Кассовый провал — коммерческий неуспех, прямой убыток или недостижение ожидаемых экономических результатов от финансовых вложений в какой-либо творческий проект. Повышение в большинстве стран уровня коммерциализации искусства делает понятие кассового провала актуальным для театра, шоу-бизнеса, издательского дела и особенно кинематографа. Связан с художественными достоинствами произведения и популярностью у зрителя (читателя), но не напрямую зависит от этих факторов. Следует различать фактический Кассовый провал с заявленной убыточностью проекта по данным бухгалтерского и налогового учёта компании, которая финансирует проект.
Содержание |
Неверно судить о финансовом успехе фильма только по показателю суммарной выручки (в англоязычных источниках именуется gross revenue), поступившей в кассы кинопрокатных организаций: сетей, реже отдельных кинотеатров. Последние оставляют часть этой выручки в качестве своего дохода. Размер этой доли в каждом случае регулируется отдельными контрактами и носит конфиденциальный характер. Можно говорить лишь о существующих на каждый период времени тенденциях распределения выручки между производителями (в ряде случаев — дистрибьюторами) фильмов и прокатчиками. В настоящее время эта тенденция такова: 45-50 % выручки в первые 2-3 недели после премьеры остаётся у кинопрокатных компаний; доля увеличивается при пролонгации сроков демонстрации картины и к 6-8 недели может достигать 90 %. Эксперты РИА Новости оценивают долю прокатных организаций РФ в валовой выручке на уровне 50-55 %. [1]
Большое влияние на коммерческий результат кинематографических проектов оказывает последующая, пост-прокатная реализация или сдача в прокат копий фильмов на различных носителях VHS, DVD, Blu-ray Disc и т. д. В информационных источниках IMDb и Box Office Mojo эта выручка отражается отдельно и может оказывать существенное влияние на финансовые результаты. Как и в случае проката, эта сумма уменьшается на долю в выручке торговых организаций. Примером такого развития экономики проекта может служить фильм Крёстный отец 3 (подробнее — в разделе Кассовые провалы кинематографа США).
Как было отмечено выше, термин Кассовый провал следует рассматривать отдельно от случаев преднамеренного искажения отчётных результатов по затратам на производство кинофильма. Для этого понятия в английском языке используется термин Hollywood accounting, реже — Hollywood bookkeeping (Голливудский учёт или Голливудская бухгалтерия). Подобные искажения применяют для минимизации налогов; сокращения выплат авторам сценария, текстов или актёрам, вознаграждение которых часто зависит от чистой прибыли проекта и т. д. Данные финансового и налогового учёта изменяются как в рамках существующих противоречий и несовершенства действующего законодательства, так и вне их, с использованием мошеннических действий. Примеры этого рассмотрены ниже, в разделе Кассовые провалы кинематографа США.
Помимо общеупотребительного понятия провал (англ. flop), в кинематографе США используется фразеологизм box-office bomb (рус. кассовая бомба) или термин из профессионального сленга — turkey (рус. индейка). В истории кинематографа США существуют многочисленные примеры финансовых неудач, каждая из которых имеет различные, в каждом случае индивидуальные причины и следствия.
Одним из первых случаев Кассового провала историки кино считают картину Дэвида Гриффита «Нетерпимость». Масштабная для своего времени эпическая картина несла идеи мира и гуманизма. Фильм вышел в 1916 году, когда США вступили в Первую мировую войну, и государственная пропаганда достаточно успешно продвигала идеи про-военного патриотизма. Лента оказалась политически несвоевременной. Негативно сказался на прокате и продолжительный хронометраж картины — более 3 часов. В результате инвестиции в фильм в размере 2 млн долларов так и не были окуплены. [2] При этом фильм до настоящего времени остаётся востребованным и занимает 49 место в списке 100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI.
Известны случаи, когда неудачный прокат картины в США компенсирует и превращает проект в прибыльный выручка от проката за рубежом или продажи изданий фильма для домашнего просмотра. Например, Крёстный отец 3 при объявленном бюджете производства фильма в 55 млн.долларов, в прокате заработал 66,7 миллионов. Ситуацию во многом исправила выручка, полученная от аренды фильма на различных носителях частными лицами — 38,0 млн.долларов [3], и доходы от проката картины за пределами США — 70,1 млн.долларов [4]. В 2007 году в прокат США вышел фильм Золотой компас по фантастической сказке Филипа Пулмана, яркий фильм для семейного просмотра. Его бюджет составил 180 млн долларов. Планируя собрать большую часть выручки в Соединённых Штатах, но опасаясь низких сборов за рубежом, компания — производитель New Line Cinema продала права на прокат вне пределов США более 20 различным компаниям (в России это — Каро-Премьер) [5]. Эффект был неожиданным и обратным. В США фильм собрал 70,1 млн долларов, в заграничном прокате — 302,1 млн. [6] Неверный финансовый прогноз и ошибка управленческого решения привели к поглощению New Line Cinema компанией Warner Bros.[7].
