Эскадренные миноносцы проекта 30-бис «Смелый» | ||
---|---|---|
|
||
«Серьёзный» в Средиземном море, 28 августа 1968 года. | ||
Основная информация | ||
Государство флага | СССР Индонезия Египет Польша |
|
Принадлежность | ВМФ СССР ВМС Индонезии ВМС Египта ВМС Польши |
|
Параметры | ||
Водоизмещение | 2316 тонн (стандартное), 3066 тонн (полное). | |
Длина | 120,5 м | |
Ширина | 12 м | |
Осадка | 3,9 м (средняя) | |
Технические данные | ||
Мощность | 2x30 000 л. с. | |
Скорость | 36,5 узлов (максимальная), 15,7 узлов (экономическая) | |
Дальность плавания | 3660 морских миль на экономической скорости. | |
Экипаж | 286 чел. | |
Вооружение | ||
Радиоэлектронное вооружение | РЛС «Гюйс-1» ГАС «Тамир-5М» |
|
Артиллерийское вооружение | 2×2 130-мм АУ Б-2ЛМ. | |
Зенитная артиллерия | 1×2 85-мм АУ 92-К и 7×1 37-мм АУ 70-К (или 4×2 37-мм АУ В-11). | |
Торпедно-минное вооружение | 2×5 533-мм ТА, 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (51 глубинная бомбы), 52 мины КБ-«Краб» или 60 мин М-26. |
Эскадренные миноносцы проекта 30-бис, также известные как Эскадренные миноносцы типа «Смелый» — тип эсминцев, корабли которого строились для Советского ВМФ с 1948 по 1953 годы. Самая большая серия крупных надводных кораблей за всю историю российского/советского флота. Эсминцы серии 30-бис являлись развитием эсминцев проекта 30-К.
Содержание |
Великая Отечественная война внесла существенные коррективы в планы строительства в СССР военных кораблей класса «эскадренный миноносец»: в ходе войны было потеряно 34 эсминца, ещё 30 находившихся в постройке кораблей этого класса в силу различных причин не были достроены, а значительная часть из уцелевших эсминцев находилась в небоеспособном состоянии и требовала проведения капитального ремонта и модернизации. На основе военного опыта были также выявлены серьёзные недостатки эсминцев предвоенных проектов, такие как недостаточная прочность корпусов из хрупкой маломарганцовистой стали, низкая мореходность и отсутствие запасов по нагрузке для обеспечения модернизации боевых и технических средств (в частности для размещении средств радиолокации и замены неуниверсальной артиллерии на универсальную)[1][2].
15 августа 1945 года появился официальный проект десятилетней программы военного кораблестроения на 1946—1955 годы. Согласно первоначальному проекту за 10 лет предполагалось построить 132 «больших» эсминца и 226 «обычных» эсминцев, однако очевидная нереализуемость программы в послевоенных условиях привела к её корректировке и число планировавшихся к закладке эсминцев было сокращено до 188[3]. Так как флот нуждался в срочном пополнении своего состава, а разработка нового поколения эсминцев (проект 41) только начиналась, Политбюро было принято решение для поддержания судостроительной промышленности и обновления состава флота начать строительство морально устаревших эскадренных миноносцев проекта 30-бис[2].
Разработка первого послевоенного проекта эскадренных миноносцев на базе предыдущего проекта 30 была поручена коллективу ЦКБ-17. Состав вооружения был окончательно уточнен 28 ноября 1945 г. Материалы технического проекта и рабочие чертежи были разработаны под руководством главного конструктора А. Л. Фишера (заместители Г. Д. Агула, К. А. Масленников) в новом, воссозданном, ЦКБ-53. Технический проект был утвержден Постановлением Совета Министров СССР № 149-95 от 28 января 1947 года[4].
Головной корабль данного проекта был принят в состав ВМФ СССР 21 декабря 1949 года, к дню рождения И. В. Сталина. За проектированием и постройкой головного эскадренного миноносца проекта 30-бис (эсминец «Смелый») от ВМС наблюдал инженер-подполковник А. Т. Ильичев.
