Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Как опасно предаваться честолюбивым снам 1846, как опасно предаваться честолюбивым снам скачать, как опасно предаваться честолюбивым снам читать, как опасно предаваться честолюбивым снам слушать онлайн

Как опасно предаваться честолюбивым снам
Жанр:

Фарс

Автор:

Ф. М. Достоевский,
Н. А. Некрасов,
Д. В. Григорович

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1846 г.

Публикация:

1846 г.

Электронная версия

Текст произведения в Викитеке

«Как опа́сно предава́ться честолюби́вым снам». Фарс совершенно неправдоподобный, в стихах, с примесью прозы. Соч. гг. Пружинина, Зубоскалова, Белопяткина и К° — совместный шуточный рассказ Фёдора Достоевского, Николая Некрасова и Дмитрия Григоровича, опубликованный в 1846 году в юмористическом иллюстрированном альманахе «Первое апреля» Н. А. Некрасова[1].

Содержание

История публикации, авторство и литературная основа

После запрещения цензурой альманаха «Зубоскал» в конце 1845 года Некрасов задумал другой сборник. Как и в случае с «Зубоскалом», Некрасов предполагал выпускать его с помощью Д. В. Григоровича и Ф. М. Достоевского. Новое издание получило название «Первое апреля», и часть материалов, предназначавшаяся для «Зубоскала», попала в новый альманах. Скорее всего, именно так было с фарсом «Как опасно предаваться честолюбивым снам», поскольку среди его авторов перечислены Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин. Пружинин и Белопяткин были псевдонимами Некрасова, а Зубоскалов, по всей видимости, был совместным псевдонимом Достоевского и Григоровича, унаследованный из первого неудачного предприятия трёх писателей[2].

Григоровичу принадлежит авторство II, IV и V глав, Достоевскому III и VI главы, глава VII, по мнению Г. М. Фридлендера, была написана Григоровичем, по другим данным, Достоевским совместно с Некрасовым[3], Некрасову принадлежат стихотворные фрагменты и, возможно, часть прозаического текста. Т. Ю. Хмельницкая полагает, что «можно говорить только о преобладании одного из соавторов в разных главах повести <…> Яснее же всего в коллективной вещи проступает не преобладание какого-нибудь из соавторов, а откровенная установка их всех на Гоголя». Участие Ф. М. Достоевского впервые установлено К. И. Чуковским в 1922 году из записки Некрасова: за «Честолюбивые сны» Григоровичу 50 р., Достоевскому 25 р. («Неизвестное произведение Гоголя», «Жизнь искусства», № 2, 10 января). По мнению Чуковского, отточия в двух местах рассказа могут означать запрещённые цензурой стихи Некрасова, одно из которых посвящено расправе барина со своим крепостным[2].

Участие Достоевского, возможно, не исчерпывалось указанными главами, потому что во второй главе есть ситуация, когда на глазах у хозяина и кухарки появляется вор, крадущий вещи так, как в точности описано в рассказе Достоевского «Честный вор». Не исключено возможное соавторство И. И. Панаева: стихотворение «Они молчали оба» с цензурной купюрой стихов 14—15 вошло как в прижизненное «Собрание стихотворений Нового поэта» (СПб., 1855, с. 56), так и в посмертное «Первое полное собрание сочинений Ивана Панаева» (т. 5. СПб., 1889, с. 39—40)[3]. В целом рассказ по своей тематике близок к физиологическим очеркам произведений «натуральной школы» 1840-х годов: описание кухни и чёрной лестницы во второй главе. Описания кошмара и мук совести, сделанные Достоевским, идейно сближают произведение с его повестями «Двойник» и «Господин Прохарчин»[1]. А в стихотворных фрагментах присутствует элемент водевильного жанра, свойственный молодому Некрасову.

