Утомлённые солнцем 2: Предстояние | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Никита Михалков |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
180 мин |
Бюджет | |
Сборы | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0403645 |
«Утомлённые со́лнцем 2: Предстояние» — фильм режиссёра Никиты Михалкова. Является продолжением фильма «Утомлённые солнцем» (1994). «Утомлённые солнцем 2» — это дилогия, состоящая из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомлённые солнцем: Предстояние» и «Утомлённые солнцем: Цитадель» (в некоторых источниках фигурирует как фильм-продолжение, третья часть трилогии — «Утомлённые солнцем 2: Цитадель»), премьера первого из которых приурочена ко Дню Победы и состоялась 22 апреля 2010 года, а второго была запланирована на 4 ноября 2010 года, но впоследствии перенесена на 5 мая 2011 года[3].
«Утомлённые солнцем 2: Предстояние» является самым дорогим российским фильмом с бюджетом, по разным данным, от 40 млн[1]. до 55 млн[4] долларов. Он также стал самым большим кассовым провалом отечественного кино, собрав в прокате меньше 20 % от суммы бюджета[5].
С 5 по 14 декабря 2011 года на телеканале «Россия 1» была показана 13-серийная телеверсия дилогии.
Содержание |
События фильма происходят во время Великой Отечественной войны. Котова, первоначально осуждённого по «политической» 58-й статье УК РСФСР (контрреволюционные преступления), переквалифицируют в «уголовника» со 129 статьей (хищение) и он в последний момент избегает расстрела — участи «политических» заключенных лагеря в начале войны. После бомбёжки немцами лагеря он попадает в штрафбат. Повзрослевшая дочь Котова, Надя, после серии приключений идёт служить в медсанчасть. Митя, выживший после попытки самоубийства, женится на бывшей жене Котова, чем спасает её от смерти. Сталину и Берии становится известно об избежавшем смерти Котове и они приказывают Арсентьеву найти его.
Всех героев из первой части исполняют те же актёры, за исключением Маруси (жена Котова) — вместо Ингеборги Дапкунайте её играет Виктория Толстоганова. Дапкунайте предлагалась роль Маруси, но принципиальным требованием Михалкова был отказ Ингеборги от участия в реалити-шоу «Большой брат» (ТНТ, 2005 г.), поскольку, по мнению Михалкова, зритель не воспримет её как Марусю после участия в «пошлом» шоу. Однако Ингеборга приняла участие в «Большом брате», и на роль была взята Толстоганова[6].
Фильм представляет собой крупномасштабную постановку с многотысячными массовками. Помощь в съёмке батальных сцен была оказана Министерством обороны России. Часть фильма снималась в Германии, были задействованы немецкие актёры, а также немецкая военная техника и костюмы. Сюжеты «Цитадель» снимались в 2007—2008 годах возле посёлка Низково (город Горбатов, Павловский район Нижегородской области). Активную помощь оказывала часть МЧС г. Сатис.
В массовке участвовало практически всё местное население посёлка Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга, возле которого снимались все батальные сцены. Рядом, на станции Шушары снимались сцены на железной дороге. Паровозы и вагоны военных лет предоставил Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Съёмочную площадку иногда посещали высокопоставленные персоны. В мае 2008 года съёмки фильма посетил Председатель Правительства России Владимир Путин, который известен своим дружеским расположением к Михалкову[7]. В августе 2008 года, во время своего отпуска, съёмочную площадку под Нижним Новгородом посетил Президент России Дмитрий Медведев.
Премьера фильма прошла 17 апреля 2010 года в Государственном Кремлёвском дворце, специально переоборудованном для этого в самый большой в России цифровой кинозал. 20 апреля фильм был показан в Вологде, и только 22 апреля вышел на широкий экран по всей стране[8].
