Тибетская культура в добуддистскую эпоху была представлена культурой Бон, когда древние жители Тибета исповедовали шаманизм и поклонялись духам природы и предков[1].
Культура Тибета на протяжении многих веков развивалась под влиянием индийской и китайской культур. Это находит свое отражение в живописи, архитектуре. Особо сильное влияние культура Тибета испытала со стороны своих южных соседей — Индии и Непала. Здесь важнейшим фактором сыграл буддизм, зародившийся на территории Индии.
Большая часть элементов тибетской культуры, за исключением некоторых народных ремёсел, были привнесены буддизмом. Большое влияние на тибетскую культуру оказала и Китайская цивилизация. Это видно, в частности, в элементах архитектуры, живописи и, в так называемой, «чайной культуре». Таким образом, на основе индийского и китайского культурного влияния, а также культуры добуддистского периода, тибетцы постепенно выработали свою самобытную культуру. Свою роль в формировании тибетской культуре сыграли отдаленность и труднодоступность, а также скотоводческий образ жизни тибетцев.
Тибетский язык относится к тибето-бирманской подсемье в сино-тибетской семье языков. Количество носителей тибетского языка около 6 млн человек. Основной ареал распространения — Тибетский автономный район и некоторых других районы КНР. На этом языке также говорят в Индии, Непале, Бутане и Пакистане (диалекты балти и пуриг)[2].
Для записи используется тибетское письмо, которое в свою очередь произошло от письменности брахми (по некотором источникам — гупта). Тибетский алфавит был введен в первой половине VII века по приказу царя Сонгцэн Гампо и разработан Тхонми Самбхотой.
Тибетская «Грамматика» и «Завещание» царя Сонгцэн Гампо считаются первыми оригинальными произведениями в тибетской письменности. Значительную часть в тибетской литературе составляют переводы буддистских произведений с санскрита. Рукописи IX—X веков из Дуньхуана являются научно доказанными и уверенно датируемыми оригинальными произведениями на тибетском языке.
Сохранилась обширная коллекция литературы, написанная тибетскими учёными и религиозными деятелями по различным аспектам буддизма. Буддистская литературная школа Тибета подразделяется на несколько больших школ: Ньингма, Сарма, Кагью, Сакья и Гелуг. Существуют также и несколько малых школ.
Кроме религии тибетская литература охватывает и светские темы: история, грамматика, поэзия, метрическая литература и словари, логика, астрология, математика, медицина, география, космология, закон, политика, музыка и танцы, театр и ремёсла[3].
Современная светская литература Тибета представлена такими известными представителями, как поэт Йедам Церинг, прозаики Джампел Гьяцо, Таши Дава и Дондру Вангбум[4].
Буддизм оказал огромное влияние на изобразительное искусство Тибета. Поэтому тибетская живопись развивалась под влиянием индийской школы. Оттуда и пришла школа религиозной живописи танка.
Живопись Тибета придерживается стереотипным формам: в центре произведения располагается большое изображение Тханкабуддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже на буддистских танка стали изображать лам и сцены из их жизни на заднем плане.
С ХV века в тибетской живописи проявляется китайское влияние, которое выражается в более свободным подходе китайской пейзажной живописи. Это позволило тибетским художникам больше использовать пейзаж в религиозных картинах.
Особняком стоит искусство «песочной мандалы», рисунок сложной геометрической формы, составленный из разноцветного песка. Буддистские монахи кропотливо, на протяжении многих дней, рисуют эти картины. Затем, в определенный день, при большом стечении народа, рисунок разрушается, а песок раздается верующим[5].
Кроме живописи буддизм оказывает влияние и на скульптуры, монеты, украшения и предметы быта.
Тибетская архитектура испытала значительное влияние индийской и китайской архитектурных школ. Многие значительные буддистские храмы и монастыри в Тибете построены в индийском стиле.
Всемирно известным архитектурным сооружением Тибета является дворец Потала в Лхасе, резиденция Далай-лам. В 1994 году Дворец Потала внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектурными памятниками являются также храм Кумбум, монастыри Сэра, Самье и Ташилхунпо.
Тибетский стиль проявляется в чортенах, религиозных ступах, посвященных Будде Шакьямуни. Позже чортены начали использовать в качестве усыпальниц для буддистских лам[6].
Со временем в Тибете начали возводить храмы в китайском стиле: здания в два-три уровня, каждый верхний уровень меньше по площади нижнего, крыши имеют загнутые вверх законцовки. Именно этот стиль из Тибета проник сначала в Монголию, а затем в Бурятию.
Архитектура жилых домов отличается накренёнными во внутреннюю сторону стенами и плоскими крышами. Дома красятся в белый цвет и окаймляются по периметру темной краской. В сельской местности дома обычно имеют уютный маленький дворик.
Храмы и дома строятся из камня, высушенного на солнце кирпича, реже из дерева.
В Тибет лунный календарь впервые пришел из Китая в ХII веке во время правления царя Сонгцэн Гампо, когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты.
Тибетский календарь является лунно-солнечным. Имеет 12-годичный цикл. Каждый год назван в честь того или иного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Таким образом, каждый 12-годичный цикл открывается годом Мыши. Дракон — единственное мифическое животное в этом календаре.
