Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Иштван Месарош

Иштван Месарош
István Mészáros
Дата рождения:

1930 год(1930)

Научная сфера:

экономика, философия

И́штван Меса́рош (венг. Mészáros István; р. 19 декабря 1930) — экономист и философ венгерского происхождения, заслуженный профессор Сассекского университета (Великобритания). Покинул Венгрию после советского вторжения в 1956 году. Его относят к представителям современного западного марксизма. Сам он называл себя постмаркистом[1].

Содержание

Биография

Выходец из рабочей семьи, воспитывался матерью. Начал работать на заводе в возрасте двенадцати лет, подделав свое свидетельство о рождении (минимальный возраст для приёма на работу составлял шестнадцать лет). Молодым работником впервые столкнулся с международной эксплуатацией труда и неравноправием в оплате труда мужчин и женщин — его товарищи, взрослые рабочие, работая на предприятии иностранного владельца (радиозаводе Standard), получали больше, чем его мать, работавшая на венгерского работодателя.

Месарош смог заняться учёбой только после окончания Второй мировой войны и введения бесплатного образования. Входил в Будапештскую школу — работал ассистентом Дьёрдя Лукача в Институте эстетики Будапештского университета, где и защитил в 1954 году докторскую диссертацию. В 1956 году стал ответственным редактором журнала «Раздумья» («Eszmélet»), имевшего марксистскую и антисталинистскую направленность. После поражения Венгерского восстания 1956 года и ввода советских войск был вынужден покинуть страну. В эмиграции жил сначала в Италии, где преподавал в Туринском университете, а позже в Великобританию, где работал в Университете Сент-Эндрюс (Шотландия) и Сассексском университете (Англия).

Награждён Премией имени Кошута (1956), которой его лишили сразу после эмиграции.

Идеи

Иштван Месарош предлагает альтернативную современным господствующим в мире представлениям точку зрения относительно капитала и капитализма, полемизируя с представителями различных школ, начиная от Адама Смита заканчивая Фридрихом Хайеком. Он рассматривает капитал как внутренне противоречивую органическую систему социального метаболизма, и в связи с этими противоречиями последняя не может быть неизменной и вечной, соответственно, ей предстоит перейти в новое качество. Иштван Месарош указывает на углубление структурного кризиса капитала, связанного с достижением его пределов (противоречие между транснационализацией капитала и национальным государством, экологический кризис, структурная безработица, неспособность достичь эмансипации женщин). Данный кризис отличен по своей природе от циклических кризисов капиталистического производства. Структурный кризис капитала стимулирует современный империализм к более агрессивным формам авторитаризма и усилению экспансионистских тенденций.

Иштван Месарош считает, что капитал не является спонтанно координирующейся системой, но имеет жёсткую командную структуру — иерархию и нуждается в контроле, который становится все труднее обеспечить. В связи с этим постреволюционные (посткапиталистические) общества рассматриваются как составные части органической системы капитала, не до конца преодолевшие капитал как общественное отношение, в силу чего возрастает важность переходного периода к социализму, сущность которого заключается в социальной революции (в противовес политической революции, уничтожающей класс капиталистов).

Иштван Месарош положительно оценивает Боливарианскую революцию в Венесуэле; он был личным знакомым и сторонником Чавеса, назвавшего его «первопроходцем социализма 21 века», ещё до прихода того к власти[2].

Месарош утверждает, что образование должно быть непрерывным, длиться всю жизнь, иначе это просто не образование. По его мнению, современная система образования, организованная господствующим буржуазным классом, готовит человека к жизни в мире отчуждённого труда, подчиненного капиталу. Она не оставляет ни студентам, ни преподавателям времени на обдумывание необходимости изменения капиталистического строя, не учит путям поиска альтернатив.

Примечания

  1. И. Месарош назвал постмарксистами себя и Агнеш Хеллер в интервью журналу «Kereskedelmi szemle» (1989. № 11); себя, Агнеш Хеллер и Ференца Фехера — в интервью журналу «Beszélö» (1990. № 1).
  2. Bolívar and Chávez. The Spirit of Radical Determination // Monthly Review, Volume 59, Number 3. — July-August 2007.

Сочинения

  • Марксова теория отчуждения (Marx’s Theory of Alienation. London: Merlin Press, 1970)
  • Философия, идеология и социальные науки (Philosophy, Ideology, and Social Science. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1986)
  • Могущество идеологии (The Power of Ideology. Brighton: Wheatsheaf Publishers; New York: New York University Press, 1989)
  • По ту сторону капитала: к теории переходного периода (Beyond Capital: Toward a Theory of Transition. London: Merlin Press, 1995)
  • Социализм или варварство: от «Американского столетия» до перекрестия дорог (Socialism or Barbarism: From the «American Century» to the Crossroads. New York: Monthly Review Press, 2001)
  • Образование по ту сторону капитала (La educación más allá del capital. Buenos Aires: CLACSO y Siglo XXI, 2008)
  • Вызов и бремя исторического времени (The Challenge and Burden of Historical Time. New York: Monthly Review Press, 2008)
  • Структурный кризис капитала (A crise estrutural do capital. São Paulo: Boitempo, 2009 / La crisis estructural del capital. Caracas: Ministerio del Poder Poder Popular para la Comunicación y la Información, 2009)
  • Социальная структура и формы сознания: Социальная детерминация метода (Estrutura social e formas de consciência: a determinação social do método. São Paulo: Boitempo, 2009)

Ссылки

  • Istvan Meszaros Archive
  • Структурный кризис политики
  • Потенциально наиболее смертоносная фаза империализма
  • Марксизм сегодня. Интервью
  • Вызовы нашему времени. Интервью
  • Необходимость радикальной альтернативы. Интервью
  • Структурный кризис системы. Интервью
  • Marx and the Credit Crunch. Выступление (видео)
  • The New Crisis of Capitalism. Выступление (видео)
  • Дж. Б. Фостер о книге «Социализм или варварство»
  • «…Но дело заключается в том, чтобы изменить его». Рецензия на: István Mészáros. Social Structures and Forms of Consciousness. Vol. I: The Social Determination of Method. New York: Monthly Review Press, 2010.


Иштван Месарош.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93