара, как Ширвиндт с Державиным". [11] |
В конце 1968 года Сергея Дрейдена приглашает в свой фильм «О любви» режиссёр Михаил Богин.
Фильм снимался по сценарию Юрия Клепикова, и Дрейден должен был там играть маленькую роль, но исполнитель главной мужской роли приехать на съемки не смог, и режиссёр предлагает роль Мити Сергею Дрейдену.
В фильм вошёл эпизод, когда Сергей Дрейден купается в проруби. Дело в том, что с 1967 года актёр занимается моржеванием[12]. И это увлечение Дрейдена было решено внести в фильм. Но после эмиграции в США Виктории Фёдоровой, исполнительницы главной роли фильма, картину отложили на полку на двадцать лет.
Через три года, 1973-м Дрейден вновь снимается у Богина, в ленте «Ищу человека», где исполняет небольшую роль молодого архитектора.
Также молодой артист играет небольшие роли в фильмах: «Умные вещи», «О тех, кого помню и люблю» (1973 года), «Мой дом — театр», «Воздухоплаватель», «Необыкновенное воскресенье», «Полковник в отставке» (1975 года).
Ещё в самом начале 1970-х Сергей Дрейден вместе с Вячеславом Захаровым стали активно записываться на Ленинградском радио у Галины Дмитриевны Дмитриенко.[9]
И после ухода из Театра Комедии в 1980 году Дрейден активно работает на радио, а после дизайнером в Институте морского флота и даже печатником в Типографии.[5]
Но после рождения сына Коли, в декабре 1980 года, Сергей Дрейден со своей третьей супругой, драматургом Аллой Николаевной Соколовой и сыном уезжают на родину жены, в Киев. Там семья Дрейденов жила два года, а после, в 1983 году, вернулась в Ленинград.
Также с 1985 года Сергей Дрейден три сезона подряд работал в высокогорной геологической экспедиции в Западной Сибири.
Одна из причин моего ухода из театра связана с тем, что мы соединились с Аллой Соколовой и стали жить семейно-театральной жизнью: сочиняли спектакли, для которых Алла писала диалоги и целые пьесы. Это было радостно. Кроме того, это давало свободу: я мог летом уезжать в геологические партии. [5]. |
Про жизнь в геологических партиях Сергей Дрейден вспоминает так:
Надо было деньги зарабатывать. Носил пробы. Эти геологи были научными — докембрий их интересовал, вечность такая. И это изумительно, что вы: я был в высокогорной экспедиции. Нас — семь человек — забрасывали на вертолетах, мы подолгу не видели никого, кроме золотоискателей... Муйский хребет, Западная Сибирь. Представляете: открытые граниты, промытые, чистенькие — просто экспонаты. Так вот, они делали сколы, а потом это все собирается, и ты несешь это на базу — туда, где лагерь разбит. [13] |
С 1986 года в проекте «Домашний театр» (в Театральном музее) Сергей Симонович играет в моноспектакле «Немая сцена» (импровизация по «Ревизору» Н. В. Гоголя), где исполняет все роли. Спектакль, приуроченный к 150-летию этого сочинения и задуманный сперва как работа для экскурсантов Театрального музея и рассчитанный на нескольких традиционных исполнителей, постепенно видоизменился[10]. В осуществлении затеи участвовали режиссёр и актриса БДТ Варвара Шабалина и драматург Алла Соколова. За восемь лет существования этого спектакля Сергей Дрейден сыграл его 125 раз[5]
Также Сергей Симонович вместе с женой играют в парных спектаклях вдроём. В спектакле по пьесе Аллы Соколовой "Люди,звери и бананы" и "Игра в джин" Кобурна.[9]
Возвращение Дрейдена в кино состоялось в 1987 году, когда режиссёр Юрий Мамин приглашает его на главную роль своего фильма «Фонтан» по сценарию Владимира Вардунаса. В титрах которого Сергей Дрейден в память мамы, актрисы Зинаиды Николаевны, назвался Донцовым, тем самым желая отделить работу в театре от работы в кино. Фильм вышел в 1988 году и имел ошеломительный успех. Вместе они построили в фильме многоквартирный дом, являющийся моделью российского общества эпохи «перестройки». Но при этом во всех своих частностях фильм достоверно воспроизводит быт и среду обитания россиян со всеми абсурдами и ужасами, преподанными в жанре сатирической комедии.
Фильм «Фонтан» стал своеобразным слепком с российского общества конца 80-х. В 1989 году американские сенаторы даже специально заказали этот фильм для просмотра, чтобы благодаря ему понять, что такое современная Россия[14]
В 1990-м году выходят два фильма с участием Сергея Дрейдена. Это «Танк Клим Ворошилов-2» режиссёра Игоря Шешукова и «Луковое поле» Александра Шабатаева.
