Большие противолодочные корабли типа Комсомолец Украины (проект 61) | ||
---|---|---|
|
||
Большой противолодочный корабль "Сметливый" в бухте Севастополя, 2009 г. | ||
Основная информация | ||
Тип | Большой противолодочный корабль | |
Государство флага | СССР Российская Федерация | |
Принадлежность | Военно-морской флот СССР | |
Верфь | ССЗ им. 61 коммунара (Николаев) ССЗ им. Жданова |
|
Строительство начато | 1959 | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 3400 т (стандартное) 4300 т (полное) |
|
Длина | 131,96 м (по КВЛ) 143,95 м (наибольшая) |
|
Ширина | 13,99 м (по КВЛ) 15,78 м (наибольшая) |
|
Осадка | 4,47 м (средняя) | |
Технические данные | ||
Силовая установка | ГТУ | |
Мощность | 46 800 (по другим данным 72 000) л. с. | |
Скорость | 30,24 узла (полная) 34-35 узлов (максимальная) |
|
Дальность плавания | 1520 миль на 33 узлах 2700 (по другим данным — 3500) миль на 18 узлах |
|
Автономность корабля | 10 суток (по запасам провизии) | |
Экипаж | 266 человек (в том числе 22 офицера) | |
Вооружение | ||
Радиолокационное вооружение | 2 РЛС обнаружения ВЦ и НЦ МР-310 2 РЛС управления артиллерийской стрельбой МР-105 |
|
Радиоэлектронное вооружение | ГАС кругового обзора «Титан» | |
Зенитная артиллерия | 2x2 76-мм АУ АК-726 | |
Противокорабельное вооружение | 4х1 ПКР «Термит»[1] | |
Противолодочное вооружение | 2х12 213-мм РБУ-6000 (192 РГБ-60) 2х6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ-10) |
|
Зенитное ракетное вооружение | 2х2 ПУ ЗРК «Волна» (24 ЗУР 9М38 или 32 ЗУР В-601) | |
Торпедно-минное вооружение | 1х5 533-мм ТА ПТА-53-61 (5 торпед 53-65К или СЭТ-65) | |
Авиационная группа | 1 вертолёт Ка-25, ангар отсутствует. |
Большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины» (проект 61, код NATO — Kashin) — тип больших противолодочных кораблей, с 1964 года состоящий на вооружении Военно-морского флота СССР и с 1991 года — на вооружении Военно-морского флота Российской Федерации. На 2009 год в составе Черноморского флота ВМФ Российской Федерации находится лишь один (СКР «Сметливый») из 20 кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1962 по 1973 года. Остальные 19 кораблей в настоящее время списаны и разобраны на металл.
Содержание |
Конец 1950-х и 1960-е гг. — это эпоха больших перемен в истории военно-морского флота, эпоха новых возможностей и новых вооружений. В первую очередь это было связано с появлением ядерных ракет морского базирования, которые превратили подводные лодки в стратегическое оружие. Появление же на подводных лодках ядерных силовых установок многократно увеличило их автомномность, дальность плавания, подводную скорость и как следствие — серьёзность создаваемой ими угрозы[2].
Вторая серьёзная угроза на море — новые скоростные реактивные самолёты и крылатые ракеты, которые сделали традиционные артиллерийские зенитные комплексы практически бесполезными при массированной атаке с воздуха.
В качестве противодействия новым угрозам началась активная разработка нового ракетного оружия, предназначенного для уничтожения подводных лодок и скоростных воздушных целей. Вначале ракетные комплексы ПВО и ПЛО устанавливались на переоборудованных артиллерийских крейсерах времён Второй мировой войны, однако к началу 1960-х гг. назрела необходимость в ракетных кораблях специальной постройки. В США в зависимости от специализации эти корабли получили название эскортных эсминцев или ракетных лидеров, в СССР за этими кораблями закрепилось название «большой противолодочный корабль»[3].
Важной особенностью этого периода развития морских вооружений была небольшая дальность (сотни километров) ядерных ракет морского базирования, что вынуждало подводные лодки вплотную приближаться к морским границам противника. Таким образом, противолодочные заслоны вблизи собственных границ до появления ядерных ракет большой дальности являлись важным фактором стратегического сдерживания. Кроме того, противолодочные корабли должны были обеспечить боевую устройчивость своих подводных лодок, развёртнутых у побережья противника.[3]
В СССР необходимость создания специализированных ракетных противолодочных кораблей была осознана в конце 1950-х гг, когда выяснилось, что наш флот не обладает адекватными мерами противодействия современным американским штурмовикам и атомным подводным лодкам. Был решено создать эшелонировннную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проект 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — небольшими ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стал корабль проекта 61[4].