Фильм участвовал в Каннском кинофестивале 2010 года и номинировался на «Золотую пальмовую ветвь». На фестивале демонстрировалась сокращённая, двухчасовая версия фильма[9]. Никаких призов за картину получено не было. Более того, картина заняла место в пятерке худших фильмов кинофестиваля по версии портала о независимом кино «indieWIRE»[10]. Однако, после показа картины на фестивале, зал отреагировал пятнадцатиминутной овацией.[11]
С бюджетом в $ 40 млн этот фильм стал самым дорогим и самым провальным в истории российского кино[4][12][13]. Фильм не окупил и четверти своего бюджета. За месяц, прошедший с момента премьеры, фильм «Утомленные солнцем 2. Предстояние» собрал в российских кинотеатрах чуть более $ 7 миллионов. Это при том, что в прокате находились более тысячи копий «Предстояния» — больше чем какого-либо другого фильма на тот момент, и из-за них кинотеатры даже на время снизили прокат других фильмов. Из-за этого было принято решение о переносе премьеры второй части дилогии, «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» на 2011 год.
Уикенд проката |
Место в рейтинге |
Количество копий |
Касса уикенда | Общая касса |
---|---|---|---|---|
1 (22-25.04.2010) | 1 | 1079 | 108,9 млн.руб. ($ 3,74 млн.) | 108,9 млн.руб. ($ 3,74 млн.) |
2 (29.04-2.05.10) | 2 | 1079 | 40,7 млн.руб. ($ 1,39 млн.) | 176,8 млн.руб. ($ 6,08 млн.) |
3 (06-09.05.2010) | 6 | 1049 | 12,6 млн.руб. ($ 0,42 млн.) | 207,0 млн.руб. ($ 7,12 млн.) |
4 (13-16.05.2010) | 9 | 395 | 2,7 млн.руб. ($ 0,09 млн.) | 215.6 млн.руб. ($ 7,41 млн.) |
5 (20-23.05.2010) | 17 | 40 | 0,3 млн.руб. ($ 0,01 млн.) | 216.9 млн.руб. ($ 7,46 млн.) |
6 (27-30.05.2010) | 17 | 20 | 0,183 млн.руб. ($ 0,0058 млн.) | 217.6 млн.руб. ($ 7,465 млн.) |
В целом, критики встретили фильм отрицательно. Его критиковали за плохую актёрскую игру, за неубедительные сценарий и режиссуру, за «воскрешение» персонажей, за чрезмерную демонстрацию жестокости и «обнажёнки», а также за исторические ляпы и за образы Советской Армии и Сталина, какими они показаны в фильме.
Это эпопея, выдержанная в традиции фильмов о войне. И если фильм будет иметь успех, то людей, вероятно, не смутит, что по масштабу он кардинально отличается от «Утомленных солнцем-1»[20]. |
Великий фильм о великой войне был снят великим режиссёром на великие деньги и с участием великих актёров. Ирония в таком великом деле вполне уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное чувство для любого художника утратил… В фильме вообще мало живого, подлинного, несмотря на обилие натуралистичных сцен смерти, насилия и жестокости. Нет настоящих человеческих страданий — а есть порой искусная, а чаще грубая имитация, балансирующая на грани дурновкусия. |
Лучше бы этому фильму остаться легендой. Чтобы и люди поучаствовали, и деньги были потрачены, и каждый участник верил, что внёс вклад в великое дело, и зрители полагали, что десять лет жизни Никиты Михалкова и полутора тысяч его сотоварищей потрачены не зря. А картину бы как-нибудь спрятать под предлогом авторского перфекционизма. Ей-богу, получилось бы душеполезнее[22]. |
По итогам ответ «Рядовому Райану» не получился. Не получился даже ответ отдельным сценам из фильма Спилберга, вроде эпической высадки на Омаха-бич. Ни 50 миллионов долларов бюджета, ни восьми лет работы над фильмом не хватило. Получилась отечественная версия «Бесславных ублюдков». Как и фильм Тарантино, фильм Михалкова не имеет никакого отношения к реальным событиям. Как и у Тарантино, все персонажи ведут себя и разговаривают как режиссёр, он же автор сценария. Только у Тарантино есть внятный сюжет, нормальный монтаж, гениальный Кристоф Вальц и звезда Брэд Питт. В нашем же случае — бессвязный набор короткометражек, бестолковая актёрская игра да никакой сценарий. Кстати, фильм Тарантино дороже ровно на гонорар Питта, на 20 миллионов долларов. Чего-то Квентин в кино не понимает. |
