«Забияка»(с 1922 года - «Урицкий», с 1951 года - «Реут», с 1956 года - УТС-22) | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | эскадренный миноносец | |
Государство флага | Россия РСФСР СССР (1924—1935) СССР |
|
Порт приписки | Петербург | |
Верфь | Металлический завод | |
Строительство начато | ноябрь 1913 года | |
Спущен на воду | 23 октября (3 ноября) 1914 года | |
Введён в эксплуатацию | 9 (20 ноября) 1915 года | |
Современный статус | Потоплен при испытаниях ядерного оружия 21 октября 1955 года | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 1260 т (1700 после модернизацтт) | |
Длина | 98 м | |
Ширина | 9,34 м | |
Высота | 3,3 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровые турбины «А.Е.Г. Кертис-Вулкан», 4 ПК «Норман-Вулкан» | |
Мощность | 30000 л. с. (21,03 МВт) | |
Винты | 2 | |
Скорость | 31,1 узлов максимальная (на испытаниях), 35 по проекту | |
Дальность плавания | 1680 миль (21 узел) | |
Экипаж | 113 (с марта 1916 года 150, во время ВОВ - около 180) человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2 × 102/60-мм, (с марта 1916 - 4) | |
Зенитная артиллерия | 1 × 1 × 40-мм автомата «Виккерс» (c марта 1916 года заменён на 76,2/30) | |
Противолодочное вооружение | 10 глубинных бомб (с 1915 года)(20 после модернизации) | |
Торпедно-минное вооружение | 4 трехтрубных 457-мм торпедных аппарата (с марта 1916 - 3), до 80 морских якорных мин |
"Забияка" (с 31 декабря 1922 года - «Урицкий», с 6 марта 1951 года - «Реут», с 27 декабря 1956 года - УТС-22). Эскадренный миноносец типа «Орфей» (первая серия эсминцев типа «Новик»). Построен по программе усиленного судостроения (т. н. большая судостроительная программа).
Содержание |
Зачислен в списки судов БФ 27 октября 1913 года. В ноябре 1913 заложен на стапеле Усть-Ижорской верфи Металлического завода. Спущен 23 октября 1914 года, вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошел в состав 1-го дивизиона минной дивизии.[1].
Участвовал в 1-й мировой войне. До конца 1915 года дважды выходил на минные постановки (3 и 24 декабря). Во время второго похода 24 декабря 1915 года в 5 милях от Маяка Дагерорт подорвался на плавающей мине, получил серьёзные повреждения (разрушена часть борта, днище, половина палубы кондукторского помещения. погибло 12 и ранено 9 человек) и 25 декабря поставлен на ремонт в Ревеле, занявший 9 месяцев. В ходе восстановительного ремонта снят кормовой торпедный аппарат и установлены еще два 102-мм орудия. 22 августа 1916 года при переходе из б. Монвик в Гельсингфорс потерпел навигационную аварию (касание грунта - отломан руль, конец правого вала с гребным винтом) и вновь встал на доковый ремонт, длившийся до середины 1917 года[2],[3].
Действовал в Моонзундской операции. 1 октября участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе (одно орудие выведено их строя и одно повреждено, 5 убитых и 4 раненых). После боя ушел в Рогокюль. 25 октября 1917 года вошел в состав Красного БФ, участвовал в революции и подавлении метежа Краснова. 10-16 апреля 1918 года участвовал в Ледовом походе, в 1918 году числился в составе морских сил Невы и Ладожского озера, с октября 1918 года по декабрь 1919 находился на долговременном хранении. в октябре 1919 включён в систему внутренней обороны Петрограда.[4],[5]
21 апреля 1921 года вошел в состав МСБМ, 23 июля 1923 - 3 сентября 1924 - восстановительный ремонт, 26 октября 1927 - 2 сентября 1929 - капитальный ремонт[6]. В 1933 в составе ЭОН-1 перешел из Ленинграда на север, 9 октября 1933 вошел в состав СВФ (с 11 мая 1937 - СФ)[7], 15 октября 1938 - 10 марта 1941 - капитальный ремонт в Архангельске на СРЗ «Красная Кузница»[5].
Участвовал в Великой Отечественной войне: огневое содействие войскам 14-й армии, защита внутренних и внешних морских сообщений, конвоирование судов с припасами. На начало войны организационно входил в состав 1-го ОДЭМ (кроме «Урицкого» в него входили ещё два «Новика»: «Валериан Куйбышев» и «Карл Либкнехт»).5 июля 1941 года в Полярном получил повреждения от близких разрывов бомб (вышли из строя поворотные механизмы орудий №3 и 4). 13 июля безуспешно пытался перехватить немецкие ЭМ, которые потопили сторожевые корабли «Пассат» и РТ-67 (совместно с «Валерианом Куйбышевым», «Громким», «Гремящим» и «Стремительным»). 10 августа встретил с сопроводил до полярного британскую ПЛ Trident. 14 авгучта выставил мины в губе Зубовская. В течении 25 августа совместно с «Куйбышевым» осуществлял охранение плавбазы «Мария Ульянова», буксируя его после попадания торпеды с U-571 и отражая налёты вражеской авиации[8]. В начале октября обеспечивал боевую подготовку ПЛ С-101, С-102, К-3 и К-22[9].