Известно несколько случаев, когда неудача одной картины приводила к банкротству киностудии. United Artists после провала фильма Врата рая практически прекратила деловую активность и в 2006 году была полностью поглощена Metro-Goldwyn-Mayer. Кинокомпания Carolco Pictures, в активе которой ранее был такой проект, как Терминатор 2, после неудачной рекламной кампании фильма Остров Головорезов (1995 год) потерпела убытки в сумме более 100 млн долларов и в 1997 была официально признана банкротом [8]. По данным Книги рекордов Гиннесса этот фильм признан самым убыточным кинопроектом. [9]
Компания en:Franchise Pictures выпустила в 2000 году на экраны фильм Поле битвы: Земля. При заявленном бюджете в 75,0 млн долларов, фильм собрал в прокате США не более 22,0 млн. Вскоре после премьеры The Wall Street Journal заявил, что ФБР имеет претензии к киностудии, которая искусственно завысила расходы на создание картины в попытке обмануть инвесторов [10]. Немецкая фирма Intertainment AG утверждала, что по подписанному ранее соглашению при условии финансирования с её стороны 47 % расходов на производство картины, Franchise Pictures должна передать ей права на прокат фильма в Европе. Дело рассматривалось в суде присяжных Лос-Анджелеса в мае-июне 2004 года. Было установлено, что фактические расходы на производство картины составили 44 млн, а остальные 31 были включены в расходы путём использования мошеннических схем через подставные организации. Студия была приговорена к выплате 121 млн долларов ущерба. 19 августа 2004 года она официально объявила о своём банкротстве. Другой пример ведения Голливудской бухгалтерии — ситуация вокруг выплаты вознаграждения Уинстону Груму, автору романа Forrest Gump по которому был снят одноимённый фильм. Контракт на экранизацию был заключен с условием участия автора в прибыли от этого кино-проекта. Благодаря Голливудскому учёту прибыль от популярного фильма была «превращена» в убыток, и Уинстон получил самое незначительное по масштабам картины вознаграждение (250 тыс. долларов; гонорар режиссёра фильма Роберта Земекиса превысил 40 000 тыс. долларов США). [11]
в тысячах долларов США
Место | Название по-русски Название по английски |
Год | Общемировые сборы |
Расходы на производство |
Расходы в прокате |
Сумма убытка // то же в ценах 2011 г [12] |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Остров Головорезов «Cutthroat Island» [13] |
1995 | 18 500,0 | 70 000,0 | 45 000,0 | 96 500,0 // 142 900,0 |
2 | Форт Аламо «The Alamo»[14] |
2004 | 25 800,0 | 95 000,0 | 50 000,0 | 119 200,0 // 141 900,0 |
3 | Приключения Плуто Нэша «The Adventures of Pluto Nash» [15] |
2002 | 7 104,0 | 100 000,0 | 20 000,0 | 112 896,0 // 134 396,0 |
4 | Сахара «Sahara» [16] |
2005 | 119 300,0 | 160 000,0 | 81 000,0 | 121 700,0 // 141 100,0 |
5 | Тайна красной планеты «Mars Needs Moms» [17] |
2011 | 39 000,0 | 150 000,0 | 25 000,0 | 136 000,0 // 136 000,0 |
6 | Тринадцатый воин «The 13th Warrior» [18] |
1999 | 61 700,0 | 85 000,0 | 75 000,0 | 98 300,0 // 132 700,0 |
7 | Город и деревня "Town & Country " [19] |
2001 | 10 400,0 | 90 000,0 | 15 000,0 | 94 600,0 // 120 200,0 |
8 | Спиди-гонщик «Speed Racer» [20] |
2008 | 93 900,0 | 120 000,0 | 80 000,0 | 106 100,0 // 110 800,0 |
9 | Врата рая «Heaven’s Gate» [21] |
