Deutsche Luftwaffe Военно-воздушные силы Германии |
|
Эмблема ВВС Германии 1933-1945 |
|
Годы существования | |
---|---|
Страна | |
Подчинение |
Министерство обороны Германии |
Входит в | |
Тип | |
Численность |
1900 самолётов и 20 000 персонала (1935) 1500 боевых машин и около 50 000 персонала (февраль 1945) |
Участие в | |
Командиры | |
Известные командиры |
Люфтва́ффе (нем. Luftwaffe — воздушные силы) — название германских военно-воздушных сил в составах Рейхсвера, Вермахта и Бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта (1933—1945).
Становление этого вида вооружённых сил началось в 1933 году. В марте 1935 года люфтваффе насчитывало 1888 боевых машин и 20 тыс. человек персонала .
Главнокомандующим силами люфтваффе вермахта являлся Герман Геринг (9 марта 1935 года — 23 апреля 1945 года), впоследствии генерал-фельдмаршал и рейхсмаршал, который одновременно возглавлял и Рейхсминистерство авиации. Последнее осуществляло руководство авиационной промышленностью, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями.
В довоенные годы Германия была разделена на воздушные округа (нем. Luftkreiskommando), командующим которыми подчинялись все соединения ВВС на их территории.
Первоначально в люфтваффе были созданы два руководящих штаба: Генеральный штаб (нем. Generalstabes der Luftwaffe) и Главный штаб (нем. Luftwaffenfuhrungsstabes). Весной 1942 года их объединили в Главное командование люфтваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe — OKL).
К 1939 году сложилась организационная структура люфтваффе (разработана Герингом и Мильхом), сохранявшаяся в течение всей Второй мировой войны.
Высшим оперативным соединением в люфтваффе стал воздушный флот (нем. Luftflotte). Первоначально в составе люфтваффе были три воздушных флота с зонами ответственности на территории Германии. После захвата территорий соседних стран в начале Второй мировой стало пять воздушных флотов. В дополнение к ним в 1943 году был сформирован один (6-й), а в 1944 году ещё два флота (10-й и флот «Рейх»). В течение 1940—45 годов каждый из флотов действовал на определённом театре военных действий. Общая ответственность воздушных флотов была следующей:
Помимо этого в разное время существовали независимые от флотов командования люфтваффе, — например, командование люфтваффе «Юго-Восток» в мае—октябре 1944 года контролировало Югославию, Албанию и Грецию.
Флот состоял из корпусов (нем. Fliegerkorps) и дивизий (нем. Flieger-division). Основными же боевыми единицами в люфтваффе являлись эскадра (нем. Geschwader), группа (нем. Gruppe) и эскадрилья (нем. Staffel). Штатная эскадрилья люфтваффе состояла из 12 самолётов.
У командующего воздушным флотом было звание «генерал-оберст» или «генерал-фельдмаршал».
Основной тактической единицей была эскадра. Каждая полная эскадра включала штабное звено и 3-4 группы (иногда 5): всего от 110 до 150 самолётов. Ей присваивался номер из арабских цифр, перед которым ставился префикс обозначавший тип эскадры, например, JG 51 — Jagdgeschwader (истребительная эскадра) 51. Командовал эскадрой гешвадеркоммодор (нем. Geschwaderkommodore, сокращённое обозначение — Kdre.).
В документах эскадры обозначались аббревиатурами:
Группа, имевшая в разное время по штату 40-50 самолётов, состояла из штабного звена и трёх эскадрилий. Ей командовал группенкоммандер (нем. Gruppenkommandeur, сокращённо — Kdr.)
Номер группы писался римскими цифрами, через косую черту давалось обозначение эскадры. Если эскадра была комбинированной, после номера группы в скобках указывалось назначение группы. Например:
Эскадрилья имела в своем составе от 12 до 16 самолётов. Нумерация эскадрилий в эскадре была сквозной: в I группу входили 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи, во II — 4-я, 5-я, 6-я и т. д. Номер эскадрильи записывался арабской цифрой с точкой. За номером через дробь следовало обозначение эскадры или группы (если группа не входила в состав эскадры). В скобках могло уточняться назначение эскадрильи:
Эскадрильи, в свою очередь, делились на звенья (нем. Kette), которые в большинстве родов авиации состояли из трёх самолётов. В истребительных частях имелись звенья из четырёх самолётов (нем. Schwarm), делившиеся ещё на пары (нем. Rotte).
