Ивано́вцы — последователи Порфирия Корнеевича Иванова, его учения и системы природного оздоровления «Детка». Обычно рассматриваются как новое религиозное движение[1][2][3] и характеризуются как неоязычество[4][5]. В то же время в современном движении последователей Иванова наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым[1][5][6].
Содержание |
Движение зародилось в 1930-е годы[7]. Его основатель — Порфирий Корнеевич Иванов — указывает на конкретную дату 25 апреля 1933 года[8].
Особую популярность движение ивановцев получило с начала 1982 года после публикации статьи «Эксперимент длиною в полвека» о П. К. Иванове в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982) и после написания Ивановым своих 12 советов здоровья «Детка» в ответ на многочисленные письма читателей. Первая большая публичная лекция о его системе состоялась в январе 1983 года в Химках во Дворце культуры «Родина» и собрала почти тысячу человек (проводил её методист по лечебной физкультуре Олег Григорьевич Быков).
После смерти Иванова (10 апреля 1983) развитие движения ускорилось. В 1984 году появились последователи Иванова в Ленинграде, возросло количество последователей в Москве. В 1984—1986 гг. начали издаваться первые брошюры. Дополнительным толчком оказалась Чернобыльская авария (1986). Сотни жителей Киева и других районов Украины, в том числе ликвидаторы Чернобыля, разуверившись в официальной медицине, начинают испытывать на себе советы «Учителя Иванова» — «Детка»[6].
В конце 80-х — 90-е гг. ивановцы организуют встречи и лекции по всей территории России и странам бывшего СССР, причём не только в столичных городах, но и в самых отдалённых регионах: Алма-Ате, Владивостоке, Вологде, Зеленодольскe, Инте, Казани, Коломне, Костроме, Магнитогорске, Новосибирске, Перми, Петрозаводске, Таллине, Твери, Тюмени, Уфе, Череповце, Южно-Сахалинске, Якутске и проч.[1][6][9] В эти годы вышли многочисленные посвящённые системе Иванова публикации в центральных и местных газетах и журналах, передачи на радио и телевидении. Движение быстро выросло и окрепло. 25 апреля 1992 года на Чувилкином бугре (место, с которым Иванов связывал начало своей идеи) собралось около десяти тысяч человек[6][9].
К 2000 году необходимость активного пропагандирования учения Иванова в значительной степени пропадает. Выпущенных информационных материалов: литературы, видеофильмов и т. д., — оказывается вполне достаточно. На передний план выходит обмен опытом между последователями.
С апреля 1983 года на хуторе Верхний Кондрючий[10] (Свердловский район Луганской области), где жил и принимал посетителей последние 7 лет сам П. К. Иванов в построенном его последователями в 1971 году «Доме Учителя», — оставалась в роли хозяйки Валентина Леонтьевна Сухаревская, ближайшая последовательница Иванова ещё с начала 1950-х годов. В этот Дом (ул. Садовая, д. 58), как и при жизни Иванова, продолжали приезжать люди за советом и консультациями. Пребывание в Доме, как правило, ограничивалось одним-двумя днями. Согласно Сухаревской, Дом не должен становиться основой для жительства в нём. 25 декабря 1990 года Сухаревская скончалась, по её завещанию хозяевами Дома стали Пётр Никитович Матлаев и его супруга Любовь Григорьевна. В настоящее время Дом также открыт для приезда людей. Ежедневно в нём бывает по нескольку десятков человек. Чаще всего туда приезжают последователи П. К. Иванова из различных регионов России, стран СНГ и зарубежья[9].
В 1989 году в движении ивановцев выделилась группа Юрия Геннадьевича Иванова (однофамилец из Куйбышева). Юрий Геннадьевич поселился со своими сторонниками на родине Порфирия Иванова в селе Ореховка[11] (Лутугинский район Луганской области), где они живут в форме общины и в настоящее время.
Существуют также другие, независимые от двух перечисленных, центры и группы ивановцев, не поддаются учету последователи одиночки и просто сторонники движения.
Согласно исследованиям Кестонского института (Великобритания), численность ивановцев составляет несколько сот активных последователей (названных авторами «представителями Культа») и не менее 10000 участников общего Движения последователей Порфирия Иванова[6].
Распределены во всех субъектах Российской Федерации и странах бывшего СССР, причём не только во всех областных центрах, но и в менее значимых населённых пунктах[6]. Имеется незначительная часть последователей за рубежом, в частности, в Германии, США, Канаде и др.
По национальному составу — в большинстве русские и украинцы, однако среди ивановцев встречаются представители практически всех наиболее многочисленных народов России[6]. Последователи за рубежом — преимущественно эмигранты из стран бывшего СССР.
Некоторые имена публично известных людей, которые много лет практикуют и пропагандируют систему П. К. Иванова:
Одним из публично известных пропагандистов оздоровительных аспектов системы Иванова является Г. П. Малахов — в 2006-2010 гг. телеведущий ток-шоу Первого канала «Малахов+»[17]. Сам Малахов следует своей системе. Вместе с этим, во многих его книгах имеются главы, посвящённые «Детке» Порфирия Иванова, и одним из первых людей, у которых Малахов перенимал опыт оздоровления, был последователь Иванова писатель В. Г. Черкасов[18][19].