1980 | 3 500,0 | 36 000,0 | 8 000,0 | 40 500,0 // 110 600,0 |
10 | Стелс «Stealth» [22] |
2005 | 76 900,0 | 100 000,0 | 70 800,0 | 93 900,0 // 108 500,0 |
11 | Последняя фантазия: Духи внутри нас «Final Fantasy: The Spirits Within» [23] |
2001 | 85 100,0 | 137 000,0 | 30 000,0 | 81 900,0 // 104 000,0 |
12 | Сверхновая «Supernova» [24] |
2000 | 14 800,0 | 60 000,0 | 30 000,0 | 75 200,0 // 98 500,0 |
13 | Поле битвы: Земля «Battlefield Earth» [25] |
2000 | 29 700,0 | 44 000,0 | 59 000,0 | 73 300,0 // 96 150,0 |
14 | Инчхон «Inchon» [26] |
1982 | 5 200,0 | 46 000,0 | нет данных | 40 800,0 // 95 100,0 |
15 | Поднять «Титаник» «Raise the Titanic» [27] |
1980 | 7 000,0 | 36 000,0 | 4 000,0 | 33 000,0 // 90 400,0 |
16 | Планета сокровищ «Treasure Planet» [28] |
2002 | 109 500,0 | 140 000,0 | 40 000,0 | 70 500,0 // 88 000,0 |
17 | Баллистика: Экс против Сивер «Ballistic: Ecks vs. Sever» [29] |
2002 | 19 900,0 | 70 000,0 | 20 000,0 | 70 100,0 // 87 900,0 |
18 | Почтальон «The Postman» [30] |
1997 | 17 600,0 | 80 000,0 | нет данных | 62 400,0 // 87 400,0 |
19 | К-19 «K-19: The Widowmaker» [31] |
2002 | 65 700,0 | 100 000,0 | 35 000,0 | 69 300,0 // 86 900,0 |
20 | Красная планета «Red Planet» [32] |
2000 | 33 300,0 | 70 000,0 | 30 000,0 | 66 700,0 // 86 900,0 |
Кинематограф России, являясь одним из наследников Советского кино, в начале XXI века только начал разрабатывать собственный стиль и традиции [самопротиворечивое высказывание]. В отсутствии законодательства, обязывающего публично декларировать основные показатели финансовой отчётности, статистику экономической успешности кинематографических проектов России можно отслеживать в настоящее время только по данным СМИ.
Кассовые провалы, как и в большинстве стран мира, взаимосвязаны с художественными достоинствами картин, но не тождественны им. В значительной степени список кассовых провалов совпадает со списком самых дорогих российских фильмов: высокобюджетным картинам требуется собрать в прокате намного больше, чтобы окупиться. Поэтому, даже став лидером кинопроката в своё время, фильм может оказаться в итоге кассовым провалом. Из перечисленных ниже, «Обитаемый остров» даже входит в число 10 самых кассовых российских фильмов[33], тем не менее, его бюджет превышал его кассовые сборы.
Ниже приведены экономические показатели некоторых проектов последних лет (выручка от проката без доходов от последующей реализации DVD по информации издания Бюллетень Кинопрокатчика).
Название фильма | Год | Недель в ТОР-10 после премьеры |
Бюджет (минимальный из опубликованных) млн.долларов источник |
Бюджет (максимальный из опубликованных) млн.долларов источник |
Выручка млн.руб // млн.долларов |
Убытки млн. долларов |
---|---|---|---|---|---|---|
Александр. Невская битва | 2008 | 3 | 8,0 // Отзыв. RU[34] | 10.0 // Независимая газета[35] |
64,8 // 2,7[36] | 5,3 — 7,3 |
Обитаемый остров Обитаемый остров: Схватка |
2009 | 5 4 |
29,5 // IMDb[37] | 36,6 // Эхо Москвы[38] | 644,2 // 21,9[39] 204,9 // 6,0[40] всего 849,1 // 27,8 |
1,5 — 8,8 |
Тарас Бульба | 2009 | 5 | 17.5 // Вести. RU[41] | 25,0 // IMDb[42] | 575,3 // 17,2[43] | 0,3 — 7,8 |
Утомлённые солнцем 2: Предстояние; Цитадель |
2010 | 6 | 40,0 // РСН[44] | 55,0 //[45][46][47] | 217,3 // 7,4[48]
42,0 // 1,5[49] |
31,1 — 46,1 |
Кассовый провал.