Линейные корабли типа «Монтана» | ||
---|---|---|
Montana-class battleship | ||
|
||
Модель линкора «Монтана» | ||
Основная информация | ||
Тип | Линейный корабль | |
Государство флага | США | |
Параметры | ||
Водоизмещение | Стандартное — 60 500 т, полное — 70 500 т |
|
Длина | 281,94 м | |
Ширина | 36,88 м[1] | |
Осадка | 11,17 м | |
Бронирование | Борт — 406 мм; траверсы — 388 мм; главная палуба — 152…186+18…15 мм; верхняя палуба — 57 мм; башни ГК — 560 мм (лоб), 254 мм (борт), 233 мм (крыша); барбеты ГК — 457…513 мм; рубка — 457 мм (борт), 236 мм (крыша) |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 4 ТЗА | |
Мощность | 172 000 л. с. | |
Винты | 4 | |
Скорость | 28 узлов (30 при форсировке) | |
Дальность плавания | 15 000 морских миль на 15 узлах | |
Экипаж | 2149 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4 × 3 — 406-мм/50, 10 × 2 — 127-мм/38 |
|
Зенитная артиллерия | 8 × 4 — 40-мм/56, 20 × 1 — 20-мм/70 |
|
Авиационная группа | 2 катапульты, 3 гидросамолёта Kingfisher[2] |
Линейные корабли типа «Монтана» — тип линейных кораблей ВМС США. Дальнейшее развитие линейных кораблей типа «Северная Каролина», во многом являясь их увеличенным вариантом. Заложены, но не достроены.
Содержание |
В проекте предполагалось устранить главный недостаток американских линкоров предвоенной закладки — слабая защищенность. Схема бронирования — «все или ничего». Главный броневой пояс состоял из брони «класса A» (гетерогенная, цементированная) толщиной 406 мм. В проекте решили отказаться от внутреннего главного броневого пояса как на предыдущих типах «Айова» и «Саут Дакота» и вернулись к схеме внешнего расположения с углом наклона наружу в 20 град. Цитадель замыкалась броневыми траверсами из брони класса А толщиной 388 мм. Лобовые плиты толщиной 560 мм и крыша толщиной 233 башен артиллерии главного калибра изготавливались из брони «класса B» (гомогенная, нецементированная). Боковые стенки башни имели толщину 254 мм, тыльная бронеплита — 305 все из брони класса А. Барбеты башен номер 1 и 4 имели толщину 513 мм, 2 и 3 — 457 мм. Вертикальная защита 57 + 152—186 + 18-15 мм гомогенной брони. Башни средней артиллерии прикрывались 51-мм гомогенными плитами. Боевая рубка формировалась из брони класса B, с толщиной стенок до 457 мм, крыша — 236 мм.
Конструктивная противоторпедная защита т. н. «американской» схемы — состоящая из нескольких продольных противоторпедных переборок. По конструкции она была похожа на применённую на «North Carolina» — с «ящикообразными» булями, без характерного для «Южных Дакот» и «Айов» подводного продолжения главного броневого пояса, переходящего в ПТП, за счет чего увеличивалась глубина ПТЗ. Нижний броневой пояс из брони класса B был перенесён вглубь корпуса и крепился к одной из противоторпедных переборок с углом наклона 10 град. Толщина этого нижнего броневого пояса по высоте была различной и составляла: по верхней кромке 81 мм, по 219 мм в наиболее толстой средней части и 95 мм в нижней части. Предназначался он для защиты от подводных пробоин при недолетах — «ныряющих» снарядов.
Главный калибр составляли 12 406,4-мм 50-калиберных орудий Mk-7 размещенные в четырёх трехорудийных башнях, мало отличающихся от таковых на «Айовах». Две башни располагались в носовой и две — в кормовой части корабля. Каждая башня обозначалось номером, нумерация башен от носа к корме. Орудия в башнях имели индивидуальные люльки, с предельным углом возвышения орудий 45 градусов. Заряжение орудий производилось при фиксированном угле возвышения — 5 град. Снаряды для установок американцы традиционно хранили в барбетах, зарядные погреба располагались в нижних отсеках, перегрузочное отделение, как и на предыдущих линкорах отсутствовало. Недостатком такого решения является повышенная чувствительность подбашенного боеприпаса к взрывам внутри башни. Основным типом снарядов предполагался AP Mark 8 массой 1225 кг.[3].
