Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Культура тибета 5 букв, культура тибета жуд-ши, культура тибета культурология

Перейти к: навигация, поиск
Тибет

Тибетская культура в добуддистскую эпоху была представлена культурой Бон, когда древние жители Тибета исповедовали шаманизм и поклонялись духам природы и предков[1].

Культура Тибета на протяжении многих веков развивалась под влиянием индийской и китайской культур. Это находит свое отражение в живописи, архитектуре. Особо сильное влияние культура Тибета испытала со стороны своих южных соседей — Индии и Непала. Здесь важнейшим фактором сыграл буддизм, зародившийся на территории Индии.

Большая часть элементов тибетской культуры, за исключением некоторых народных ремёсел, были привнесены буддизмом. Большое влияние на тибетскую культуру оказала и Китайская цивилизация. Это видно, в частности, в элементах архитектуры, живописи и, в так называемой, «чайной культуре». Таким образом, на основе индийского и китайского культурного влияния, а также культуры добуддистского периода, тибетцы постепенно выработали свою самобытную культуру. Свою роль в формировании тибетской культуре сыграли отдаленность и труднодоступность, а также скотоводческий образ жизни тибетцев.

Язык и литература

Тибетский алфавит

Тибетский язык относится к тибето-бирманской подсемье в сино-тибетской семье языков. Количество носителей тибетского языка около 6 млн человек. Основной ареал распространения — Тибетский автономный район и некоторых других районы КНР. На этом языке также говорят в Индии, Непале, Бутане и Пакистане (диалекты балти и пуриг)[2].

Для записи используется тибетское письмо, которое в свою очередь произошло от письменности брахми (по некотором источникам — гупта). Тибетский алфавит был введен в первой половине VII века по приказу царя Сонгцэн Гампо и разработан Тхонми Самбхотой.

Тибетская «Грамматика» и «Завещание» царя Сонгцэн Гампо считаются первыми оригинальными произведениями в тибетской письменности. Значительную часть в тибетской литературе составляют переводы буддистских произведений с санскрита. Рукописи IX—X веков из Дуньхуана являются научно доказанными и уверенно датируемыми оригинальными произведениями на тибетском языке.

Сохранилась обширная коллекция литературы, написанная тибетскими учёными и религиозными деятелями по различным аспектам буддизма. Буддистская литературная школа Тибета подразделяется на несколько больших школ: Ньингма, Сарма, Кагью, Сакья и Гелуг. Существуют также и несколько малых школ.

Кроме религии тибетская литература охватывает и светские темы: история, грамматика, поэзия, метрическая литература и словари, логика, астрология, математика, медицина, география, космология, закон, политика, музыка и танцы, театр и ремёсла[3].

Современная светская литература Тибета представлена такими известными представителями, как поэт Йедам Церинг, прозаики Джампел Гьяцо, Таши Дава и Дондру Вангбум[4].

Изобразительное искусство

Статуя Будды
Тибетский монах рисует мандалу

Буддизм оказал огромное влияние на изобразительное искусство Тибета. Поэтому тибетская живопись развивалась под влиянием индийской школы. Оттуда и пришла школа религиозной живописи танка.

Живопись Тибета придерживается стереотипным формам: в центре произведения располагается большое изображение Тханкабуддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже на буддистских танка стали изображать лам и сцены из их жизни на заднем плане.

С ХV века в тибетской живописи проявляется китайское влияние, которое выражается в более свободным подходе китайской пейзажной живописи. Это позволило тибетским художникам больше использовать пейзаж в религиозных картинах.

Особняком стоит искусство «песочной мандалы», рисунок сложной геометрической формы, составленный из разноцветного песка. Буддистские монахи кропотливо, на протяжении многих дней, рисуют эти картины. Затем, в определенный день, при большом стечении народа, рисунок разрушается, а песок раздается верующим[5].