Проектирование корабля началось в 1956 г. Согласно оперативно-тактическому заданию, в функции корабля входила противовоздушная оборона соединений кораблей от атак самолётов и крылатых ракет, а также противолодочная оборона. Разработка проекта была поручена Институту военного кораблестроения. [5]
В процессе предэскизного проектирования определялся состав вооружения и его рациональная компоновка. Было принято линейно-возвышенное расположение ЗРК и артустановок (по одному ЗРК и одной артустановке в носовой и кормовой частях корабя); гидроакустические срeдства для уменьшения осадки было решено разместить в видвижном обтекателе; из состава вооружения исключили противолодочные ракеты, за счёт чего боекомплект зенитных ракет увеличили до 24; при этом стандартное водоизмещение корабля составило 3600 т. При утверждении тактико-технического задания было предложено рассмотреть вариант применения на корабле газотурбинного двигателя. В итоге этот вариант, уменьшавший водоизмещение на 400 т, был принят. Таким образом, корабль стал первым в мире крупным боевым кораблём с газовыми турбинами в качестве основного двигателя [6] .
После утверждения в начале 1957 г. основных тактико-технических элементов, ЦКБ-53 во главе с Б. И. Купенским приступило к разработке эскизного проекта. Технический проект был завершён и утверждён в 1958 г., после чего на заводе им. 61 коммунара в Николаеве 15 сентября 1959 г. был заложен головной корабль — «Комсомолец Украины». 31 декабря 1960 г. он был спущен на воду, а 15 октября 1962 г. был передан флоту для государственных испытаний. Программа испытаний была полностью выполнена кроме испытаний на полный ход, которые из-за неотработанности двигательной установки перенесли на 1963 г. Было обнаружено также отсутствие достаточного запаса остойчивости и водоизмещения, однако со скидкой на принципиальную новизну корабля результат был признан удовлетворительным.
К числу прочих, более мелких замечаний, впоследствии успешно устранённых, была недостаточная надёжность первых образцов ЗРК «Волна» и системы управления артогнём «Турель». Было отмечено, что малый радиус обнаружения подводных лодок гидроакустическими средствами не позволял использовать противолодочные торпеды и бомбомёты РБУ-6000 на максимальную дальность. Испытания подтвердили хорошую мореходность корабля, обеспечение полной скорости хода при волнении до 4-5 баллов, хорошую работу успокоителей качки. Максимальная скорость головного корабля составила 35.5 узлов, а на всех других кораблях серии не опускалась ниже 34 уз.
31 декабря 1962 г. после подписания акта Госприёмки корабль был зачислен в состав ВМФ СССР. В 1966 г. создатели корабля были удостоены Ленинской премии. [7]
Первоначально корабли проекта 61 относились к классу сторожевых (СКР), однако 19.05.1966 г. все находящиеся в строю и строящиеся корабли были переклассифицированы в большие противолодочные (БПК). 6 кораблей, переоборудованые по проекту 61-М/61-МП («Сдержанный», «Огневой», «Славный», «Смелый», «Смышленый» и «Стройный»), 28.06.1977 г. отнесены к классу больших ракетных кораблей (БРК), но 14.10.1980 г. возвращены в класс БПК. В январе 1992 г. все оставшиеся в строю корабли вновь классифицированы как СКР. [8]
Корпус корабля сварной из стали СХЛ-4 (10ХСНД), гладкопалубный, с характерным подъемом верхней палубы к носовой части и наклонным форштевнем. Для обеспечения высокой скорости хода он имел очень острые обводы (отношение длины к ширине составило 9,5). Главные водонепроницаемые переборки разделяли корпус на 15 отсеков. Двойное дно занимало около 80 % длины корабля[5].
Ряд особенностей имело общее расположение. С расчётом на возможное применение противником средств массового поражения, на корабле были обеспечены возможности для ведения боевых действий без присутствмя личного состава на верхней палубе и мостиках, а также другие меры для повышения живучести: сквозной коридор в надстройке для закрытого прохода к боевым постам, газонепроницаемые тамбуры, отсутствие иллюминаторов в кубриках. Главный командный пост (ГКП) впервые в отечественной практике располагался на нижней палубе отдельно от ходового поста и оснащался всеми необходимыми средствами для контроля обстановки, управления кораблём и применения всех видов оружия.
Корабль имел развитую по длине 90-метровую надстройку с двумя мачтами, двумя основаниями под антенные посты системы управления «Ятаган» и двумя двойными дымовыми трубами. Исключительно большой размер труб снижал температуру отработанных газов, уменьшая тепловую заметность корабля, а также позволял производить замену двигательной установки через расположенные в них люки. Для снижения водоизмещения и улучшения остойчивости, надстройка, мачты и трубы были изготовлены из алюминиево-магниевых сплавов. Из стали изготваливались только районы расположения мачт, пусковых установок, антенных постов, а также ходовой пост[7].