Состав эскадр, групп и эскадрилий варьировался в зависимости от задач, поставленных перед ними, наличия самолётов и лётного состава, условий тылового снабжения и так далее. Особо гибкой организацией отличалась истребительная авиация, в которой обычным явлением было ведение боевых действий группами одной эскадры (или даже эскадрильями), находившимися на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга. Такие подразделения действовали обособленно, в зависимости от сложившейся боевой обстановки на данном участке фронта
Разведывательная и морская авиация эскадр не имела (там структурных единиц выше группы не было) и делилась непосредственно на группы, в соответствии с назначением:
Существовали также группы специального назначения:
В состав люфтваффе входили следующие наземные воинские подразделения[1]:
образован в составе полка «Генерал Геринг» (нем. Regiment «General Goring»), подчинённого лично Герману Герингу, в 1938 году стал ядром 7-й воздушной дивизии (нем. Flieger Division); до апреля 1945 года образовано 11 воздушных (парашютно-десантных) дивизий;
первые пехотные батальоны люфтваффе из наземного персонала были образованы в январе 1942 года во время Московской битвы для защиты инфраструктуры люфтваффе от партизан и десантов РККА, но были распущены до декабря 1942 года; с октября 1942 года вследствие больших потерь вермахта на Восточном Фронте начинается формирование регулярных полевых дивизий люфтваффе (нем. Luftwaffe Feld Division), и до мая 1943 года была создана 21 полевая (пехотная) дивизия люфтваффе; в ноябре 1943 года перешли (кроме зенитных частей) под управление Сухопутных ВС (нем. Heer);
В состав люфтваффе входил Форшунгсамт (нем. Forschungsamt; букв. научно-исследовательский институт) — название службы разведки и контрразведки. Имелись отделы криптографии.
Предшественник люфтваффе — «Имперские военно-воздушные силы» (нем. Luftstreitkräfte) были организованы в 1910, с появлением военной авиации. После поражения Германии в Первой мировой войне, по условиям Версальского договора (1919), ей было запрещено иметь собственную военную и гражданскую авиацию. Однако в 1922 году запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями. Интерес к военной авиации в государстве был очень велик, поэтому она создавалась под видом авиакружков и других гражданских формирований[2].
К середине 1920-х годов в Германии была создана высокоэффективная авиационная промышленность (заводы «Фоккевульф» в Бремене, «Дорнье» в Фридрихсхафене, «Хейнкель» в Варнемюнде, «Юнкерс» в Дессау, «Мессершмитт» в Аугсбурге). В то время, как победившие союзники всё ещё летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разработали более современные металлические монопланы со свободнонесущим крылом и убирающимся шасси.
Реорганизованная авиакомпания «Люфтганза», получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырёх лётных школах «Люфтганзы», приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях.
Когда Гитлер в 1933 году стал канцлером, он уже имел серьёзную финансовую базу для создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для строительства люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг, бывший во время 1-й мировой войны высококлассным лётчиком. Именно ему Гитлер поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в своё министерство бывшего директора «Люфтганзы» Эрхарда Мильха, оказавшегося именно тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Подчинённым Мильха являлся генерал-лейтенант Вальтер Вефер, неофициальный начальник штаба люфтваффе и шеф управления авиации, в прошлом пехотинец. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 года фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени люфтваффе насчитывала 1888 самолётов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава. Сообщения о мощи немецкой авиации вызвали панику за пределами Третьего рейха.