В современном движении последователей Иванова можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закалки, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозной составляющей учения[3].
Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства[20][21].
В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества[4] и неохристианства[3]. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма[3][22]. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.
По мнению православного сектоведа и антикультиста А. Л. Дворкина «ивановство» известно прежде всего как система закаливания, обливания холодной водой и здорового образа жизни. Однако, по утверждению Дворкина, закаливание и обливание придумал не Иванов — о пользе этих процедур для здоровья знали еще в каменном веке. Согласно Дворкину, «закаливание по Иванову» — это внешнее выражение законченной системы веры, основанной на дневниковых записях Иванова[21].
Порфирий Иванов оставил после себя около 300 рукописных тетрадей и множество писем. Данные материалы размножаются ксерокопированием, публикуются в виде фотокопий, а также в виде печатных отредактированных и не отредактированных вариантов[23][8][24].
Иванов имел только начальное образование — 4 класса церковно-приходской сельской школы[3] (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году[8]) — и писал простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы.
Некоторые авторы, обрабатывая рукописи Иванова, предложили расшифровывать только почерк и переводить его в печатный текст без редакции, сохраняя пунктуацию и орфографию оригинала. Полученные таким образом подстрочные тексты призваны играть вспомогательную роль при изучении самих рукописей, облегчают прочтение почерка. Примером таких изданий является серия «Рождение нового человека в природе»[23] (около 100 выпусков, под редакцией А. А. Брижанёва). Здесь дневники Иванова приводятся в виде фотокопий рукописей на одной странице, а соответствующий подстрочный печатный текст — на противоположной странице.
Некоторые подстрочники дневников были изданы отдельно от оригиналов и привлекали внимание критиков[21]. Так, книга «Труды»[24] содержит следующий не отредактированный подстрочник дневника Иванова[25] (фотокопия рукописи[25] в книге отсутствует, автор издания А. Н. Сопроненков):
1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другом человеку что это даст впоследствии по моему излогу по Ивановому выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою и хочем ей своими индивидуальными силами доказат Иванов говорит наша болшая у этом деле ошибка не надо нам любит одну сторону надо любит обеи стороны... |
Большинство текстов Иванова было опубликовано в виде отредактированных печатных работ (исправлена орфография и расставлены знаки препинания[26]). Одним из наиболее крупных таких изданий является «История Паршека»[8] (составитель Н. А. Пичугина). Эта книга представляет собой автобиографическое повествование, составленное из фрагментов дневников и писем Иванова, написанных им за все годы, и дополненное документами, свидетельствами очевидцев и т. д.
«История Паршека» выдержала 4 издания[27]. Первые два издания (Воронеж, 1991)[28] и (Самара, 1994)[8] являлись специальными. В предисловии «От издателя» к этим книгам написано, что они рассчитаны «на читателя, хорошо знакомого с основами методики природного оздоровления П. К. Иванова и имеющего достаточный опыт её практического применения». Последующие издания (Москва, 1998[29], 2001[27]) были существенно сокращены по объему (более, чем в два раза) и предназначены для широкого круга читателей.
Наряду с письменными источниками имеются также другие документальные материалы об Иванове и его учении. Это кино, фото, аудио материалы, документы, выданные официальными органами, свидетельства очевидцев, публикации об Иванове в прессе при его жизни и т. д.
По мнению православного сектоведа А. Л. Дворкина существует «внутренний круг» ивановцев, который «глубоко законспирирован, и мы о нем почти ничего не знаем». Этот «круг», как считает Дворкин, относится к христианству «воинственно и враждебно»[21]. На сайте Свято-Успенской Почаевской Лавры «обливание по Иванову» занесено в «краткий перечень самых распространенных в наше время грехов»[30]. Сектовед В. Ю. Питанов утверждает, что «став ивановцем, христианин отвергает Христа, а значит, перестает быть членом Тела Христова, Церкви»[31]. Священник Афанасий Гумеров (ныне иеромонах Иов) считает, что последователями Иванова «чаще всего становятся люди весьма озабоченные здоровьем», а «других притягивает явная или скрытая гордыня»[32]. На карте религий Российской Федерации, составленной группой специалистов Российской академии естественных наук (РАЕН — общественная негосударственная организация), ивановцы отнесены к числу «других маргинальных сект, отделившихся от православия»[33].
По информации священника Алексия Слюсаренко[34] в 1992—1996 годах при поддержке Луганского областного управления образования ивановцы из общины Юрия Иванова провели эксперимент с одним из младших классов средней школы № 2 посёлка Успенка Лутугинского района Луганской области. Класс был оборудован специальными партами для занятий стоя. В результате увеличилась заболеваемость сколиозом у детей, у многих школьников ухудшилось зрение. Детям пришлось пройти курс реабилитации в районной поликлинике[35].
В итоговой декларации «международной научно-практической конференции» «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Екатеринбург, 2002), прошедшей под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Латышева П. М.[36] к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесен «Иванова Порфирия культ („Оптималист“[37], клуб)»[38].
В итоговой декларации «международной научно-практической конференции» «Тоталитарные секты — угроза правам человека в Восточной Европе» (Винница, 2002) «культ Порфирия Иванова» находится в перечне «наиболее известных и опасных современных деструктивных культов»[39].
Ивановцы (движение).