«Капитан Белли» «Карл Либкнехт» с 1926 года ППР-63 с 1956 года |
||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | эскадренный миноносец | |
Государство флага | Россия РСФСР СССР (1924—1935) СССР |
|
Порт приписки | Петербург | |
Верфь | Путиловский завод | |
Строительство начато | 16 (30 ноября) 1913 года | |
Спущен на воду | 10 (24 октября) 1915 года | |
Введён в эксплуатацию | 3 августа 1928 года | |
Выведен из состава флота | 30 декабря 1955 года | |
Современный статус | затоплен | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 1360 т | |
Длина | 98 м | |
Ширина | 9,34 м | |
Высота | 4,2 м (при полной нагрузке) | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровых турбины «Браун-Бовери-Парсонс», 4 ПК «Вулкан» | |
Мощность | 30000 л. с. (21,03 МВт) | |
Винты | 2 | |
Скорость | 34 узлов (30,35 максимальная на испытаниях) | |
Дальность плавания | 1720 миль (16 узелов) | |
Экипаж | 150 (после модернизации около 180) человек | |
Вооружение | ||
Радиолокационное вооружение | РЛС типа 291V | |
Артиллерийское вооружение | 4 × 102/60-мм | |
Зенитная артиллерия | 1 × 1 76,2/30 (с 1944 года 4 — 70-К) | |
Противолодочное вооружение | 10 (с 1944 года 46)глубинных бомб, ГАС Дракон 128с (с 1944 года) | |
Торпедно-минное вооружение | 3 трехтрубных 457-мм торпедных аппарата, до 80 морских якорных мин |
«Капитан Белли»; с 13 июля 1926 года — «Карл Либкнехт»; с 3 апреля 1956 года — ППР-63 — эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин» (вторая серия эсминцев типа «Новик»). Построен по программе усиленного судостроения (т. н. большая судостроительная программа).
Содержание |
Зачислен в списки БФ 29 августа 1913 года, заложен 16 ноября 1913 года, спущен на воду 10 октября 1915 года, но вскоре строительство приостановлено, а корабль законсервирован. В октябре 1919 года включен во внутреннюю систему обороны Петрограда. Эсминец получил повреждения во время наводнения 1924 года (сорвало со швартовов и выбросило на мель в районе Лисьего носа). Летом следующего года снят смели и отбуксирован на Северную верфь для достройки. Вступил в строй 3 августа 1928 года и вошёл в состав МСБМ.[1]
После вступления в строй эсминец привлекался к боевой подготовке. С 26 июля по 19 октября 1933 года с составе ЭОН-2 совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и вошёл в состав СВФ (организационно — в отдельный ДЭМ СВФ)[2],[3]. В феврале 1938 года участвовал в эвакуации экспедиции И. Д. Папанина — осуществлял связь между руководителями операции и спасательными кораблями[4]. В 29 ноября — 1 декабря 1939 года осуществлял огневую поддержку и обеспечение ПВО войскам 14-й армии в районе полуостровов Рыбачий и Средний (единственная боевая операция корабля в Зимней войне)[3],[5].
В марте 1940 года участвовал в снятии с мели у о. Кильдин ПЛ Щ-421. С 29 октября 1940 года встал на капитальный ремонт на заводе «Красная кузница». Главные турбины и часть вспомогательных механизмов была отправлена на завод № 190 им. А. А. Жданова, поэтому окончание ремонта и вступление эсминца в строй состоялось только после снятия Блокады[1],[6].
Вступил в строй после капитального ремонта 9 ноября 1944 года. В ходе ремонта у эсминца было усилено зенитное вооружение: снята зенитная пушка Лендера и пулемёты М-1, добавлены четыре автомата 70-К и по два зенитных пулемёта ДШК и «Браунинг». Установлены ГАС Дракон-128с и РЛС типа 291V[7],[8].
После вступления в строй привлекался в основном к сопровождению конвоев. До окончания боевых действий несколько раз имел контакты с вражескими подводными лодками, но все атаки окончились безрезультатно или результаты не наблюдались. Утром 23 апреля 1945 года в течение трёх часов неоднократно устанавливал контакт и бомбил вражескую лодку. В результате лодка всплыла на поверхность и была потоплена артиллерией эсминца. По советским данным потопленной оказалась U-286, хотя на победу претендуют и британские эскортные корабли[9].
После войны использовался мало из-за технического состояния и 1 октября 1953 года исключён из боевого состава эскадры. 21 сентября 1955 года принял участие в испытания ядерного оружия в районе Новой Земли. Эсминец располагался на расстоянии 1600 метров от эпицентра. Корабль получил незначительные повреждения, но так как «Карл Либкнехт» имел постоянную течь корпуса, его пришлось отбуксировать на мель. В дальнейшем 30 декабря 1955 года он был исключен из списков ВМФ и использовался в качестве плавпричала в губе Белушья[3],[10].
Эскадренные миноносцы типа «Новик» | ||
---|---|---|
|
«Новик» («Яков Свердлов») |
|
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 1-й серии | ||
«Дерзкий» |
||
«Счастливый» |
«Счастливый» • «Быстрый» («Фрунзе») • «Пылкий» • «Громкий» • «Поспешный» |
|
«Орфей» |
||
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 2-й серии | ||
«Лейтенант Ильин» |
«Капитан Изыльметьев» («Ленин») • «Лейтенант Ильин» («Войков») • «Капитан Белли» («Карл Либкнехт») • «Капитан Керн» («Валериан Куйбышев») • «Капитан Кингсберген» • Лейтенант Дубасов 1 • Капитан Конон Зотов 1 • Капитан Кроун 1 |
|
«Гавриил» |
«Гавриил» • «Константин» • «Владимир» • Михаил 1 • Сокол 1 • Мечеслав 1 |
|
«Изяслав» |
«Изяслав» («Карл Маркс») • «Автроил» • «Прямислав» («Калинин») • Брячислав1 • Фёдор Стратилат 1 |
|
«Гогланд» |
Гогланд 1 • Гренгам 1 • Кульм 1 • Патрас 1 • Стирсудден 2 • Смоленск 2 • Хиос 2 • Тенедос 2 • Рымник 2 |
|
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 3-й серии | ||
«Фидониси» (1-я «Ушаковская» серия) |
«Фидониси» • «Керчь» • «Гаджибей» • «Калиакрия» («Дзержинский») • Цериго 1 • «Занте» («Незаможник») • «Корфу» («Железняков») • «Левкас» («Шаумян») |
|
серия |
Тенедос 2 • Хиос 2 • Родос 2 • Самос 2 и др.3 |
|
1 Заложен, но недостроен; 2 Заказ аннулирован; 3 Ещё 8 эсминцам типа не успели присвоить названия. |
Белли 2, белли капелли официальный сайт.