«Казахизация» — термин, используемый для названия национальной политики в Казахстане, направленной на возрождение «национальных ценностей»,[1] усиление роли казахского языка[2][3] и влияния титульного этноса в государственном управлении.[3][4]
Содержание |
В Казахстане проживает множество национальностей. По разным оценкам, количество национальностей, проживающих на территории современного Казахстана, может составлять: 140[5], 130[6], 100[7]. (Подробнее см. Население Казахстана). По оценке активиста русского общественного движения в Казахстане, главного редактора сайта «Русские в Казахстане» В. Намовира, межэтническая ситуация достаточно сложная.[8] (см. Межэтнические конфликты в Казахстане, Русские в Казахстане, Мордва в Казахстане, Немцы в Казахстане, Поляки в Казахстане, Узбеки в Казахстане, Оралманы).
31 мая 1979 года было принято Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области (НАО)» на территории Казахской ССР. Было решено, что центром будущей автономии будет г. Ерейментау, в состав должны были войти несколько районов Целиноградской, Павлодарской, Карагандинской и Кокчетавской областей. Тогда доля немцев в Казахстане в целом достигала 7 % населения, в том числе в ряде сельских северных районов Целинного края она достигала 30 % и более, а доля казахов в Целинограде в 1979 составляла 10 %.
Однако 16 июня 1979 года в г. Целинограде произошло первое выступление казахской молодёжи и интеллигенции, позднее ставшее известным как «Целиноградские события 1979 года», а Немецкая автономная область так и не была создана.
16 декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей в то время столицей Казахской ССР произошло выступление казахской молодёжи под лозунгами оцениваемые одной стороной как патриотическими другой стороной как националистическими. В исторической литературе Казахстана данное событие называют «Желтоксан» (или «Декабрьскими событиями»). По официальной версии волнения начались из-за решения Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва о снятии с должности национального лидера Первого секретаря компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева, и замене его на ранее не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Участники акций протеста требовали назначить на должность не «варяга», а человека из представителей местной элиты.
Д. О’Бикен в своей работе о «казахизации» указывает, что «непропорциональное представительство казахов в общественных структурах берёт начало в советской политике коренизации 1930-х гг., и осуществлявшейся также в 1970-х-1980-х при Д. Кунаеве».[9]
Как отмечает С. Каммингс[10], на юге и западе страны процесс «казахизации» начался ещё до 1991 г. Она указывает, что оправданием «казахизации», особенно в её ранние годы, служило обеспечение территориальной целостности государства.[4] Minority Rights Group пишет, что правительство Казахстана начало проводить программу «казахизации» в 1991—1992 гг., делая упор на значении казахского языка, росте присутствия и доминирования казахов в государственном аппарате.[3]
Кандидат политических наук, доцент, и. о. заведующий кафедрой политологии ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва Нечаева Е. Л.[11] считает, что в этот период приоритет был у этнонациональной политики, и тогда были приняты концептуальные документы, которые законодательно закрепили за казахским народом статус государствообразующей нации.
Она приводит примеры
Принятие Конституции 1995 года ознаменовало второй этап тем, что закрепило общегражданские принципы характера государственности с переходом к территориальной (гражданской) модели нации.[11]
В Конституции 1995 года отсутствует деление казахстанцев на представителей титульной и нетитульной нации, что стимулировало интеграционные процессы в обществе.
Согласно конституции Казахстана (принятой 30 августа 1995 года)[12]:
Мы, народ Казахстана, объединённый общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.
Русский язык и права русскоязычных также защищены конституцией Казахстана, в отличие от других стран Центральной Азии:
Статья 7
1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык.
2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Согласно Постановлению Конституционного Совета РК от 8 мая 1997 года № 10/2: «Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств».
Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 56-I О культуре — Регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана.[13]
Одним из главных инструментов национальной политики стала созданная в 1995 году Ассамблея народа Казахстана (АНК)[14]. По оценке В. Коршунова и А. Чеботарёва, «в нашей стране АНК — это единственный ведущий орган в области регулирования и развития межэтнических отношений, хотя и имеющий статус консультативно-совещательного органа при Президенте»[15].
В 1996 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ об объявлении 1 мая Днём единства народа Казахстана.[16]
11 октября 1997 года Президент страны в послании Казахстан 2030 отметил, что шовинизм и национализм ещё не полностью забыты. Но русофобия резко пошла на убыль. А процесс возрождения казахских традиций и языка стал восприниматься как естественный.[17][18]
На 2001 год, по оценке С. А. Асановой[19], современный Казахстан переживает период национального возрождения[20]; в докладе президента Н. А. Назарбаева (за 1997 год) перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности[21]. Так же возрождаются и народные ремёсла[22], народные обычаи, обряды и национальные виды спорта[23], религия титульной нации[24][25], национальное образование и казахский язык[26], песенный жанр и стихосложение на казахском языке[27].