Эскадренные миноносцы данного проекта строились на заводах № 445 (№ 200) имени 61 Коммунара в Николаеве (18 единиц), № 199 имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре (18 единиц), № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде (16 единиц) и № 402 в Молотовске. Головной корабль данного проекта был заложен на стапеле завода им. А. А. Жданова 16 мая 1948 года и получил наименование «Смелый», спущен на воду 29 сентября 1948 года, и после предъявления на государственные испытания 3 ноября 1949 года был принят в составе ВМС к дню рождения И. В. Сталина 21 декабря 1949 года. Всего с 1948 по 1953 годы было построено 70 кораблей данного проекта[4].
|
1969 | |||||||||||||||||||
1967 | ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
1965 | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
1963 | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
1961 | |||||||||||||||||||
|
1959 | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
1957 | |||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||
|
1955 | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
1953 | ||||||||||||||||||||
|
1951 | |||||||||||||||||||
1949 | ||||||||||||||||||||
|
1947 |
Две двухорудийные 130-мм артиллерийские установки башенного типа Б-2ЛМ, одна двухорудийная 85-мм артустановка башенного типа 85-К, 4х2х37-мм зенитных установок В-11, 3x25-мм зенитных автоматов 2М-3м, 2x553-мм пятитрубных торпедных аппарата, 2 противолодочных бомбомёта БМБ-2, глубинные бомбы(ББ-1), якорные мины (36 шт. типа КБ «Краб», УКСМ). На первых кораблях вместо В-11 устанавливались 5х1х37 мм, а вместо БМБ-2 устанавливался БМБ-1.
Система управления артогнем главного калибра включала КДП с РЛС «Заря», стрельбовую РЛС, электромеханическую ПУС «Мина 30бис»(использовалась также для выхода в торпедную атаку и управления торпедной стрельбой). Для управления зенитной стрельбой 85 мм установки 85-К МПУАЗО с использованием электромеханического линейного построителя. Стрельба из ТА осуществлялась как воздухом, так и с использованием пороховых ПВЗ центральной наводкой, с ходового поста с использованием Пр.1Н (Ночной торпедно-артиллерийский визир)и Инкленометра (оптического определителя КУц.), или непосредственно с ТА с использованием торпедного визира. Использовались парогазовые торпеды 53-39,53-56В, противолодочные торпеды СЭТ-53М. На кораблях устанавливалась ГАС «Тамир-5М» и РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-1». Для управления бомбометами и бомбосбрасывателями на ходовом посту устанавливался элекромеханический «Рекордер».
8 эсминцев «Безбоязненный», «Бесшумный», «Верный», «Вихревой», «Огненный», «Опасный», «Охраняющий» и «Стремительный») в 1960—1962 гг. переоборудованы в корабли радиотехнической разведки (проект 31).
16 кораблей из состава флота были переданы иностранным флотам: Польши — 2 корабля: «Скорый» в 1958 (переименован в «Wicher») и «Способный» в 1957 («Grom»); Египта — 5 (в том числе два пр.30-БА): «Бурный» в 1962 («Suez»), «Беспощадный» в 1962 («Damietta»)[5], «Сметливый» в 1956 («Al Zaffer»), «Отчаянный» в 1968 («Al Nasser», с 1973 «6 Oktober»), «Бессменный» в 1968 («Damietta»), а также «Солидный» в 1956 («Al Nasser»), в 1968 возвращённый СССР; Индонезии — 8: «Боевой» («Darmuda»), «Безжалостный» в 1964 («Brawidjaja»), «Беззаветный» в 1959 («Sutan Iskandar Muda»), «Беспокойный» в 1959 («Sandjaja»), «Внезапный» в 1959 («Sawunggaling»), «Выразительный» в 1962 («Singamangaradja»), «Пылкий» в 1964 («Diponegoro») и «Волевой» в 1959 («Siliwangi»).
Это заготовка статьи об эскадренном миноносце. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Миноносцы России по типам | ||
---|---|---|
Миноносцы (1877—1903) | ||
Миноносцы, переклассифицированные в эсминцы (1900—1907) |
||
Минные крейсера, переклассифицированные в эсминцы (1904—1906) |
||
«Новики» (1914—1925 гг.) |
«Новик» • «Дерзкий» • «Счастливый» • «Орфей» • «Лейтенант Ильин» • «Гавриил» • «Изяслав» • «Гогланд» • «Фидониси» |
|
Эскадренные миноносцы СССР (1925—1957 гг.) |
проект 7 (тип «Гневный») • проект 7-У (тип «Сторожевой») • проект 45 (тип «Опытный») • проект 30 (тип «Огневой») • проект 30-К (тип «Осмотрительный») • проект 30-бис (тип «Смелый») • проект 41 (тип «Неустрашимый») • проект 56 («Спокойный») • тип "Жгучий" • |
|
Эскадренные миноносцы СССР и России после 1957 г. |
||
Большие противолодочные корабли |
проект 57-А • проект 61 • проект 1134 • проект 1134-А • проект 1134-Б • проект 1135 • проект 1155 • проект 1151.1 • |
|
Нереализованные проекты | ||
См. также: {{Лидеры эсминцев ВМФ СССР}} • {{Минные крейсеры Российского Императорского флота}} |
Эскадренные миноносцы проекта 30-бис.