Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Ивановцы (движение)

Ивано́вцы — последователи Порфирия Корнеевича Иванова, его учения и системы природного оздоровления «Детка». Обычно рассматриваются как новое религиозное движение[1][2][3] и характеризуются как неоязычество[4][5]. В то же время в современном движении последователей Иванова наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым[1][5][6].

Содержание

История движения

Движение зародилось в 1930-е годы[7]. Его основатель — Порфирий Корнеевич Иванов — указывает на конкретную дату 25 апреля 1933 года[8].

Особую популярность движение ивановцев получило с начала 1982 года после публикации статьи «Эксперимент длиною в полвека» о П. К. Иванове в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982) и после написания Ивановым своих 12 советов здоровья «Детка» в ответ на многочисленные письма читателей. Первая большая публичная лекция о его системе состоялась в январе 1983 года в Химках во Дворце культуры «Родина» и собрала почти тысячу человек (проводил её методист по лечебной физкультуре Олег Григорьевич Быков).

После смерти Иванова (10 апреля 1983) развитие движения ускорилось. В 1984 году появились последователи Иванова в Ленинграде, возросло количество последователей в Москве. В 1984—1986 гг. начали издаваться первые брошюры. Дополнительным толчком оказалась Чернобыльская авария (1986). Сотни жителей Киева и других районов Украины, в том числе ликвидаторы Чернобыля, разуверившись в официальной медицине, начинают испытывать на себе советы «Учителя Иванова» — «Детка»[6].

В конце 80-х — 90-е гг. ивановцы организуют встречи и лекции по всей территории России и странам бывшего СССР, причём не только в столичных городах, но и в самых отдалённых регионах: Алма-Ате, Владивостоке, Вологде, Зеленодольскe, Инте, Казани, Коломне, Костроме, Магнитогорске, Новосибирске, Перми, Петрозаводске, Таллине, Твери, Тюмени, Уфе, Череповце, Южно-Сахалинске, Якутске и проч.[1][6][9] В эти годы вышли многочисленные посвящённые системе Иванова публикации в центральных и местных газетах и журналах, передачи на радио и телевидении. Движение быстро выросло и окрепло. 25 апреля 1992 года на Чувилкином бугре (место, с которым Иванов связывал начало своей идеи) собралось около десяти тысяч человек[6][9].

К 2000 году необходимость активного пропагандирования учения Иванова в значительной степени пропадает. Выпущенных информационных материалов: литературы, видеофильмов и т. д., — оказывается вполне достаточно. На передний план выходит обмен опытом между последователями.

С апреля 1983 года на хуторе Верхний Кондрючий[10] (Свердловский район Луганской области), где жил и принимал посетителей последние 7 лет сам П. К. Иванов в построенном его последователями в 1971 году «Доме Учителя», — оставалась в роли хозяйки Валентина Леонтьевна Сухаревская, ближайшая последовательница Иванова ещё с начала 1950-х годов. В этот Дом (ул. Садовая, д. 58), как и при жизни Иванова, продолжали приезжать люди за советом и консультациями. Пребывание в Доме, как правило, ограничивалось одним-двумя днями. Согласно Сухаревской, Дом не должен становиться основой для жительства в нём. 25 декабря 1990 года Сухаревская скончалась, по её завещанию хозяевами Дома стали Пётр Никитович Матлаев и его супруга Любовь Григорьевна. В настоящее время Дом также открыт для приезда людей. Ежедневно в нём бывает по нескольку десятков человек. Чаще всего туда приезжают последователи П. К. Иванова из различных регионов России, стран СНГ и зарубежья[9].

В 1989 году в движении ивановцев выделилась группа Юрия Геннадьевича Иванова (однофамилец из Куйбышева). Юрий Геннадьевич поселился со своими сторонниками на родине Порфирия Иванова в селе Ореховка[11] (Лутугинский район Луганской области), где они живут в форме общины и в настоящее время.

Существуют также другие, независимые от двух перечисленных, центры и группы ивановцев, не поддаются учету последователи одиночки и просто сторонники движения.

Численность. Национальный состав. Известные имена

Согласно исследованиям Кестонского института (Великобритания), численность ивановцев составляет несколько сот активных последователей (названных авторами «представителями Культа») и не менее 10000 участников общего Движения последователей Порфирия Иванова[6].

Распределены во всех субъектах Российской Федерации и странах бывшего СССР, причём не только во всех областных центрах, но и в менее значимых населённых пунктах[6]. Имеется незначительная часть последователей за рубежом, в частности, в Германии, США, Канаде и др.