По мнению комментаторов, стихотворный фельетон выполнял функцию общего поэтического комментария к последовательному прозаическому повествованию. В то же время стихотворные вставки свободно извлекаются из рассказа и могут свободно восприниматься вне контекста произведения. В особенности это относится к стихотворному фрагменту «Что чиновники то же, что воинство…», предвосхищающий позднее зрелое творчество поэта-сатирика. Последняя VIII стихотворная глава, как замечает Б. Я. Бухштаб, «выдержана в <…> форме сказа от лица мелкого чиновника, совпадая с „Провинциальным подьячим“ и „Говоруном“ по тону и манере речи, фразеологии, размеру стиха, рифмам („регалии“ — „и так далее“)»[3].

По мнению современных комментаторов, «Как опасно предаваться честолюбивым снам» явилось одной из первых попыток коллективного сатирического творчества, позднее претворившееся в опыт Козьмы Пруткова и журнал-приложение «Свисток». Фарс занял главенствующее положение в альманахе «Первое апреля», в нём присутствовали аллюзии и отсылки к другим материалам альманаха, в частности к «Достопримечательным письмам». Новаторство Некрасова проявилось в юмористическом переосмыслении предшествующей поэзии, в частности, в «перепевах» М. Ю. Лермонтова «Клянусь звездою полуночной…» Фарсовость обнаружилась в общей ориентации на гоголевское творчество: сцены ограбления и погони за вором, сцена позора в неназванном департаменте, эскапады Федосьи Карповны слишком отчётливо сближали произведение с гоголевским «Носом» и «Шинелью», чтобы эта гоголевская струя осталась незамеченной читателем[3].

Критические отзывы

Фарс, как и альманах «Первое апреля» в целом, вызвали ожесточённую критику консервативной журналистики, осуждавшей все произведения «натуральной школы». «Иллюстрация» Нестора Кукольника писала: «„Первое апреля“ грубая шутка от начала до конца<…>. Есть у нас книги для образованного класса, есть и для крестьян — но вот появился новый род: для лакейских. Такую прозу ещё прискорбнее читать после стихов хороших, хотя немногих, но встречающихся-таки в этом альманахе <…> С искренним сожалением встретили мы между множеством пошлостей некоторые стихи, которые прочитали с удовольствием. Неужели и стихи и проза написаны одним и тем же человеком? <…> Что, например, может быть общего между „Вступлением“ и стихотворением „Перед дождём“? Между фарсом „Как опасно предаваться честолюбивым снам“ и стихотворением „Женщина, каких много“?»"[3]

Суровее был отзыв «Северной пчелы» Фаддея Булгарина о новом произведении «так называемой натуральной школы», ошибочно относя все рассказы и стихи одному Н. А. Некрасову, «самородному гению, который не соблаговолил выставить своего имени на заглавном листе»[1]. О самом фарсе Булгарин отозвался так: «Грубый язык, грязные картины униженного человечества, анатомия чувствований развращённого сердца, выходки бессильной зависти и вообще нравственный и литературный цинисм, перед которым надобно жмурить глаза и затыкать уши! И это называется литературою!» В конце Булгарин заключал следующим образом: «Весьма желательно, чтоб г-н Некрасов <…> отличающийся своими критиками в „Литературной газете“ <…> превозносимый „Отечественными записками“ <…> разобрал критически-натурально альманах»[1].

В. Г. Белинский в «Отечественных записках», советовал своим читателям альманах для прочтения и отзывался о фарсе как о наиболее удачном среди прочих рассказов сборника: «это болтовня живая и весёлая<…>, местами лукавая и злая». «Не будем пересчитывать всех пьес этого сборника, больших и малых (которых в нём довольно), — писал Белинский, — и укажем только на рассказ „Как опасно предаваться честолюбивым снам“, писанный стихами и прозою». С Белинским не согласился П. А. Плетнёв, назвавший некрасовские сборники собранием «грязных и отвратительных исчадий праздности»: «Это последняя ступень, до которой могла упасть в литературе шутка, если только не преступление называть шуткою то, что нельзя назвать публично собственным её именем»[3].

