Статья из серии: |
---|
|
Древнегреческие монеты - широчайшая и старейшая группа в нумизматике. Группу древнегреческих монет обычно разделяют на следующие подгруппы:
Содержание |
Период чеканки древнегреческих монет охватывает 1 000 лет с конца 8 века до н. э до середины 3 века нашей эры. Они образуют три группы:
Монеты первой группы серебряные, электронные, очень редко золотые. Представляют собой толстые куски металла неправильной круглой формы, имеющие на лицевой стороне любое изображение, иногда сопровождаемое надписью, а на оборотной стороне — квадратное или прямоугольное, а иногда и другой формы, углубление (quadratum incusum)
Монеты второй группы изготовлялись из золота, электрона, серебра и бронзы, они гораздо тоньше предыдущих; лицевая сторона их обычно несколько выпуклая, оборотная — наоборот, несколько вогнутая. На лицевой стороне почти всегда помещена голова в довольно сильном рельефе.
Монеты третьей группы, за небольшим исключением, все бронзовые, очень плоские, тонкие и широкие, с портретом римского императора на лицевой стороне.
Другая классификация древнегреческих монет, основанная на политической жизни Греции, разбивает их на монеты:
Изображения, помещавшиеся на монетах, главной целью имели указать город или страну, которым они принадлежали. Руководящим мотивом при выборе изображений служило религиозное чувство; замена религиозных изображений другими считалось нечестивым. Первое время изображались не сами божества, а лишь предметы, принадлежащие известному культу; вероятно, человеческое лицо было очень тяжелым для первых чеканщиков.
В зависимости от изображаемых фигур греческие монеты делятся на три класса:
Монеты первого класса имеют на лицевой стороне изображение, а на оборотной — сначала имели углубления, а потом тоже изображения. Последнее или не имеет прямого отношения к лицевой стороне, или же служит дополнением к ней. Голова или бюст располагались на лицевой стороне, а группа, фигура или другие предметы — на оборотной. Если на монете две головы, то голова, размещенная на аверсе, изображается несколько увеличенной. Если изображение дополняет другое, то на лицевой стороне может быть голова божества, а на реверсе — предметы, ему посвященные.
Типы этого класса могут быть сгруппированы следующим образом:
Второй класс составляют монеты царской чеканки с изображениями правителя. Это изображение тоже признавалось священным, поскольку оно представляло лицо, причисленное к богам. Первое царское изображение — портрет Александра Македонского на монетах Лисимаха. Еще при жизни Александра его считали сыном Зевса — Амона, черты которого и придаются ему на монете.
Расположение портрета правителя на монетах быстро распространилось, весьма охотно принятое правителями государств, возникших на развалинах Македонской монархии (см. диадохи), а цари Египта и Сирии присвоили и себе титулы божеств. Александр уничтожил местные типы монет, принудив города своей великой монархии чеканить монету его типа и позволил лишь на обратной стороне помещать небольшие местные символы.
Преемники Александра придерживались этого правила, поэтому монеты этого периода получают новый характер. На лицевой стороне — портрет царя, который редко уступает место божеству, изображение которого обычно помещается на оборотной стороне (например, на сирийских тетрадрахмам — Аполлон). На ней также помещаются и символы, которые служат для обозначения места чеканки монеты.
Греческо-римские монеты появляются по мере захвата Римом территорий греческих государств. Монеты почти все бронзовые и демонстрируют дальнейшее отход от религиозных типов первых монет. Допускаются изображения знаменитых лиц (Гомера, Геродота в частности), картинные изображения священного характера, иногда имеющие карикатурный оттенок, аллегорические фигуры. Подобные изображения заимствовались из произведений скульптуры и разных предметов, например архитектурных памятников. К этому типу греческо-римских монет относятся и колониальные, чеканенные в римских колониях и имеющие латинские надписи. За исключением языка надписей, они подобны греческим царским монетам.
Монета Александра Севера с карикатурным изображением пленных
Монета с изображением Александрийского маяка
По художественным типам, по совершенству чеканки древнегреческие монеты можно разбить на четыре периода:
.. с изображением Сатира в профиль (слева) и на ¾ (справа)
Вес древнегреческих монет был разным, но все они были только долями разных талантов:
Таланты эти проникли в Грецию: тяжелый - морем, из прибрежных финикийских городов, а легкий - сушей. С тяжелого таланта образовались таланты Фоке, Финикии, Птолемаиду, Эгины; из легкого - таланты Персии, Эвбеи, Аттики, Коринфа, Родоса.
Надписи на древнегреческих монетах традиционно разделяют на главные и второстепенные. На гражданской чеканке главные надписи состоят из названия народа в родительном падеже множественного числа, которому принадлежала монета. Например, AΘ HNAI ΩN - афинян. На царской чеканке помещается имя правителя или имя и титул (в родительном падеже единственного числа, например, ΛΕΞΑΝΔΡΟΥ или ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ - нa монетах Александра Великого.
Второстепенные надписи относятся к второстепенным фигурам, изображенным на монетах. Например, АΘΛА - то есть награда; встречается на сиракузских декадрахмах и одновременно относится к изображенному на монете оружию. Иногда в качестве второстепенных надписей могли выступать имена магистратов или других властных чиновников, а на царских монетах - имена (иногда монограммы) городов и граверов, также даты чеканки. Часто надписи состоят из нескольких начальных букв названий городов, особенно в царской чеканке.
Монеты некоторых государств иногда получали огромную популярность, а вместе с ней и повсеместный спрос. Такими, в частности, были афинские тетрадрахмы в течение V и 1-й половины IV вв. до н.э. Позже спросом пользовались Родосские статеры, а из золотых монет — статеры Кизика. После этого, почти два века были в обращении исключительно тетрадрахмы Александра и золотые статеры Филиппа II. Такой усиленный спрос на монеты эмитировавшему их государству доставлял значительную выгоду, что, в свою очередь, заставляло другие государстве подражать ему в выпуске монет.
Такое подражание можно разделить на греческое и варварское. Первое было двух видов: либо копировали только изображение, размещая собственные легенды, либо копировали и надписи, добавляя лишь маленький собственный символ. Подражание это выполнялось чрезвычайно мастерски. Иногда заимствовали какое-то особенно удачное изображение, например голову Афродиты с коринфских монет, Афины — с афинских, Аретусы — из Сиракузского и т. д.
Варварские подражания были грубейшими. Зачастую они передают только приблизительные очертания исходного изображения, совершенно не заботясь о сходстве. Поместив на монете надписи, мастера старались, чтобы те занимали такое же положение на монетном диске, совершенно пренебрегая их содержанием. Переносились лишь некоторые наиболее легкие буквы или просто подобие букв.
|
Древнегреческие монеты.