По национальному составу — в большинстве русские и украинцы, однако среди ивановцев встречаются представители практически всех наиболее многочисленных народов России[6]. Последователи за рубежом — преимущественно эмигранты из стран бывшего СССР.

Некоторые имена публично известных людей, которые много лет практикуют и пропагандируют систему П. К. Иванова:

Одним из публично известных пропагандистов оздоровительных аспектов системы Иванова является Г. П. Малахов — в 2006-2010 гг. телеведущий ток-шоу Первого канала «Малахов+»[17]. Сам Малахов следует своей системе. Вместе с этим, во многих его книгах имеются главы, посвящённые «Детке» Порфирия Иванова, и одним из первых людей, у которых Малахов перенимал опыт оздоровления, был последователь Иванова писатель В. Г. Черкасов[18][19].

Описание учения

В современном движении последователей Иванова можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закалки, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозной составляющей учения[3].

Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства[20][21].

В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества[4] и неохристианства[3]. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма[3][22]. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.

По мнению православного сектоведа и антикультиста А. Л. Дворкина «ивановство» известно прежде всего как система закаливания, обливания холодной водой и здорового образа жизни. Однако, по утверждению Дворкина, закаливание и обливание придумал не Иванов — о пользе этих процедур для здоровья знали еще в каменном веке. Согласно Дворкину, «закаливание по Иванову» — это внешнее выражение законченной системы веры, основанной на дневниковых записях Иванова[21].

Дневники и письма Иванова

См. также раздел Документальные материалы в статье Иванов, Порфирий Корнеевич

Порфирий Иванов оставил после себя около 300 рукописных тетрадей и множество писем. Данные материалы размножаются ксерокопированием, публикуются в виде фотокопий, а также в виде печатных отредактированных и не отредактированных вариантов[23][8][24].

Иванов имел только начальное образование — 4 класса церковно-приходской сельской школы[3] (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году[8]) — и писал простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы.

Некоторые авторы, обрабатывая рукописи Иванова, предложили расшифровывать только почерк и переводить его в печатный текст без редакции, сохраняя пунктуацию и орфографию оригинала. Полученные таким образом подстрочные тексты призваны играть вспомогательную роль при изучении самих рукописей, облегчают прочтение почерка. Примером таких изданий является серия «Рождение нового человека в природе»[23] (около 100 выпусков, под редакцией А. А. Брижанёва). Здесь дневники Иванова приводятся в виде фотокопий рукописей на одной странице, а соответствующий подстрочный печатный текст — на противоположной странице.

Некоторые подстрочники дневников были изданы отдельно от оригиналов и привлекали внимание критиков[21]. Так, книга «Труды»[24] содержит следующий не отредактированный подстрочник дневника Иванова[25] (фотокопия рукописи[25] в книге отсутствует, автор издания А. Н. Сопроненков):

1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другом человеку что это даст впоследствии по моему излогу по Ивановому выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою и хочем ей своими индивидуальными силами доказат Иванов говорит наша болшая у этом деле ошибка не надо нам любит одну сторону надо любит обеи стороны...

Большинство текстов Иванова было опубликовано в виде отредактированных печатных работ (исправлена орфография и расставлены знаки препинания[26]). Одним из наиболее крупных таких изданий является «История Паршека»[8] (составитель Н. А. Пичугина). Эта книга представляет собой автобиографическое повествование, составленное из фрагментов дневников и писем Иванова, написанных им за все годы, и дополненное документами, свидетельствами очевидцев и т. д.

«История Паршека» выдержала 4 издания[27]. Первые два издания (Воронеж, 1991)[28] и (Самара, 1994)[8] являлись специальными. В предисловии «От издателя» к этим книгам написано, что они рассчитаны «на читателя, хорошо знакомого с основами методики природного оздоровления П. К. Иванова и имеющего достаточный опыт её практического применения». Последующие издания (Москва, 1998[29], 2001[27]) были существенно сокращены по объему (более, чем в два раза) и предназначены для широкого круга читателей.

Наряду с письменными источниками имеются также другие документальные материалы об Иванове и его учении. Это кино, фото, аудио материалы, документы, выданные официальными органами, свидетельства очевидцев, публикации об Иванове в прессе при его жизни и т. д.