Никакого отношения к Дню Победы и к ветеранам картина не имеет. С одной стороны, нам показывают красного командира-коммуниста, а с другой стороны – его же как яростного православного. Рациональный рассудок отметён напрочь, вместо него мы видим мистические видения, животворящие иконы, «вот, что крест животворящий делает» и прочее-прочее...[23] |
Порнография отнюдь не есть имитированный половой акт на экране: он может быть необходим в силу художественной логики фильма, как в «Поле Х» Леоса Каракса, и перестаёт быть порнографией. Порнография – выхолащивание любви, сведённой к движению поршней. Порнограф не умеет снимать любовь, он умеет снимать только механику. Порнограф отчуждает любовь. У человека есть два не отчуждаемых достояния: любовь и смерть. «УС-2» – порнография смерти, что опаснее, страшнее и отвратительнее порнографии любви. НМ подменяет эмоции, которые вызывает смерть, её механикой[9]. |
Натурализм, доведённый до гротеска. Многочисленные оторванные ноги, искалеченные тела, реки крови, по-видимому, преследовали цель сделать данный конкретный фильм действительно «великим фильмом о Великой войне», как позиционировал его сам режиссёр. Но в итоге ничего, кроме отвращения, не вызвали[24]. |
«Утомлённых» никак нельзя считать классической драмой, тем более лентой, снятой в духе реализма. Это не фильм-эпопея типа «Освобождения», а фильм-сказка про Иванушку-дурачка эпохи модернизма. Сделанный мастером эпохи постмодернизма, воспринимающим действительность фрагментарно и дискретно. Герой ленты был заявлен как квазисказочный ещё в первой картине трилогии – его образ изначально содержал элементы гротеска. Котов, как и хрестоматийный Иванушка, простой парень. Он отважен и смекалист, в годы революции ему несказанно повезло: он стал другом Сталина (Царя) и женился на царевне (дворянке Марусе), перебежав дорогу царевичу (дворянину Мите)[25]. |
Никита Михалков прокомментировал некоторые обвинения в адрес его фильма.
По поводу недовольства ветеранов:
Что касается ветеранов, которых я очень уважаю, то они своё кино уже получили за 65 лет, прошедших после Победы. Это прекрасные, великие фильмы, но там нет всей правды о войне, о многом нельзя было раньше говорить.— [41]
По поводу сталинизма:
Это картина не за Сталина, не против Сталина, это картина о любви. Она о любви отца и дочери на фоне войны и сталинизма и всего остального.— [42]
По поводу провала в прокате:
Критики должны быть счастливы, ведь это значит, что впервые в России за большие деньги было снято артхаусное, сугубо авторское кино, которое по определению не способно дать больших сборов.— [41]
Он также заподозрил своих оппонентов в заранее спланированной кампании по очернению своего фильма:
Когда начинают картину, как говорится, «мочить» за 8 месяцев до её выхода, сразу здесь виден заказ. Это абсолютная кампания, продуманная.— [43]
Фильмы Никиты Михалкова | |
---|---|
Полнометражные фильмы | Свой среди чужих, чужой среди своих • Раба любви • Неоконченная пьеса для механического пианино • Пять вечеров • Несколько дней из жизни И. И. Обломова • Родня • Без свидетелей • Очи чёрные • Урга — территория любви • Вспоминая Чехова (неоконч.) • Утомлённые солнцем • Сибирский цирюльник • 12 • Утомлённые солнцем 2: Предстояние • Утомлённые солнцем 2: Цитадель |
Короткометражные и среднеметражные фильмы |
Девочка и вещи • И эти губы, и глаза зелёные… • А я уезжаю домой • Спокойный день в конце войны • Автостоп |
Документальные фильмы | Анна: от 6 до 18 • Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи • Реквием Великой Победы (с С. Мирошниченко) • Отец • Мама • Русские без России (Русский выбор) • Генерал Кожугетыч • 55 |
Утомленные солнцем 2 предстояние фильм, утомленные солнцем 2 предстояние телевизионная версия.
Файл:Quetiapine.svg, Кози-Рог, Файл:Standard of the Poglavnik of NDH.svg.