В 2004 году Ассамблеей народа Казахстана была выдвинута доктрина «Национального единства». Её озвучил президент Казахстана Назарбаев, однако она вызвала критику[28][29] в свой адрес. ОСДП «Азат» и партия «Ак Жол» выдвинули альтернативные концепции.[30]
Проект «Доктрины национального единства Казахстана» создавался по поручению Нурсултана Назарбаева, обращённое Ассамблее народов Казахстана в октябре 2008 года.[31]
Доктрина национального единства Казахстана представлена Президентом Республики Казахстан на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана (Астана, 26 октября 2009 года) и одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана.[14]
1 мая 2010 года — глава государства Нурсултан Назарбаев заявил, что опыт построения межнационального согласия в Казахстане вызывает растущий интерес у ОБСЕ. «Дух нашего народа лежит в основе политики, которую мы проводим с первых дней независимости — это как раз толерантность и дружба»,- подчеркнул Назарбаев[32]
По мнению С. Панарина[33], административно-территориальная реформа в Казахстане (1997) года имела черты этнического джерримендеринга, в ходе которой часть преимущественно русскоязычных регионов были объединены с преимущественно казахскими и таким образом утратили этнически русское большинство.[34]
По итогам переписи 1989 г. представительство казахов в сфере управления было выше их доли в населении. В Кокчетавской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Целиноградской областях казахи по числу работающих в органах управления на 1000 человек занятого населения опережали основные этнические группы русскоязычных[35] После обретения независимости процесс роста доли казахов в государственном секторе ускорился. Так, в Восточно-Казахстанской области совокупная доля казахов, занятых в образовании, культуре, науке и органах управления, с 1989 по 1994 г. поднялась с 28,1 до 37,2 %.[36] По данным движения «Лад», в Акмолинской области с 1994 по 1995 г. представительство казахов среди руководителей областной администрации увеличилось с 32,6 % до 45,8 %, среди руководителей городской и районной администрации — с 53,3 до 60 %. Доля русских, напротив, уменьшилась в 1,2-1,4 раза.[34] Э. Карин и А. Чеботарев в 2002 г. дали следующую оценку: «представители коренного населения составляют от 80 до 90 % административной элиты»[37]. Н. В. Вдовина в 2008 г. отмечает отсутствие фамилий, представляющих другие народности Казахстана (видимо, кроме казахов), среди руководителей ведущих казахстанских высших учебных заведений.[38]
По сост. на 2010 г. отмечается диспропорциональность в этническом составе кадров государственного сектора. К примеру, в департаменте госстатистики самой русскоязычной Северо-Казахстанской области, доля работников казахов составляла 50 %, доля русских 35 %, других народов — 15 %.[39] При этом доля этнических русских в населении области составляла 47 %, казахов 35 %, других национальностей 18 %, а среди работоспособного населения области старше 18 лет русские составляли не менее 60 %, казахи только 25 % населения.
В южных областях диспропорции стали ещё более заметны. Так в в департаменте госстатистики Алматинской области, обслуживающем как область, так и г. Алматы, казахи составляли 85,5 % занятых, русские — всего 8 %, представители других национальностей лишь 5,5 %. При этом в населении региона казахи составляли 57 %, русские 30 %, другие национальности 13 %.[40]
Важнейшим направлением деятельности государства в сфере межэтнических отношений стало проведение сбалансированной языковой политики.[14]
Благодаря работе Ассамблеи народов Казахстана, в Казахстане поддерживаются языки и культуры (или по крайней мере не создаются препятствия для их развития), не имеющих статуса государственного.[41]
26 июля 2010 года Министр культуры РК Мухтар Кул-Мухаммед сообщил, что История Казахстана в вузах страны будет преподаваться только на казахском языке.[42], а также подчеркнул: «Реализация поставленных задач позволит достичь к 2020 году уверенных результатов: доля казахстанцев, владеющих госязыком, возрастет с 60 до 95 %», «доля казахстанцев, владеющих русским языком, составит не менее 90 %, сейчас это 89 %. Доля казахстанцев, владеющих английским языком, составит порядка 20 %».[43][44]
Власти Казахстана оказывают существенную поддержку переселению этнических казахов из других стран в Казахстан, так называемых репатриантов оралманов — возвращенцев. Особую обеспокоенность у русскоязычного населения Казахстана вызывает программа казахстанских властей по стимулированию репатриации этнических казахов в Казахстан в условиях продолжающегося сокращения, в том числе как следствие интенсивной эмиграции, русского и другого русскоязычного населения, для стабилизации численности которого по мнению русской общины не предпринимается решительных шагов.
Вместе с тем в связи с тяжелой демографической ситуацией в Российской Федерации была принята аналогичная государственная программа «по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» направленая на стимулирование переселения людей в первую очередь русских, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию. Данная программа принята Указом Президента РФ 28 июня 2006 года.[45] и рассчитана на период с 2006 по 2012 годы.
Докладчик ООН по правам меньшинств в своём докладе о визите в Казахстан отмечает мнения, что политика «казахизации» "вызвала тревогу среди русских, немцев и русскоязычных, мотивируя массовую эмиграцию.[46]
Культурная ассимиляция | |
---|---|
Религия |
|
Глобализация |
|
История |
|
Современность |
|
Казахизация.