Критика

Ивановцы и православие

По мнению православного сектоведа А. Л. Дворкина существует «внутренний круг» ивановцев, который «глубоко законспирирован, и мы о нем почти ничего не знаем». Этот «круг», как считает Дворкин, относится к христианству «воинственно и враждебно»[21]. На сайте Свято-Успенской Почаевской Лавры «обливание по Иванову» занесено в «краткий перечень самых распространенных в наше время грехов»[30]. Сектовед В. Ю. Питанов утверждает, что «став ивановцем, христианин отвергает Христа, а значит, перестает быть членом Тела Христова, Церкви»[31]. Священник Афанасий Гумеров (ныне иеромонах Иов) считает, что последователями Иванова «чаще всего становятся люди весьма озабоченные здоровьем», а «других притягивает явная или скрытая гордыня»[32]. На карте религий Российской Федерации, составленной группой специалистов Российской академии естественных наук (РАЕН — общественная негосударственная организация), ивановцы отнесены к числу «других маргинальных сект, отделившихся от православия»[33].

Примеры отрицательных результатов экспериментов ивановцев

По информации священника Алексия Слюсаренко[34] в 19921996 годах при поддержке Луганского областного управления образования ивановцы из общины Юрия Иванова провели эксперимент с одним из младших классов средней школы № 2 посёлка Успенка Лутугинского района Луганской области. Класс был оборудован специальными партами для занятий стоя. В результате увеличилась заболеваемость сколиозом у детей, у многих школьников ухудшилось зрение. Детям пришлось пройти курс реабилитации в районной поликлинике[35].

Учение Иванова и антикультовое движение

В итоговой декларации «международной научно-практической конференции» «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Екатеринбург, 2002), прошедшей под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Латышева П. М.[36] к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесен «Иванова Порфирия культ („Оптималист“[37], клуб)»[38].

В итоговой декларации «международной научно-практической конференции» «Тоталитарные секты — угроза правам человека в Восточной Европе» (Винница, 2002) «культ Порфирия Иванова» находится в перечне «наиболее известных и опасных современных деструктивных культов»[39].