Вместе с названием животных в тибетском календаре используется определение «четырех стихий»: Дерево, Огонь, Земля и Вода. И название года может выглядеть так: Год огненной мыши или Год деревянной лошади.
12-годичный цикл входит в больший, 60-годичный цикл. Новый год по тибетскому лунному календарю наступает (в разные годы) в период с конца января и до начала марта.
В тибетском буддизме есть специальные ламы, составляющие календари на каждый год и проводящие астрологические прогнозы[7].
Традиционная музыка Тибета берет свое начало в древней культуре Бон и связана с шаманскими ритуалами и сказаниями о народных героях. Позднее, с приходом буддизма, музыка Тибета стала основываться на религиозных песнопениях на тибетском языке и санскрите. Такие песнопения характеризуются речитативным пением.
В религиозных ритуалах используют следующие музыкальные инструменты: ролмо (плоские музыкальные тарелки), нга (подвешенные барабаны), дамару (ручные барабаны), дрилбу (колокольчики), дунгчен (длинные трубы), канглинг (конический гобой) и дункар (раковина) и др.
Широко известен ритуальный священный танец — мистерия цам, который исполняют монахи в специальных масках и одеждах. Эти маски символизируют то или иное божество или демона. Каждое движение и жест в танце цам имеет свое значение и смысл.
В Тибете существует и более светская форма музыкального искусства: тибетская опера Лхамо, где танцы сопровождаются громкими песнопениями. Создателем тибетской оперы был монах, врач и поэт Тангтонг Гьялпо, живший в ХIV веке[6].
Тибетская кухня имеет большие отличия от соседних стран. Тибетцы — скотоводческий народ, поэтому мясо и молоко составляет важную часть их национальной кухни. Одним из самых любимых блюд для тибетцев являются пельмени момо, которые готовятся из мясного фарша с добавлением лука, чеснока, кориандра, соли, перца и тмина, а затем все это оборачивается в тесто и варится на пару.
Кроме этого, если в Индии и Китае главной аграрной культурой является рис, то в Тибете это ячмень. Из молотого ячменя делают национальное тибетское блюдо цампа. Цампа является основной пищей для тибетцев.
Важным в повседневной жизни является чай. Употребление чая в Тибете является особой культурой, отличной от китайской традиции. В чай тибетцы добавляют масло и молоко.
В кухне тибетцев много места занимает мясо и овощи. Меньше пряностей и специй. Очень мало рыбы и морепродуктов. Делают здесь и слабоалкогольное вино из риса[8].
Тибетцы носят халаты или рубашки. Халат (чуба) у мужчин завязывается под правой рукой. Халаты подпоясываются двумя сотканными поясами. Рубашки также завязываются на правую сторону. Мужская и женская одежда не имеет карманов и пуговиц. Тибетцы носят кожаные сапоги с заострёнными носками. Тибетские женщины также носят чубу, с рукавами и без. Одежда женщин более разнообразная и яркая, с различными элементами, головными уборами и украшениями. Замужние женщины отличаются от девушек яркими полосатыми передниками[9].
На севере Тибета, где климат холоднее, местные пастухи носят меховые пальто. На юге Тибета, где климат более тёплый, одежда более легкая и сшита из шерстяной ткани. Головными уборами являются фетровые или меховые шапки[10].
Особую одежду, отличную от мирян, носят тибетские монахи. Их одежда отличается крайним аскетизмом. Состоит из Антаравасака — «внутренняя одежда», кусок ткани, которым оборачивают живот и ноги. Верхнюю часть тела оборачивают в кусок ткани большего размера, эта часть называется Уттара санга — «верхняя одежда». Для защиты от холода поверх монахи одевают Сангати — «внешняя одежда». По традиции махаяны, монахи должны носить цвет одежду только желто-оранжевого и бордового цвета.
В комплект одежды монаха также входят головные уборы, обувь, штаны и рубашки[11].
Отличительной особенностью брачных отношений в Тибете является полиандрия. В древнем и средневековом Тибете присутствовали все виды брачных отношений, в том числе и полигамия. Позже полиандрия более широко распространилась по Тибету, за исключением провинции Амдо, где практикуется моногамия.
Многомужество представляет собой женитьба родных братьев на одной девушке. Жена выполняет свои супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди. Очередь строго соблюдается: один из братьев выставляет свою обувь у дверей спальни, это было знаком для других братьев, что он в сейчас находится с женой.
Выбор будущей супруги делает только старший брат. Все дети рожденные в таком браке, считаются его детьми. Подавать на развод имеет право также старший брат, однако для этого уже нужно согласие остальных братьев.
Имеется и такая разновидность полиандрии, когда к братьям может присоединиться посторонний мужчина. Это делается в том случае, если в семье долго не рождался ребенок. Таким способом тибетская семья надеется заиметь наследника[12].
Полиандрия в Тибете прижилась по экономическим соображениям: бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав ее женой сразу для всех сыновей и сохранив для них общий родительский кров. Это давало возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог бы разорить многих тибетцев.
Культура тибета 5 букв, культура тибета жуд-ши, культура тибета культурология.
Файл:Usb floppy drive.jpg, Файл:Эмблема 950-летия Ярославля.png, Аномодон утончённый, Файл:Caravanserai Hotel.jpg, Проще простого.