С самого начала рассматривались два варианта главной энергетической установки — традиционная паротурбинная (ПТУ) и газотурбинная (ГТУ). Последняя благодаря своей лёгкости и компактности (удельная масса 5.2 кг/л.с. против 9 кг/л.с.) уменьшала водоизмещение корабля с 3600 до 3200 т и повышала экономичность. Кроме того, запуск из холодного состояния занимал у ГТУ 5-10 минут по сравнению с несколькими часами, необходимыми для ПТУ. По этим причинам был принят вариант с газотурбинными двигателями[5].
Носовое и кормовое машинные отделения занимали по одному отсеку. В каждом размещался всережимный главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) М-3 мощностью 36 000 л.с. производства «Южного турбинного завода» в г. Николаев, два газотурбогенератора ГТУ-6 на 600 кВт каждый и дизель-генератор ДГ-200/П на 200 кВт. Отсеки между отделениями занимали вспомогательные механизмы (успокоитель качки, вспомогательные котлы). Топливо хранилось в цистернах междудонного пространства емкостью 940 т, там же хранилось 70 т пресной воды для экипажа и 13 т воды для вспомогательных котлов[7].
Суммарная мощность энергетической установки составляла 72 000 л.с. Каждый ГТЗА состоял из двух не реверсивных газовых турбин мощностью по 18 000 л.с. с реверсивным спаривающим редуктором. Четыре турбины располагалась поперёк корабля и имели собственные газоотводные трубы. Каждый из двух валов имел четырёхлопастный винт регулируемого шага.
Применение газовых турбин потребовало принятия мер по уменьшению шумов, которые включали систему шумопоглощения в воздухозаборных шахтах, амортизацию механизмов, звукопоглощающие покрытия. Управление двигателями осуществлялось дистанционно со специальных постов, находившихся в помещении электростанции.
Якорное устройство состояло из двух якорей Холла. Руль полубалансирный.
Новаторским было вооружение нового корабля. Впервые в советском кораблестроении он был оснащён двумя зенитными ракетными комплексами (М-1 «Волна»). Каждый комплекс представлял собой двухбалочную пусковую установку ЗИФ-101, систему управления «Ятаган» и магазин с двумя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый. [9]
Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных 76-мм башенных установок АК-726 (скорострельность 90 выстр./мин, дальность 13 км, досягаемость по высоте 9 км, боекомплект 2400 унитарных выстрелов) и двух систем управления огнём «Турель».
Корабль имел пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61 для торпед СЭТ-53 или 53-57 с системой управления торпедной стрельбой «Зуммер», по два реактивных бомбомёта РБУ-6000 и РБУ-1000 (боекомплет 192 РГБ-60 и 48 РГБ-10 соответственно) с системой управления «Буря».
|
На корабле предусматривалось хранилище на 5 т авиатоплива и боезапас для противолодочного вертолёта Ка-25 (противолодочные торпеды, глубинный бомбы, гидроакустические буи), однако из-за отсутствия ангара возможно было только временное базирование.
Сохранились традиционные для советских эсминцев минные рельсы со скатами в кормовой части. Предусматривались две пусковые установки Ф-82-Т для стрельбы пассивными радиолокационными отражателями. Защиту от торпед обеспечивал буксируемый охранитель БОКА-ДУ и размагничивающее устройство.
Гидроакустические средства включали станцию кругового обзора «Титан» и станцию управления стрельбой «Вычегда», расположенные в подкильном обтекателе. Дальность обнаружения подводной лодки составляла 3.5 км.
Модернизации корабля начались ещё в ходе строительства. С 1966 г. одна из двух РЛС «Ангара» была заменена на РЛС «Кливер».