Кроме живописи буддизм оказывает влияние и на скульптуры, монеты, украшения и предметы быта.

Архитектура

Монастырь Самье

Тибетская архитектура испытала значительное влияние индийской и китайской архитектурных школ. Многие значительные буддистские храмы и монастыри в Тибете построены в индийском стиле.

Всемирно известным архитектурным сооружением Тибета является дворец Потала в Лхасе, резиденция Далай-лам. В 1994 году Дворец Потала внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектурными памятниками являются также храм Кумбум, монастыри Сэра, Самье и Ташилхунпо.

Тибетский стиль проявляется в чортенах, религиозных ступах, посвященных Будде Шакьямуни. Позже чортены начали использовать в качестве усыпальниц для буддистских лам[6].

Со временем в Тибете начали возводить храмы в китайском стиле: здания в два-три уровня, каждый верхний уровень меньше по площади нижнего, крыши имеют загнутые вверх законцовки. Именно этот стиль из Тибета проник сначала в Монголию, а затем в Бурятию.

Архитектура жилых домов отличается накренёнными во внутреннюю сторону стенами и плоскими крышами. Дома красятся в белый цвет и окаймляются по периметру темной краской. В сельской местности дома обычно имеют уютный маленький дворик.

Храмы и дома строятся из камня, высушенного на солнце кирпича, реже из дерева.

Тибетский календарь

В Тибет лунный календарь впервые пришел из Китая в ХII веке во время правления царя Сонгцэн Гампо, когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты.

Тибетский календарь является лунно-солнечным. Имеет 12-годичный цикл. Каждый год назван в честь того или иного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Таким образом, каждый 12-годичный цикл открывается годом Мыши. Дракон — единственное мифическое животное в этом календаре.

Вместе с названием животных в тибетском календаре используется определение «четырех стихий»: Дерево, Огонь, Земля и Вода. И название года может выглядеть так: Год огненной мыши или Год деревянной лошади.

12-годичный цикл входит в больший, 60-годичный цикл. Новый год по тибетскому лунному календарю наступает (в разные годы) в период с конца января и до начала марта.

В тибетском буддизме есть специальные ламы, составляющие календари на каждый год и проводящие астрологические прогнозы[7].

Музыка

Танец цам. Тибет. 1938 год
Тибетские монахи исполняют ритуальную мелодию

Традиционная музыка Тибета берет свое начало в древней культуре Бон и связана с шаманскими ритуалами и сказаниями о народных героях. Позднее, с приходом буддизма, музыка Тибета стала основываться на религиозных песнопениях на тибетском языке и санскрите. Такие песнопения характеризуются речитативным пением.

В религиозных ритуалах используют следующие музыкальные инструменты: ролмо (плоские музыкальные тарелки), нга (подвешенные барабаны), дамару (ручные барабаны), дрилбу (колокольчики), дунгчен (длинные трубы), канглинг (конический гобой) и дункар (раковина) и др.

Широко известен ритуальный священный танец — мистерия цам, который исполняют монахи в специальных масках и одеждах. Эти маски символизируют то или иное божество или демона. Каждое движение и жест в танце цам имеет свое значение и смысл.

В Тибете существует и более светская форма музыкального искусства: тибетская опера Лхамо, где танцы сопровождаются громкими песнопениями. Создателем тибетской оперы был монах, врач и поэт Тангтонг Гьялпо, живший в ХIV веке[6].

Кухня

Чай с маслом и молоком
Тибетское блюдо момо

Тибетская кухня имеет большие отличия от соседних стран. Тибетцы — скотоводческий народ, поэтому мясо и молоко составляет важную часть их национальной кухни. Одним из самых любимых блюд для тибетцев являются пельмени момо, которые готовятся из мясного фарша с добавлением лука, чеснока, кориандра, соли, перца и тмина, а затем все это оборачивается в тесто и варится на пару.

