Крейсера проекта 82 | ||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | Тяжёлый крейсер | |
Государство флага | СССР | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 36 500 тонн (стандартное), 43 000 тонн (полное) |
|
Длина | 250,5 м | |
Ширина | 31,6 м | |
Осадка | 9,7 м | |
Бронирование | 200 мм — борт, до 323 мм — башни, 90…110 мм — палуба |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 12 паровых котлов, 4 паровых турбины, 4 × ГТЗА ТВ-4 | |
Мощность | 280 000 л. с. (206 МВт) | |
Винты | 4 | |
Скорость | 15 узлов (экономическая), 34 узла (максимальная) |
|
Дальность плавания | 5000 морских миль на скорости 15 узлов | |
Экипаж | 1481 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 3 × 3 — 305-мм/61 АУ (СМ-31), 6 × 2 — 130-мм/60 АУ (БЛ-109А) |
|
Зенитная артиллерия | 6 × 4 — 45-мм/78 (СМ-20-ЗИФ) 10 × 4 — 25-мм/79 (БЛ-120) |
Крейсера проекта 82[1], также известные как Тяжёлые крейсера типа «Сталинград» — тип крупнейших в мире тяжёлых крейсеров (по официальной советской классификации), строившихся для ВМФ СССР в конце 1940-х — начале 1950-х гг. В основу проекта был положен крейсер проекта 83[2] (закупленный в Германии тяжелый крейсер «Лютцов»). Инициатором строительства крейсеров типа «Сталинград» был лично Иосиф Сталин. После его смерти строительство крейсеров было прекращено.
Содержание |
Предусматривались три башенные установки СМ-31. Каждая башня была вооружена тремя пушками СМ-33 калибра 305 мм и длиной ствола 61 калибров. Пушка имела дальность стрельбы 53 км (масса снаряда 467 кг). Также был разработан снаряд массой 230,5 кг, для дальности стрельбы по береговым площадным целям (городам, крупным военно-морским базам) свыше 120 км[3].
По западной классификации артиллерийских кораблей «Сталинград» относится к классу линейных крейсеров, куда обычно включались корабли водоизмещением более 20 000 т и калибром орудий от 280 мм, которые по слабости бронирования и высокой скорости не попадали в класс линкоров. К концу 1940-х годов, когда «Сталинград» планировался к постройке, класс линейных крейсеров уже сошёл с исторической арены. Реликтом этого класса были также американские крейсера типа «Аляска», названные «большими крейсерами» (large cruiser) ввиду отсутствия в американской классификации класса «линейный крейсер» (battlecruiser).
Тяжёлым крейсером по западной классификации является корабль с калибром орудий 203 мм (водоизмещение таких кораблей составляло от 10 000 до 20 000 тонн). В СССР не было построено ни одного корабля, попадающего в эту категорию, хотя в исходном проекте Крейсера проекта 68-бис должен был быть вооружен 8 203-миллиметровыми орудиями.
Крейсера проекта 82 не встретили особой поддержки со стороны командования флота. Новый военно-морской министр Н. Г. Кузнецов, предполагая в близкой перспективе появление у СССР управляемых противокорабельных ракет, так высказывал свое мнение о этом корабле
Тяжёлый, неясный корабль. Не видно, чтобы цель оправдывала средства. Очень дорогой корабль…
— Васильев А., Морин А. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». [4]
По ходу разработки, проект подвергался многочисленным переделкам, тоже не шедшим ему на пользу. Так, по требованию Сталина, ради увеличения скорости был уменьшен радиус действия и зенитная артиллерия, что превращало проект 82 в своего рода, «линейный крейсер береговой обороны»[5]
Сама по себе тактическая ниша тяжелого (фактически — линейного) крейсера проекта «Сталинград» тоже определялась весьма туманно. Сталин имел иной взгляд на назначение кораблей данного класса, предполагая их использование для борьбы с легкими крейсерами.
Нам нечего ввязываться в бой с тяжёлыми крейсерами противника. Основная задача тяжёлого крейсера должна быть иной — борьба с лёгкими крейсерами противника. Надо увеличить его скорость до 35 узлов, чтобы он наводил панику на лёгкие крейсера противника, разгонял их и громил. Этот крейсер должен летать как ласточка, быть пиратом, настоящим бандитом. Он должен уйти из под удара тяжёлых кораблей противника— Васильев А., Морин А. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». [5]
Появление ПКР воздушного, а затем и корабельного базирования серии КС-1 Комета сделало бессмысленной продолжение строительства тяжелых артиллерийских кораблей вообще .
Готовые опорно-поворотные устройства орудийных башен главного калибра были использованы при строительстве антенных систем АДУ-1000 комплекса дальней космической связи «Плутон»[6].
Крейсера проекта 82.