«Тбилиси» | ||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | лидер эскадренных миноносцев | |
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Владивосток | |
Принадлежность | ВМФ СССР | |
Верфь | Судостроительный завод в Николаеве и Амурский судостроительный завод | |
Строительство начато | 15 января 1935 (Николаев), затем 10 августа 1936 (Комсомольск-на-Амуре) | |
Спущен на воду | 24 июля 1939 | |
Введён в эксплуатацию | 11 декабря 1940 | |
Выведен из состава флота | 31 января 1964 | |
Современный статус | разобран на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 2265 т | |
Длина | 127,5 м | |
Ширина | 11,7 м | |
Осадка | 4,14 м | |
Бронирование | нет | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 3 паровых турбины | |
Мощность | 66 000 л. с. | |
Винты | 3 | |
Скорость | 43 узла | |
Дальность плавания | 2100 морских миль | |
Экипаж | 250 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 5×1 130-мм Б-13 | |
Зенитная артиллерия | 2×1 45-мм 21-К 2×1 76-мм 34-К |
|
Торпедно-минное вооружение | 2×4 533-мм торпедных аппаратов |
«Тбилиси» (ранее «Тифлис») — лидер эскадренных миноносцев проекта 38, построенный для Военно-Морского Флота СССР. Состоял на службе в Тихоокеанском флоте, участвовал в советско-японской войне.
Содержание |
Первоначально был заложен 15 января 1935 года на заводе №198 в Николаеве, но через полтора года, 10 августа 1936 года перезаложен на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре. Был спущен на воду 24 июля 1939 года спущен на воду, где и достраивался. Весной 1940 года «Тбилиси» был отбуксирован во Владивосток, а на нём параллельно проводились швартовые испытания. Это позволило начать заводские ходовые испытания уже вскоре после прибытия во Владивосток. 11 декабря 1940 года был зачислен в состав Тихоокеанского флота.
С началом Великой Отечественной войны корабль фактически являлся учебным, то есть был базой для отработки средств и методов защиты кораблей. К концу 1941 года лидер был оборудован штатной системой размагничивания. При формировании в ноябре 1942 года Отряда легких сил Тихоокеанского флота лидер возглавил 2-й дивизион эскадренных миноносцев.
Поскольку на корабле была установлена система размагничивания, то в июле–августе 1943 года на «Тбилиси» проходили исследования воздействия размагничивающего устройства. По материалам этих опытов разрабатывалась методика расчета распределенных обмоток на кораблях для защиты от размагничивания.
8 августа 1945 года корабль, состоявший в 1-й дивизии эскадренных миноносцев, был включен в состав действующих сил флота. 12 августа из бухты Золотой Рог под флагом командующего флотом И. С. Юмашева корабль высадил роту десанта в составе 100 автоматчиков 354-го отдельного батальона морской пехоты в бухту Витязь (залив Посьета). Командовал ротой старший лейтенант Захарченко. В тот же день на торпедных катерах она была доставлена и высажена в корейском порту Расин в составе основных сил десанта. Этим и ограничились боевые действия корабля.
3 сентября 1945 года лидер был выведен из состава действующих сил Тихоокеанского флота и поставлен в ремонт. После ремонта 12 января 1949 года был переклассифицирован в эсминец, а затем прошёл очередной ремонт во Владивостоке. 18 апреля 1958 корабль был выведен из боевого состава и превращен в судно-цель «ЦЛ-50», а через год переименован в «ТСП-50».
31 января 1964 исключен из списков флота и затем разобран на металл на базе Главвторчермета во Владивостоке. Это был единственный лидер эскадренных миноносцев в составе Тихоокеанского флота.
Лидеры эсминцев ВМФ СССР | ||
---|---|---|
Проект 1 «Ленинград» | ||
Проект 38 «Минск» | ||
Проект 20И «Ташкент» | ||
Проект 48 «Киев» |
«Киев» • «Ереван» • «Сталинабад» • «Петрозаводск» • «Очаков» • «Перекоп» • «Ашхабад» • «Алма-Ата» • «Архангельск» • «Мурманск» |
|
Нереализованные проекты | ||
См. также: {{Миноносцы России}} |
Тбилиси (лидер эскадренных миноносцев).