В качестве зенитного и противоминного калибра устанавливались 20 127 мм универсальных орудий Мк 12 в 10 спаренных установках Mk-38. Первоначально планировалось установить новые 54-калиберные универсальные орудия в новых спаренных установках, однако с проектированием установок, которые по некоторым данным предполагалось установить ещё на линейных кораблях типа Айова возникли серьёзные трудности. Во всяком случае орудийные установки авианосцев типа «Мидуэй» имели другую конструкцию и проектировались заново.
Зенитная артиллерия по проекту предполагалась из 32 или 40 40-мм автоматических орудий «Бофорс» в счетверенных установках Мк-II и 60 стволов «20-мм автоматических орудий Эрликон» в двух- и одно- орудийных установках.
Энергетическая установка — паротурбинная, четырёхвальная. 8 котлов фирмы Бабкок и Уилкокс, на высоких параметрах пара. Турбоагрегаты двухкорпусные (турбины высокого и низкого давления), двухступенчатые зубчатые редукторы. Эшелонное расположение механизмов в 4 отсеках. Ожидалась скорость 28 узлов при суммарной мощности 172 000 л.с. и 30 узлов при форсировке. Дальность плавания экономическим 15-узловым ходом предполагалась в 15 000 миль.
19 июля 1940 было заказано 5 линейных кораблей класса Montana, вскоре их постройка была заморожена на неопределенное время, пока 21 июля 1943 окончательно не была отменена. Линкоры должны были строиться на Верфи ВМС в Нью-Йорке, Судостроительной военно-морской верфи в Филадельфии и Судостроительной военно-морской верфи в Норфолке.
Линкор «Montana» планировался как головной корабль в серии из пяти единиц. Он стал третьим боевым кораблем названным в честь 41-го штата США, а его строительство планировалось начать на Верфи ВМС в Филадельфии (Philadelphia Navy Yard). Заказы как на ранний вариант BB-51, так и на BB-67 были отменены.
Линкор Oгайo должен был стать вторым кораблем такого класса в серии ликоров типа «Монтана». Он был назван в честь 17-го штата США, строительство планировалось начать на Верфи ВМС в Филадельфии (Philadelphia Navy Yard). Огайо должен был стать четвертым кораблем в ВМС США, носящим название даного штата.[4][5]
Линкор Мэн должен был быть третьим в серии ликоров типа «Монтана». Он был назван в честь 23-го штат США, строительство планировалось начать на Верфи ВМС в Нью-Йорке. Мэн был бы третьим кораблем, носящим название даного штата.[6][7]
Линкор Нью-Гемпшир должен был стать четвертым в серии из пяти единиц ликоров типа «Монтана», корабль был назван в честь 9-го штата США. Строительство планировалось начать на Верфи ВМС в Нью-Йорке. Линкор стал бы третьим кораблем носящим название даного штата.[8][9]
Линкор Луизиана должен был стать пятым и последним кораблем в серии из пяти единиц ликоров типа «Монтана». Он был назван в честь Луизиана (штат)18-го штата США, строительство планировалось на Судостроительной военно-морской верфи в Норфолке. Луизиана должна была быть третьим кораблем носящим название даного штата.[10][11] Он стал последним линкором заказанным для ВМС США.[12][13]
Наиенование | Верфь ВМС и место строительства | Даты |
---|---|---|
ВВ-67 «Montana» | Philadelphia Navy Yard | заложен в 1941, в июне 1942 строительство приостановлено, заказ аннулирован 21 июля 1943 |
ВВ-68 «Ohio» | Philadelphia Navy Yard | заложен в 1941, в июне 1942 строительство приостановлено, заказ аннулирован 21 июля 1943 |
ВВ-69 «Maine» | New York Navy Yard | Не закладывался. Заказ аннулирован 21 июля 1943 |
ВВ-70 «New-Hampshire» | New York Navy Yard | Не закладывался. Заказ аннулирован 21 июля 1943 |
ВВ-71 «Louisiana» | Norfolk Navy Yard | Не закладывался. Заказ аннулирован 21 июля 1943 |
Сравнение проектов реально заложенных линейных кораблей стандартным водоизмещением более 50000т.
