Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Малые противолодочные корабли проекта 204

Малые противолодочные корабли проекта 204
Малые противолодочные корабли проекта 204 типа МПК-15
Poti class corvette
Малый противолодочный корабль проекта 204 №42 «Бдителни» ВМС Болгарии
Основная информация
Тип малый противолодочный корабль
Государство флага  СССР
 Болгария
 Румыния
Принадлежность ВМС СССР
Верфь Зеленодольское ПКБ
Строительство начато 1960 (первый)
Спущен на воду 1968 (последний)
Выведен из состава флота начало 1990-ых
Параметры
Водоизмещение 439 т (стандартное)
555 т (полное)
Длина 58,3 м (56 м по КВЛ)
Ширина 8,1 м (7,85 м по КВЛ)
Осадка 3,09 м
Технические данные
Силовая установка ДГТУ ГТК-Д2: два газотурбокомпрессора Д-2К и два дизеля М-504
Мощность 36600 л.с.
Винты по два вала и гребных винта в трубах с наддувом
Скорость 35 узлов (максимальная)
14 узлов (экономическая)
Дальность плавания 2500 морских миль (при 14 узлах)
Автономность корабля 7 суток
Экипаж 54 человека (5 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение общего обнаружения: МР-302 «Рубка»
НРЛС: «Вайгач» (Don-2 или Spin Trough)
ГАС: «Геркулес-2М»
управления огнём: МР-103 «Барс» (Muff Cob)
Радиоэлектронное вооружение «Бизань-4Б» (2 Watch Dog)
Артиллерийское вооружение спаренная 57-мм АК-725 (или ЗиФ-31Б[1])
Противолодочное вооружение РБУ-6000 «Смерч-2» (или РБУ-2500[1])
Торпедно-минное вооружение 4 x 400-мм торпедные аппараты ОТА-40-204 (4 торпеды СЭТ-40)
до 18 мин

Малые противолодочные корабли проекта 204 типа МПК-15 (по классификации НАТО: Poti corvette class) — малые противолодочные корабли, состоявшие на вооружении Военно-морских сил СССР, Болгарии и Румынии.

Содержание

История

Создание проекта

Малые противолодочные корабли проекта 204 являются результатом модификации и дальнейшего развития аналогичных кораблей проекта 201. Задание на разработку подобного судна было выдано в 1956 году Зеленодольскому ПКБ. Главным конструктором был назначен А.В.Кунахович, а главным наблюдающим от ВМФ – капитан 2 ранга Н.Д.Кондратенко. Стандартное водоизмещение выросло до 440 тонн, но вместе с тем значительно усилилось и вооружение противолодочного судна. После итоговых испытаний создатели были награждены Ленинской премией.

Энергоустановка

Энергоустановка была оригинальной: туда входили гребные винты, помещённые в трубы с соплами. Винты вращались дизелями М-504, а в трубах газотурбокомпрессоры Д-2К нагнетали воздух, создавая дополнительную тягу и повышая скорость в два раза. Установка подобного типа внедрялась на сторожевиках проекта 35, однако ожидаемого повышения скорости не было, да и установка не подходила по многим другим параметрам. Тем не менее, противолодочных кораблей с подобной установкой было построено не менее 60 единиц.

Изначально автором установки считался Б.К.Ильинский, но после распада СССР выяснилось, что создателем на самом деле является К.А.Путилов: в 1946 году после совещания у И.В.Сталина на тему улучшения ходовых качеств охотников за подводными лодками учёные начали разработку новой энергоустановки (тем более выяснилось, что в США строятся первые атомные подлодки). Помощь в поисках решения оказал НКВД, который помог найти на кафедре физики МАИ, руководимой К.А.Путиловым, группу во главе с А.В.Волковым, работавшую над созданием реактивных двигателей для кораблей. За десять дней была организована лаборатория во главе с профессором К.А.Путиловым, однако быстрого результата добиться не удалось. Только в начале 1950-х годов были проведены первые натурные испытания и появилась возможность начать работы над энергетической установкой для кораблей. В 1951 году ЦНИИ им. Крылова как головной организации Минсудпрома в вопросах научного обеспечения кораблестроения удалось на завершающем этапе работ провести на одну из руководящих должностей своего представителя Б.К.Ильинского, который стал преемником К.А.Путилова после его смерти, и смог довести исследования до логического завершения.

Вооружение

Противолодочное вооружение включало четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-40 и две установки РБУ-6000 (на первых двух корпусах были установлены старые РБУ-2500). Артиллерийское вооружение состояло только из спаренной башенной автоматической 57-мм артустановки АК-725, размещённой в средней части корабля (на первых двух – открытая установка ЗиФ-31) с РЛС управления «Барс». Размещение было неудачным, однако выбора по большому счёту не было: на носу место было занято РБУ-6000, а в корме воздухоприёмниками главной энергетической установки. Освещение надводной обстановки велось с помощью РЛС «Рубка», а подводной – с помощью ГАС «Геркулес-2М». Имелся также комплекс «Бизань-4Б».

Строительство

На трёх заводах было построено 64 корабля данного проекта: 31 на ССЗ им. Горького в Зеленодольске, 24 на ССЗ «Залив» в Керчи и 11 на Хабаровском ССЗ. Шесть из них были переданы ВМС Болгарии («Храбри», «Строги», «Летящи», «Безстрашни», «Бдителни» и «Напористи»[2]), три корабля — ВМС Румынии (построены по экспортному проекту 204-Э, который предусматривал более простую компоновку). И всё же вышло так, что корабли сдавались флоту в период быстрого роста боевых возможностей ПЛ и авиации и уже в процессе постройки стали морально устаревать, поэтому Главком ВМФ дал указание начать разработку нового корабля с повышенными возможностями ПВО и более мощной ГАС («рабочая лошадка флота», основной противолодочный корабль в прибрежной и ближней морской зонах).

Служба

Корабли служили на всех четырёх флотах ВМФ СССР: на Черноморском флоте – 17, на Тихоокеанском – 11, на Балтийском – 22 и на Северном – 11 единиц. В середине 1980-х – начале 1990-х все они были списаны, некоторы были превращены в опытовые суда, некоторые – в учебные.

Примечания

  1. 1 2 Только на первых двух кораблях: МПК-15 и МПК-16
  2. Малки противолодъчни кораби проект 204  (болг.)

Ссылки

  • Малые противолодочные корабли типа МПК-15. Проект 204 / Poti class  (рус.)


Малые противолодочные корабли проекта 204.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93