Кроме этого, если в Индии и Китае главной аграрной культурой является рис, то в Тибете это ячмень. Из молотого ячменя делают национальное тибетское блюдо цампа. Цампа является основной пищей для тибетцев.

Важным в повседневной жизни является чай. Употребление чая в Тибете является особой культурой, отличной от китайской традиции. В чай тибетцы добавляют масло и молоко.

В кухне тибетцев много места занимает мясо и овощи. Меньше пряностей и специй. Очень мало рыбы и морепродуктов. Делают здесь и слабоалкогольное вино из риса[8].

Одежда

Женщина в тибетском халате «чуба»
Тибетская девушка в национальном головном уборе

Тибетцы носят халаты или рубашки. Халат (чуба) у мужчин завязывается под правой рукой. Халаты подпоясываются двумя сотканными поясами. Рубашки также завязываются на правую сторону. Мужская и женская одежда не имеет карманов и пуговиц. Тибетцы носят кожаные сапоги с заострёнными носками. Тибетские женщины также носят чубу, с рукавами и без. Одежда женщин более разнообразная и яркая, с различными элементами, головными уборами и украшениями. Замужние женщины отличаются от девушек яркими полосатыми передниками[9].

На севере Тибета, где климат холоднее, местные пастухи носят меховые пальто. На юге Тибета, где климат более тёплый, одежда более легкая и сшита из шерстяной ткани. Головными уборами являются фетровые или меховые шапки[10].

Особую одежду, отличную от мирян, носят тибетские монахи. Их одежда отличается крайним аскетизмом. Состоит из Антаравасака — «внутренняя одежда», кусок ткани, которым оборачивают живот и ноги. Верхнюю часть тела оборачивают в кусок ткани большего размера, эта часть называется Уттара санга — «верхняя одежда». Для защиты от холода поверх монахи одевают Сангати — «внешняя одежда». По традиции махаяны, монахи должны носить цвет одежду только желто-оранжевого и бордового цвета.

В комплект одежды монаха также входят головные уборы, обувь, штаны и рубашки[11].

Семейная жизнь

Отличительной особенностью брачных отношений в Тибете является полиандрия. В древнем и средневековом Тибете присутствовали все виды брачных отношений, в том числе и полигамия. Позже полиандрия более широко распространилась по Тибету, за исключением провинции Амдо, где практикуется моногамия.

Многомужество представляет собой женитьба родных братьев на одной девушке. Жена выполняет свои супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди. Очередь строго соблюдается: один из братьев выставляет свою обувь у дверей спальни, это было знаком для других братьев, что он в сейчас находится с женой.

Выбор будущей супруги делает только старший брат. Все дети рожденные в таком браке, считаются его детьми. Подавать на развод имеет право также старший брат, однако для этого уже нужно согласие остальных братьев.

Имеется и такая разновидность полиандрии, когда к братьям может присоединиться посторонний мужчина. Это делается в том случае, если в семье долго не рождался ребенок. Таким способом тибетская семья надеется заиметь наследника[12].

Полиандрия в Тибете прижилась по экономическим соображениям: бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав ее женой сразу для всех сыновей и сохранив для них общий родительский кров. Это давало возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог бы разорить многих тибетцев.

Примечания

  1. Культура Тибета
  2. Тибетская письменность
  3. Тибетская литература
  4. Тибет: миф и реальность
  5. Мандала — символ божественного мира
  6. ↑ Культура и искусство Тибета
  7. Структура и принцип буддийского календаря
  8. Тибетская кухня.
  9. Национальная одежда тибетцев
  10. Народности Тибета
  11. Одежда тибетских монахов
  12. Тибетский брак

Культура тибета 5 букв, культура тибета жуд-ши, культура тибета культурология.

Файл:Usb floppy drive.jpg, Файл:Эмблема 950-летия Ярославля.png, Аномодон утончённый, Файл:Caravanserai Hotel.jpg, Проще простого.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93