Наиболее пространная положительная характеристика произведения дана в журнале «Финский вестник»: «Все статьи альманаха, — писал критик этого журнала, — отличаются большим остроумием, забавным вымыслом и лёгким и игривым языком; иные из рассказов этой небольшой книжки так смешны и при этом изложены так комически важно, что и самый сериозный читатель едва удержится от смеха, в особенности же читая рассказ „Как опасно предаваться честолюбивым снам“…» Позднее А. К. Толстой воспользовался мотивом раздетого чиновника, попавшего на глаза своему начальству, в стихотворении «Сон статского советника Попова».

В напечатанном варианте рассказ иллюстрировали рисунки А. А. Агина и П. А. Федотова[1].

Сюжет

Герой фарса чиновник Пётр Иванович Блинов спит с женой и видит сон, где он представляет себя помещиком тысячи душ наедине с кухаркой Пелагеей-чернобровкой. В этот момент в квартиру входит вор, собирает одежду и серебро, и счастливый сон сменяется кошмарами и навязчивыми видениями. В конце концов, Пётр Иванович неожиданно просыпается, а вор обращается в бегство. Обкраденный чиновник в ночном одеянии пускается вдогонку за жуликом, но догнать его ему не удаётся. В этот момент на улице в экипаже неожиданно появляется начальник Петра Ивановича в его департаменте: Степан Фёдорович Фарафонтов. Застав своего подчинённого в странном виде на пустой утренней улице, он пытается у него выяснить это удивительное недоразумение, но Пётр Иванович настолько смущён, что не находит вразумительного ответа.

Вернувшись домой ни с чем, несчастный чиновник в довершение всего стал участником семейной драмы, поскольку его супруга Федосья Карповна, не найдя ни мужа, ни своей одежды, уверилась в мужниной измене. Раздосадованный всеми этими неприятностями, чиновник несколько дней не мог себя заставить идти на службу в департамент, опасаясь стать всеобщим посмешищем. Он мечтает об отставке и получении должности управляющего богатого помещика где-нибудь в Малороссии, пока ему не удаётся совладать с собой и заставить идти себя на службу. В департаменте происходит сцена его позора и осмеяния, учинённая его столоначальником Степаном Фёдоровичем, а также самим начальником департамента. Герой получает отставку, не успев никому ничего объяснить, но из последних стихотворных строчек явствует, что Пётр Иванович решил прибегнуть к покровительству его превосходительства Ивана Кузьмича, высокопоставленного петербургского чиновника, под чьим расположением герой рассчитывал продолжить чиновничью карьеру в другом петербургском департаменте.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Достоевский Ф. М. Как опасно предаваться честолюбивым снам. — Полное собрание сочинений в 30 томах. — Л.: Наука, 1972. — Т. 1. — С. 321-333. — 519 с. — 200 000 экз.
  2. ↑ Русская виртуальная библиотека. Как опасно предаваться честолюбивым снам. Литературоведческий комментарий (13 декабря 2007 г.). Архивировано из первоисточника 23 сентября 2012. Проверено 29 мая 2012.
  3. ↑ Lib.ru. Комментарии к "Как опасно предаваться честолюбивым снам" (27.01.2009). — Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах. Художественные произведения. Тома 1-10. Том седьмой. Драматические произведения 1840-1859 гг. Л., «Наука», 1983. Архивировано из первоисточника 23 сентября 2012. Проверено 30 мая 2012.

Ссылки

  • «Как опасно предаваться честолюбивым снам»

Как опасно предаваться честолюбивым снам 1846, как опасно предаваться честолюбивым снам скачать, как опасно предаваться честолюбивым снам читать, как опасно предаваться честолюбивым снам слушать онлайн.

Категория:Заключённые Степлага, Эрик Орсенна, Герберт де Босхем.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93