В первом фильме показаны первые недели Великой Отечественной войны, где Сергей Дрейден предстаёт в роли интеллигентного, тихого, слабого здоровьем учителя физики, который ценой жизни вместе с контуженым танкистом и двумя молодыми бойцами защищал городок от натиска гитлеровских войск в танке «КВ-2».
В 1992 году режиссёр Юрий Мамин приступил к съёмкам своего фильма «Окно в Париж» по сценарию Владимира Вардунаса и Аркадия Тигая. И пригласил на пробы Сергея Дрейдена.
Но на красивую роль в фильме Юрия Мамина «Окно в Париж» Дрейдена взяли не сразу. Французы, соавторы постановки, сказали: «Он же староват для картины! Поглянцеватее нужен». На что Мамин парировал: «Ничего, мы его… упакуем».[15]
О пробах Сергей Дрейден вспоминает:
И начали парики надевать, румянить, молодца из меня делать…А лица нет. Чувствую, как мне хочется встать и уйти навсегда. Юра рядом стоит и шутит, кто-то рядом стоит и шутит... Я сижу и шучу... Но свинцом наливаюсь. Так на фотопробах и остался со “свинцовым глазом”. Не пойдет. После мне позвонил Юра и сказал: “Мы найдем тебе какую-нибудь роль, что-нибудь придумаем...” Я огорчился: ведь в мыслях так и взлетал уже по Эйфелевой башне. Готов был “нырять” в роль. А мне сказали: будешь ходить в другой бассейн и в другое время. Месяц прошел. И вдруг вечером звонит Юра и говорит: “Сережа, я остановил съемки. Не могу, не получается. Давай?... [16] |
Фильм снимался весной-летом 1992 года. Съёмки проходили и в Санкт-Петербурге и в Париже. Главные роли исполнили те же самые актёры, которые снялись у Мамина в «Фонтане» 1988 года: Сергей Дрейден, Виктор Михайлов и Нина Усатова.
Ключевым моментом фильма стала фраза, сказанная героем Сергея Дрейдена, учителем музыки Чижовым, обращённая к своим ученикам, к детям, решившим остаться в Париже навсегда: «Вы родились в неудачное время, в несчастной, разорённой стране. Но это же ваша страна. Неужели вы не можете сделать её лучше? Ведь многое зависит от вас…»
В России фильм «Окно в Париж» вышел в прокат в октябре 1993 года. Во Франции же премьера состоялась на полгода позднее, в апреле 1994 года и картина вышла под другим названием — «Русская солянка» и в сильно сокращённом варианте.
В 1993 году вышли и другие фильмы с участием Сергея Дрейдена: «Вива, кастро» Бориса Фрумина, «Владимир Святой» Юрия Томошевского и короткометражка «Друг Войны», снятая Геннадием Новиковым по мотивам книги Альбера Камю «Письма к немецкому другу».
В следующие пять лет Дрейден снялся в таких картинах, как: «Юноша из морских глубин» (1994), «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» Владимира Бортко (1997) и «Цветы календулы» режиссёра Сергея Снежкина (1998). За роль в фильме «Цветы календулы» Сергей Дрейден получил приз за лучшую актерскую работу на кинофестивале «Окно в Европу», в Выборге, в 1998 году.
Работы в кино Дрейден совмещает с работой в театре. В 1995 году его приглашают в Москву, в театральный центр имени Ермоловой, на роль Аргана в спектакле «Мнимый больной».
А через год, в 1996 году в подвале галереи «Борей» состоялась премьера самого громкого спектакля десятилетия — «Мрамор», по пьесе Иосифа Бродского в постановке Григория Дитятковского, где Дрейден превосходно играл Туллия в паре с Николаем Лавровым.
С 1997 г. Сергей Симонович работает в АБДТ им. Г. А. Товстоногова. И в 1998 году играет там в спектакле «Отец», по пьесе Стриндберга, в постановке Григория Дитятковского.
28 апреля 2000 года в Театре на Литейном в постановке Григория Дитятковского состоялась премьера спектакля «Потерянные в звёздах», по одноимённой пьесе Ханоха Левина, где Дрейден играл Шмуэля Спрола. Спектакль шёл несколько сезонов подряд.
В начале 2000-х Дрейден много играет в кино. В 2001 году выходят такие картины с его участием, как: «Подари мне лунный свет», режиссёра Дмитрия Астрахана, короткометражка «Жихарь» свердловского режиссёра Андрея Анчугова, сказка-комедия «Сказ про Федота-Стрельца» Сергея Овчарова.
Но главным фильмом начала десятилетия следует считать «Русский ковчег» в постановке Александра Сокурова, где у Дрейдена главная роль маркиза де Кюстина, в фильме — путешественника по эпохам России, вне пространства и времени. Как вспоминает о съёмках Сергей Симонович:
Сокуров сразу предложил роль мне, и я сейчас думаю: «Если бы я отказался, жалел об этом». Это уникальный проект: в определенный день за полтора часа одним дублем надо зафиксировать камерой массу событий нашей истории. Съемки шли с риском, напряжением, азартом [17] |
В 2003 году за роль в «Русском ковчеге» Сергей Дрейден получила приз за лучшую мужскую роль на Международном Кинофестивале фантастических фильмов.
