Красная площадь. Два рассказа о рабоче-крестьянской армии | |
Жанр |
драма |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
138 мин. |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0173968 |
«Красная площадь. Два рассказа о рабоче-крестьянской армии» — двухсерийный художественный фильм, снятый в 1970 году режиссёром Василием Ордынским.
Содержание |
Фильм состоит из двух новелл с самостоятельным сюжетом, связанных общими героями.
1918 год. Комиссар Всероссийской коллегии по формированию Красной Армии Дмитрий Амелин направлен в самовольно оставивший позиции 38-го гренадёрский полк, чтобы сагитировать солдат вступить в Красную Армию. Амелину не без труда удаётся преодолеть враждебность и непонимание солдат, найти общий язык с анархистским агитатором матросом Володей, и с помощью боевого офицера подпоручика Николая Кутасова превратить полк в боеспособную часть, способную выдержать натиск германских войск. 23 февраля 1918 года в окрестностях Петрограда полк принимает бой с превосходящими силами противника и выходит из него победителем. Кутасов на практике преподаёт комиссару основы военного искусства. Между Амелиным, Кутасовым и женой Кутасова Наташей завязываются дружеские отношения.
После боя полк в полном составе вступает в Красную Армию — кроме Кутасова. Он не противник Советской власти, но предвидит гражданскую братоубийственную войну и не желает в ней участвовать. Некоторое время спустя Кутасов оказывается в Москве на Красной площади, где при участии Ленина принимают присягу вновь сформированные части РККА. Под впечатлением увиденного Кутасов изменяет свое решение.
1919 год. Амелин назначен комиссаром в дивизию, которой командует теперь уже красный командир Кутасов. Готовится решительное наступление, в котором дивизии Кутасова отводится важная роль. Не имея достаточно сил для лобового удара, Кутасов планирует на своем участке обманный маневр: небольшое, но надежное подразделение, усиленное бронепоездом, должно имитировать удар и как можно дольше отвлекать на себя белых. Основные силы дивизии тем временем будут наступать в другом месте. В назначенном для ложного наступления батальоне Беспощадного Пролетарского полка служат многие бойцы бывшего 38-го полка, знакомые Амелину и Кутасову по 1918 году. Бронепоездом командует Володя Кольцов; ради общего дела он временно отступил от своих анархистских убеждений. Возникает этический конфликт: профессиональный военный Кутасов без колебаний посылает хорошо знакомых людей на верную гибель, чтобы в итоге сберечь жизни многих других бойцов. Амелин же, понимая разумность такого решения, может оправдать его для себя только одним: он сам отправляется с обречённым батальоном. Кутасов подводит итог: «Вот ты и доказал, что ты лучше меня… пойдешь, отдашь свою жизнь. А моё ремесло — отдавать чужие жизни. Думаешь, это легче?»
Наташа Кутасова случайно узнаёт о замысле операции и резко порывает с мужем.
План Кутасова удается полностью, дивизия выполняет задачу ценой минимальных потерь. Из отряда, выполнявшего отвлекающий маневр, в живых остаётся только Амелин: его, тяжело контуженного, бойцы успевают переправить в тыл.
В эпилоге фильма генерал-полковник Кутасов приходит на Красную площадь, где в Кремлевской стене замурован прах Амелина. Дата его смерти — 2 августа 1941 года.
Пой, забавляйся, приятель Филибер,
Здесь, в Алжире, словно в снах,
Темные люди, похожи на химер,
В ярких фесках и чалмах.
В дымном трактире невольно загрустишь
Над письмом любимой той.
Сердце забьется, и вспомнишь ты Париж,
И напев страны родной:
В путь, в путь, кончен день забав, в поход пора,
Целься в грудь, маленький зуав, кричи «ура!».
Много дней, веря в чудеса, Сюзанна ждет.
У ней синие глаза и алый рот.
Красная площадь (фильм).