с 11 ноября 1941 по июнь 1942 находился в Архангельске и Молотовске на плановом ремонте на заводе №402: установлены противоминная система ЛФТИ, ледовый пояс и усилено зенитное вооружение (добавлены два автомата 70-К)[9],[10]. С 18 июня 1942 года на заводе «Красная Кузница» у корабля восстанавливали противоледовую защиту и нанесли камуфляжную окраску. Вечером 10 июля вышел на поиски остатков конвоя PQ-17. Кораблями - в отряд входили также «Валериан Куйбышев» и «Грозный» - был обследован район от м. Святой Нос до 72 параллели и от м. Канин Нос до Новой Земли. Только 22 июля после прохождения м. Канин Нос ими были обнаружены 5 британских и один советский транспорты, которые были отконвоированы до Соломбальского рейда[11]. 18-19 сентября 1942 года был с составе эскорта конвоя PQ-18, защищая транспорты от атак немецкой авиации. С 29 сентября по 8 ноября стоял в ремонте на заводе «Красная Кузница». 20-24 ноября 1942 - операция по оказанию помощи ЭМ «Сокрушительный» (снято 11 моряков)[12].
8-15 января 1943 года вновь стоял в ремонте по исправлению левого вала и ледовой обшивки. Тогда же была установлена ГАС «Дракон-128с»[10]. 8 марта совместно с «Куйбышевым» встречал ПЛ С-55 и С-56, завершавших переход с Тихого океана. В дальнейшем основной задачей эсминца становится охрана конвоев. 15-16 октября выходил на поиск вражеских ПЛ в районе Карских ворот. 26 ноября 1943 - 30 мая 1944 - текущий ремонт у плавмастерской в п. Дровяной. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолета[13].
1 августа 1949 вошел в состав 2-го дивизиона бригады эсминцев СФ. 22 декабря 1950 БЭМ переформирована в 20-ю дивизию ЭМ СФ. Вошел в состав 122-й БЭМ. 8 января 1951 "Урицкий" исключен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебное судно. Затем под названием "Реут" вошел в бригаду опытовых кораблей и принял участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года камеры зафиксировали, что "Реут" "подпрыгнул" из воды и мгновенно затонул. Обследование водолазами показало, что корабль лежит на дне, разломившись на три части. 15 апреля 1956 исключен из списков судов ВМФ[14].
Эскадренные миноносцы типа «Новик» | ||
---|---|---|
|
«Новик» («Яков Свердлов») |
|
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 1-й серии | ||
«Дерзкий» |
||
«Счастливый» |
«Счастливый» • «Быстрый» («Фрунзе») • «Пылкий» • «Громкий» • «Поспешный» |
|
«Орфей» |
||
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 2-й серии | ||
«Лейтенант Ильин» |
«Капитан Изыльметьев» («Ленин») • «Лейтенант Ильин» («Войков») • «Капитан Белли» («Карл Либкнехт») • «Капитан Керн» («Валериан Куйбышев») • «Капитан Кингсберген» • Лейтенант Дубасов 1 • Капитан Конон Зотов 1 • Капитан Кроун 1 |
|
«Гавриил» |
«Гавриил» • «Константин» • «Владимир» • Михаил 1 • Сокол 1 • Мечеслав 1 |
|
«Изяслав» |
«Изяслав» («Карл Маркс») • «Автроил» • «Прямислав» («Калинин») • Брячислав1 • Фёдор Стратилат 1 |
|
«Гогланд» |
Гогланд 1 • Гренгам 1 • Кульм 1 • Патрас 1 • Стирсудден 2 • Смоленск 2 • Хиос 2 • Тенедос 2 • Рымник 2 |
|
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 3-й серии | ||
«Фидониси» (1-я «Ушаковская» серия) |
«Фидониси» • «Керчь» • «Гаджибей» • «Калиакрия» («Дзержинский») • Цериго 1 • «Занте» («Незаможник») • «Корфу» («Железняков») • «Левкас» («Шаумян») |
|
серия |
Тенедос 2 • Хиос 2 • Родос 2 • Самос 2 и др.3 |
|
1 Заложен, но недостроен; 2 Заказ аннулирован; 3 Ещё 8 эсминцам типа не успели присвоить названия. |
Забияка (эсминец).