В последующие годы выходят следующие картины с участием Сергея Дрейдена: «Не делайте бисквиты в плохом настроении» Григория Никулина, комедия «Челябумбия» Валерия Быченкова, драма «Срочный фрахт» Арменака Назикяна, снятая по одноименному рассказу Бориса Лавренёва.
В 2003 году Владимир Машков приглашает Дрейдена на роль Мейера Вульфа в свой фильм «Папа», по мотивам пьесы Александра Галича «Матросская тишина».
Увидев Дрейдена в этом фильме, режиссёр Андрей Эшпай приглашает актёра в свою картину «Многоточие».
В 2007 году выходит фильм Григория Никулина «Антонина обернулась», в которой Дрейден снялся с Юрием Шевчуком и уже в пятой картине — вместе с Эрой Зиганшиной.
В 2008 году режиссёр Владимир Бортко приглашает Дрейдена на роль Янкеля в свой фильм «Тарас Бульба». Актёр поначалу наотрез отказывается сниматься, но со временем соглашается:
Я благодарен режиссеру Владимиру Бортко за то, что он настоял на своем. Поначалу я наотрез отказывался, но потом перечитал «Тараса Бульбу» и подумал: «Почему нет?» Кинопробы не проводились, но мы договорились с постановщиком: сделаем пробную съемку для меня самого. После этого стало ясно: роль моя. Дорожу этим результатом [18] |
В 2009 году выходит биографический фильм о жизни Иосифа Бродского — «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» режиссёра Андрея Хржановского, где Сергей Дрейден сыграл небольшую, но яркую роль дяди Бродского.
Увидев Дрейдена в «Многоточии» Эшпая режиссёр Борис Хлебников приглашает Сергея Симоновича в свою картину «Сумасшедшая помощь» на роль инженера. Сергей Дрейден:
С Борисом Хлебниковым мы еще вне съемочной площадки несколько раз прошли весь сценарий: я проговаривал текст и за себя, и за партнеров, и мы это долго обсуждали. Потом я просил его читать текст. По сути дела, мы провели несколько настоящих театральных репетиций: уходили в глубь материала и обменивались в связи с этим своими жизненными впечатлениями, ассоциациями. Мы играли этюды с Анной Михалковой, которая снялась в роли моей дочери. Точно так же мы репетировали с моим основным партнером по фильму Евгением Сытым. А непосредственно перед съемками каждый вечер в гостиничном номере Бориса мы всё подробно прорабатывали еще раз. [19] |
За эту роль Сергей Дрейден будет удостоен Премии «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана в 2010 году.
2011 год. К 70-летию Сергея Симоновича приурочена Выставка Сергея Дрейдена «Моя жизнь в картинках». Выставка в галерее «Борей» (Литейный пр. 58), где 15 лет назад состоялась первая выставка его рисунков.[20]
У Сергея Симоновича Дрейдена три сына и дочь.
Дочь Катерина — от первого брака, есть ещё два сына от других жён и сын Николай от третьего брака с драматургом Аллой Николаевной Соколовой. На данный момент Сергей Дрейден женат в четвёртый раз. Жена — Татьяна.
Сын — Касьян Сергеевич Дрейден, родился 14 августа 1968 г., в Санкт-Петербурге. Работал промо-директором радиостанции «Авторадио». Сейчас руководитель департамента промо-проектов ВКПМ-Санкт-Петербург.
Сын — Николай Сергеевич Дрейден — родился 17 декабря 1980 г., в Санкт-Петербурге. Режиссёр, сценарист, монтажёр. Имеет призы и премии.[21]
Друзьями детства Сергея Симоновича Дрейдена были: актёр Пётр Васильевич Меркурьев (сын актёра Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд) и писатель Сергей Довлатов
АНТРЕПРИЗА
АНТРЕПРИЗА
Это заготовка статьи об актёре или актрисе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Премия «Ника» за лучшую роль второго плана | |
---|---|
Михаил Ефремов / Евгения Добровольская (2001) · Сергей Бодров-мл. / Татьяна Лаврова (2002) · Сергей Маковецкий и Андрей Панин / Инна Чурикова (2003) · Сергей Гармаш / Нина Русланова (2004) · Сергей Баталов / Ирина Розанова (2005) · Виктор Сухоруков / Лия Ахеджакова (2006) · Леонид Броневой / Мария Аронова (2007) · Роман Мадянов / Анна Михалкова (2008) · Роман Мадянов, Максим Суханов и Сергей Донцов / Мария Шукшина (2009) · Евгений Миронов / Ирина Муравьёва (2010) · Роман Мадянов / Елена Лядова (2011) Полный список · (1987—2000) · (2001 — настоящее время) |
Донцов, Сергей Симонович.