№ | Название | Верфь | Заложен | Спущен | В строю | Списан | Флот |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | Комсомолец Украины | Николаев | 15.09.1959 | 31.12.1960 | 31.12.1962 | 24.06.1991 | Ч |
2. | Сообразительный | Николаев | 20.07.1960 | 04.11.1961 | 26.12.1963 | 03.07.1992 | Ч,С |
3. | Проворный | Николаев | 10.02.1961 | 21.04.1962 | 25.12.1964 | 21.08.1990 | Ч |
4. | Огневой | Ленинград | 05.05.1962 | 31.05.1963 | 31.12.1964 | 25.04.1989 | Б,С |
5. | Образцовый | Ленинград | 29.07.1963 | 23.02.1964 | 29.09.1965 | 30.06.1993 | Б |
6. | Одарённый | Ленинград | 22.01.1963 | 11.09.1964 | 30.12.1965 | 19.04.1990 | С,Т |
7. | Отважный | Николаев | 10.08.1963 | 17.10.1964 | 31.12.1965 | 12.11.1974† | Ч |
8. | Славный | Ленинград | 26.07.1964 | 24.04.1965 | 30.09.1966 | 24.06.1991 | Б |
9. | Стройный | Николаев | 20.03.1964 | 28.07.1965 | 15.12.1966 | 12.04.1990 | С |
10. | Стерегущий | Ленинград | 26.07.1964 | 20.02.1966 | 21.12.1966 | 30.06.1993 | Т |
11. | Красный Кавказ | Николаев | 25.11.1964 | 09.02.1966 | 25.09.1967 | 01.05.1998 | Ч |
12. | Решительный | Николаев | 25.06.1965 | 30.06.1966 | 30.12.1967 | 01.11.1989 | Ч |
13. | Смышлёный | Николаев | 15.08.1965 | 22.10.1966 | 27.09.1968 | 22.02.1993 | С |
14. | Строгий | Николаев | 22.02.1966 | 29.04.1967 | 24.12.1968 | 30.06.1993 | Т |
15. | Сметливый | Николаев | 15.07.1966 | 26.08.1967 | 25.09.1969 | - | Ч |
16. | Смелый | Николаев | 15.11.1966 | 06.02.1968 | 27.12.1969 | 05.03.1988 | Ч,Б |
17. | Красный Крым | Николаев | 23.02.1968 | 28.02.1969 | 15.10.1970 | 24.06.1993 | Ч |
18. | Способный | Николаев | 10.03.1969 | 11.04.1970 | 25.09.1971 | 06.01.1993 | Т |
19. | Скорый | Николаев | 20.04.1970 | 26.02.1971 | 23.09.1972 | 22.11.1997 | Ч |
20. | Сдержанный | Николаев | 10.03.1971 | 25.02.1972 | 30.12.1973 | 29.05.1991 | Ч |
21. | DD51 Rajput (Надёжный) | Николаев | 11.09.1976 | 17.09.1977 | 30.11.1979 | 04.05.1980 | Индия |
22. | DD52 Rana (Губительный) | Николаев | 29.11.1976 | 27.09.1978 | 30.09.1981 | 10.02.1982 | Индия |
23. | DD53 Ranjit (Ловкий) | Николаев | 29.06.1977 | 16.06.1979 | 20.07.1983 | 24.11.1983 | Индия |
24. | DD54 Ranvir (Твёрдый) | Николаев | 24.10.1981 | 12.03.1983 | 30.12.1985 | 28.10.1986 | Индия |
25. | DD55 Ranjivay (Толковый) | Николаев | 19.03.1982 | 01.02.1986 | 01.02.1986 | 15.01.1988 | Индия |
Корабли проекта 61-МЭ, построенные а по заказу Индии временно зачислялись в состав ВМФ СССР. Для них с скобках указано советское название корабля. В колонке «Списан» указана дата передачи корабля ВМФ Индии.
Николаев — завод имени 61 коммунара в Николаеве (верфь № 445).
Ленинград — завод им. А. А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (верфь 190).
Корабли класса 61 представляли собой значительное продвижение вперед в плане оборонительных систем в сравнении с предшествующим классом 58. Было удвоено число функционирующих ракетных установок, а артиллерия расположена более рационально, что существенно затрудняло нанесение ударов по кораблю авиацией противника.
В то же время. собственно как БПК корабли проекта 61 на момент их постройки уже не вполне отвечали современным требованиям. По характеристикам, оба используемых реактивных бомбомета примерно соответствовали принятой на вооружение ВМС США в 1951 установке RUR-4 Weapon Alpha (уступая по скорострельности почти в 6 раз) и значительно уступали принятому на вооружение в 1960 ПЛУРК RUR-5 ASROC. В результате. возможности ПЛО корабля не соответствовали в полной мере требованиям борьбы с современным ДПЛ и АПЛ США, обладавшими «Альбакоровской» формой.
Большие противолодочные корабли СССР | ||
---|---|---|
|
||
|
||
|
«Бдительный» • «Бодрый» • «Достойный» • «Свирепый» • «Сильный» • «Доблестный» • «Сторожевой» • «Разумный» • «Разящий» • «Дружный» • «Деятельный» • «Резвый» • «Жаркий» • «Резкий» • «Ретивый» • «Разительный» • «Ленинградский комсомолец» • «Грозящий» • «Неукротимый» • «Беззаветный» • «Летучий» • «Громкий» • «Бессменный» • «Пылкий» • «Задорный» • «Безукоризненный» • «Рьяный» • «Ладный» • «Ревностный» • «Пытливый» • «Порывистый» |
|
|
||
|
||
|
«Николаев» • «Очаков» • «Керчь» • «Азов» • «Петропавловск» • «Ташкент» • «Таллин» |
|
|
||
|
Примечания: ¹ Разобран на стапеле; ² Заказ аннулирован; ³ До 1977 года классифицировались как БПК, после как СКР. |
Большие противолодочные корабли проекта 61.