Ямато (Япония) | Советский Союз (СССР) | H39 (Германия) | Монтана (США) | |
---|---|---|---|---|
Год закладки | 1937 | 1938 | 1939 | 1941 |
Водоизмещение стандартное | 62 315(проектн.)
63200т.(реалн.) |
59150т.(проектн.)
60190т.(оценка) |
53489т.(проектн.) | 60500т.(проектн.) |
Водоизмещение полное | 69 998т.(проектн.)
72810т.(реалн.) |
65150т.(проектн.)
67370т.(оценка) |
63596(проектн.) | 70500(проектн.) |
ГЭУ | 4ТЗА 12ПК 150000л.с. | 3ТЗА 6ПК 202000л.с. | 3-вальная 12диз. 148000л.с. | 4ТЗА 8ПК 172000л.с. |
Скорость хода | 27,5 | 28 | 30,4 | 28 |
Бронирование: | ||||
Главный пояс | 410мм | 375—420+20мм | 180—320+скос120мм | 406мм |
Верхний пояс | нет | 180—420мм | 150+25мм | нет |
Нижний пояс | 100—170 -
200—270мм |
нет | нет | 95-210мм |
Броня в оконечностях | нет | до 220мм | до 150мм | нет |
Палубное бронирование | главная 200—230мм | 25+155+50мм | 50-60+100-150мм | 57+147-155+25мм |
Башни (лоб/бок/крыша/тыл): | 650/250/270/460мм | 495/230/230/410мм | 400/220/180-220/325мм | 560/254/233/370мм |
Вооружение: | 9 460/45
12 155/60 12 127/40 24 25 |
9 406/50
12 152/58 12 100/56 32 37 |
8 406/52*
12 150/55 16 105/65 16 37 |
12 406/50
20 127/54? 32 40/56 20 20 |
Вес залпа ГК | 13140кг | 9972кг | 8240кг* | 14696кг |
Линкоры ВМС США | ||
---|---|---|
Линкоры-дредноуты
|
||
Тип «Саут Кэролайн» | Южная Каролина · Мичиган | |
Тип «Делавэр» | Делавэр · Северная Дакота | |
Тип «Флорида» | Флорида · Юта | |
Тип «Вайоминг» | Вайоминг · Арканзас | |
Тип «Нью-Йорк» | Нью-Йорк · Техас | |
Тип «Невада» | Невада · Оклахома | |
Тип «Пенсильвания» | Пенсильвания · Аризона | |
Тип «Нью-Мексико» | Нью-Мексико · Миссиссиппи · Айдахо | |
Тип «Теннесси» | Теннесси · Калифорния | |
Тип «Колорадо» | Колорадо · Мэриленд · Вашингтон · Вест Вирджиния | |
Тип «Саут Дакота» (1920) | Южная Дакота · Индиана · Монтана · Северная Каролина · Айова · Массачусетс | |
Линкоры эпохи 2-й мировой войны
|
||
Тип «Норт Кэролайн» | Северная Каролина · Вашингтон | |
Тип «Саут Дакота» (1939) | Южная Дакота · Индиана · Массачусетс · Алабама | |
Тип «Айова» | Айова · Нью-Джерси · Миссури · Висконсин · Иллинойс · Кентукки | |
Тип «Монтана» | Монтана — не закладывался, отменён в июле 1943 | Огайо · Мэн · Нью Гэмпшир · Луизиана — не закладывались |
Линейные корабли типа «Монтана».