Примечания

  1. ↑ Энциклопедия религий (cтатья «ивановцы»). — М.: Академический Проект, 2008. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0
  2. Религиоведение: Энциклопедический словарь (статья «новые религиозные движения»). — М.: Академический Проект, 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2
  3. ↑ Нетрадиционные религии в современной России: морфол. анализ. — М.: Институт философии РАН, 1999. — Т. 1. — 244 с.
  4. ↑ Религии народов современной России: Словарь (статья «неоязычество»). — М.: Республика, 2002. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1
  5. ↑ Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — 2-е изд. — М.: Центр, 2004. — 304 с. — ISBN 5888600539 — Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. — Тема 12. Нетрадиционные религии. 4. Неоязычество: Система Учителя Иванова (с. 261—268).
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Система Порфирия Иванова: культ и движение // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Кестонский институт (Великобритания). — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — Т. 4. — С. 244—258. — 366 с. — ISBN 5-98704-057-4
  7. Народы и религии мира: Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В А.Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998—928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
  8. 1 2 3 4 5 История Паршека: В 2 т. (Сост. Пичугина Н.А.). — 2-е изд. — Самара, 1994. — ISBN ISBN 5-86611-002-4
  9. 1 2 3 Бронников А. Ю. Учитель Иванов. Его дорога. — М.: ОНИКС, 2006. — 560 с. — ISBN 5-488-00456-4
  10. Хутор Верхний Кондрю́чий, он же — Боги́ (местное название), официальное название — село Кондрюче (укр.). Українська Вікіпедія.
  11. Село Ореховка (Лутугинский район, Луганская область, Украина).
  12. Герман Виноградов: работа с огнем, водой и металлом.
  13. Бизнес-журнал: интервью с Владимиром Довганем.
  14. Аргументы и факты: «Таблетками не пользуюсь» — интервью с заслуженным артистом РСФСР Михаилом Жигаловым.
  15. Интервью с Михаилом Жигаловым // Советская Белоруссия, 07.09.2007
  16. 1. С 2001 года курс проходил апробацию в различных учебных заведениях страны, а с 2011 года его планируется ввести во всех школах и вузах Казахстана.
  17. С 2011 года Геннадий Петрович Малахов ведёт аналогичное ток-шоу на украинском телеканале «Интер».
  18. Владимир Георгиевич Черкасов — писатель, с детства лично знал П. К. Иванова. Автор романа «Сотвори добро» (1980), в котором Порфирий Иванов выступает одним из героев книги. Сам Иванов отзывался о романе положительно и советовал его прочесть заинтересованным людям.
  19. Малахов Г. П. Выдержка из книги «Мне 50 лет — духовный опыт».
  20. «Становись и занимай своё место в природе!» // Журнал «Наука и религия», № 2-3, 1991.
  21. ↑ Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — М.: Христианская библиотека, 2007. — 816 с. — ISBN 5-88213-050-6
  22. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. 1999. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  23. 1 2 Серия: Рождение нового человека в природе. — Свердловск-6, 1990-е годы (около 100 выпусков).
  24. 1 2 Иванов П. К. Труды. — М.: Кокон, 1992. — ISBN 5885530025
  25. ↑ Копия рукописи (первая страница дневника Иванова «Закалка и люди», 1967).
  26. Пример редактирования рукописи. Первая страница дневника Иванова «Закалка и люди», 1967.
  27. ↑ Учитель Иванов: История Паршека: 100 лет со дня рождения (сост. Пичугина Н.А.). — 4-е изд. — М.: ОНИКС, 2001. — 320 с. — ISBN ISBN 5-249-00048-7
  28. История Паршека (Сост. Пичугина Н. А.). — 1-е изд. — Воронеж, 1991. — 896 с.
  29. Учитель Иванов: История Паршека: 100 лет со дня рождения (сост. Пичугина Н.А.). — 3-е изд. — М.: ОНИКС, 1998. — 320 с. — ISBN ISBN 5-249-00048-7
  30. Исповедь с комментариями. Свято-Успенская Почаевская лавра. — (в комментарии указывается, что поклонение духу учителя, языческо-оккультное учение о раскрытии "внутренних возможностей" приводит к общению с демонами, одержимости). Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  31. Порфирий Иванов — бог Земли?. Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  32. Ответ на вопрос об учении Иванова. Православие.Ру (официальный сайт Сретенского монастыря). — «...потому что основатель этой лжедуховности обещает: «Мы будем все богами из-за дела, а он нас приведет к порядку, мы все, как один, будем любить природу и хранить ее, как око. Мы будем боги жизни. Это закалка тренировка, она восторжествует и будет с нами жить» (из текста П.Иванова «Мой подарок молодежи». 1983 года 2 февраля, Учитель Иванов).». Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  33. Карта религий Российской федерации (составлена группой специалистов Российской академии естественных наук под руководством заслуженного деятеля науки РФ, лауреата государственных премий, академика РАЕН, доктора исторических наук, профессора Павла Пучкова). Интерактивная версия агентства «Интерфакс». Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  34. 1, представитель Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) по Луганской области 2. В миру — Алексей Слюсаренко, 3.
  35. Ивановщина после Иванова.
  36. Полномочный представитель Президента России в УрФО: «Россия — преимущественно православная страна». Приветствие П. М. Латышева участникам Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма».. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  37. Общероссийская Общественная Организация — Объединение „Оптималист“.
  38. Итоговая декларация международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма». Екатеринбург, 9-11 декабря 2002 г.. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012.
  39. Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты — угроза правам человека в Восточной Европе». Итоговая декларация.

Литература

  • Балагушкин Е. Г., доктор философских наук: Глава III: Система Учителя Иванова / в кн. Нетрадиционные религии в современной России: морфол. анализ. — М.: Институт философии РАН, 1999. — Т. 1. — 244 с.. Копия 1. Копия 2.
  • Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Копия 1. Копия 2.
  • Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2004. — 2-е изд., испр. и доп. — 304 с. — Тема 12. Нетрадиционные религии. 4. Неоязычество: Система Учителя Иванова (с. 261—268)
  • Религии народов современной России: Словарь. — М.: Республика, 2002. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1
    Cтатьи: «ивановцы», «неоязычество».
  • Система Порфирия Иванова: культ и движение // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Кестонский институт (Великобритания). — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — Т. 4. — С. 244—258. — 366 с. — ISBN 5-98704-057-4
  • Религиоведение: Энциклопедический словарь. — М.: Академический Проект, 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2
    Cтатьи: «новые религиозные движения», «ивановцы».
  • Религиоведение: Словарь. — М.: Академический Проект, 2007. — 637 с. — ISBN 978-5-8291-0853-3
    Cтатьи: «новые религиозные движения», «ивановцы».
  • Энциклопедия религий. — М.: Академический Проект, 2008. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0
    Статья «ивановцы».
  • Священник Алексий Слюсаренко. Иванов, ивановцы, ивановщина. О Паршеке и его «детках». — Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2009. — 176 с. // Книга адресована работникам Церкви. Автор предисловия А. Л. Дворкин.
  • Андрей Патинов. Евангелие от Порфирия // Журнал «Discovery», № 3(15), Март 2010. — С. 96-99 (в pdf-версии — С. 98-101).

Ивановцы (движение).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93