Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Кукушка (паровоз)

Первая «Кукушка» — поезд местного сообщения на линии Петергоф-Ораниенбаум, 1864 г.

Куку́шка — короткий, от одного до нескольких вагонов, пассажирский или товарно-пассажирский (грузо-пассажирский) поезд местного сообщения[1]. Курсирует не на магистральных линиях, а на разного рода дополнительных, мало загруженных железнодорожных ветках.[1][2]

Кроме того, «Кукушками» называют небольшие по размеру[2] танк-паровозы стандартной русской колеи (5 футов) или любые паровозы — тендерные и танки — узкоколейных железных дорог.[3]

Еще одним значением слова «Кукушка» на русских железных дорогах является прозвище быстроходного пассажирского паровоза серии К.[4] Паровозы серии К строились с 1907 по 1912 гг.[5] и в 1910 г. были перепроектированы. Новый вариант 1910 г. получил в дополнение к литере «К» надстрочный индекс «У» — КУ, что означало «Коломенский усиленный». Вероятно, локомотивы именно этого, нового, типа стали называться в обиходе «Кукушками» (Ку-кушка).

Содержание

Происхождение названия

Название «Кукушка» появилось, видимо, из-за схожести звучания паровоза или местного поезда со звуками, издаваемыми кукующей птицей. Танк-паровозы обычной колеи и узкоколейные паровозы обладали слабым свистком, и подаваемые ими сигналы более походили на «кукование», нежели на стандартное паровозное «ту—ту».[6] То же самое можно сказать о звуках приближающегося поезда, ведомого малосильным паровозом.

«Кукушка» — паровоз «Краусс» на Софринской узкоколейной дороге, 1920-е гг.

Впервые термин зафиксирован в 1864 г., когда открылось пассажирское движение на участке Петергоф-Ораниенбаум нынешней Октябрьской железной дороги.[7] Дачная местность между этими городками была густо заселена, но шедший из Санкт-Петербурга поезд не мог останавливаться на каждой из 4-х платформ, расположенных на линии. Правление дороги вышло из положения, организовав доставку прибывших на станцию Старый Петергоф дачников местным поездом, состоявшим из танк-паровоза и одного двухэтажного вагона. Поезд ходил только в дачный сезон, считался нештатным и обслуживался такой же нештатной паровозной бригадой. Билетёрами и кондукторами служили студенты, как водится, желавшие летом «подработать». Нештатный машинист позволял себе вольности: остановливался в пути «по требованию», изготовил из мочала кнут, которым хлестал паровоз, крича: «Но, поехали!», — и свистел «Ку-ку».[8] По этому свисту дачная публика окрестила поезд «Кукушкой».

Галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ Грамота.ру
  2. ↑ Словопедия
  3. Кукушка.ру
  4. Михаил Егоров. Взлет и падение «Кукушки»
  5. Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845—1955), М.:Транспорт, 1995. ISBN 5-277-00821-7 Глава 3. «Пассажирские паровозы, построенные в период 1881—1917 гг.»
  6. Фотогалерея «Паровоза ИС»
  7. Музей-заповедник Ораниенбаум
  8. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов

Кукушка (паровоз).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93