К 1939 году, к началу Второй мировой войны, люфтваффе были одними из сильнейших ВВС мира . Их превосходство обеспечивалось, с одной стороны, опытом гражданской войны в Испании (необходимо отметить, что советские лётчики имели такую же возможность набраться опыта в той же самой Испании[3]), в которой использовались такие самолёты, как Ju-87 и Bf. 109, с другой стороны — новой тактикой и технологиями.
Руководство вермахта видело в люфтваффе, прежде всего, «летающую артиллерию», инструмент поддержки войск. Таким образом, люфтваффе создавались как один из инструментов «блицкрига». В соответствии с этим подходом, строились, в основном, тактические бомбардировщики малой или средней дальности, способные нести среднюю бомбовую нагрузку. Стратегических бомбардировщиков, подобных Boeing B-17 «Flying Fortress» или Avro Lancaster в рейхе тогда не было. Четырёхмоторный немецкий Focke-Wulf Fw 200 был значительно слабее и использовался только как транспортный самолёт и разведчик в Атлантике.
Благодаря тактическому превосходству и огневой поддержке с земли, военная авиация внесла большой вклад в ранние успехи Германии.
Самолёты люфтваффе в начале Второй мировой войны были более современными, чем у их противников , а пилоты могли выполнять сложнейшие манёвры.
Таким образом, вермахт захватил к июню 1940 Польшу, Норвегию, Данию, Люксембург, Бельгию, Нидерланды и, наконец, Францию.
Первое поражение люфтваффе под командованием Германа Геринга потерпели в так называемой Битве за Британию против Fighter Command Королевских ВВС[4]. Истребители типа Messerschmitt Bf-110C и Bf-110D не могли достаточно эффективно защищать бомбардировщики. Было очевидно, что наступательный воздушный бой не для Bf-110, но недостаточная дальность полёта одномоторного Bf-109 заставляла использовать Bf-110 для прикрытия бомбардировщиков. Эти истребители, разработанные для дальних полетов, как оказывалось, проигрывали манёвренным английским самолётам. И даже несмотря на то, что тактика истребителей RAF уступала тактике немецкой истребительной авиации, самая совершенная система воздушного обнаружения в мире позволяла англичанам с 4-минутной задержкой направлять в любую точку Англии численно превосходящее количество истребителей, даже в юго-восточную часть страны, доступную радиусу действия Bf-109.
В частности, после бойни 18 августа с потерей 43 Ju-87 , ещё до окончания 2-й фазы воздушных сражений в английском небе, было принято решение не использовать в дальнейших налётах тяжёлые двухдвигательные истребители. После потери многих ценных лётчиков над Англией и Ла-Маншем было принято решение переделать треть Bf-110 в истребители-бомбардировщики, вследствие чего потери обеих сторон резко сократились. Тем не менее, в результате недостатков в вооружении самолётов и обучении пилотов Bf-110 бомбометанию эффективность бомбардировок резко сократилась.
С наступлением сезона дождей и холодов немецкие полевые аэродромы превратились в площадки с грязью, и немецкое командование официально решило, что погодные условия воспрепятствуют проведению десантной операции (у Гитлера возникли серьёзные опасения относительно нападения СССР после морского десанта в Англию), и стало ясно, что битва за Британию проиграна. [5]
Битва за Британию — одно из крупнейших и самое продолжительное авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с июля 1940 по май 1941 года.
Проводилась силами 2-го и 3-го воздушного флотов, базировавшихся вдоль атлантического побережья от Дании до Бордо во Франции, и дальней авиацией 5-го воздушного флота в Норвегии, которая отвлекала часть истребительной авиации Великобритании на северо-восток страны. Промежуточные цели кампании, в результате отсутствия единства мнений у военного командования Рейха, на всём её протяжении оставались неясными, в результате чего силы воздушных флотов распылялись на решение сразу нескольких задач (удары по аэродромам, борьба с судоходством, уничтожение авиапромышленности, уничтожение портовой инфраструктуры, изматывание истребительной авиации Великобритании и т. д.), и ни одна из них не была доведена до конца.
На начало кампании — 20 июля 1940 года — в составе 2-го и 3-го воздушных флотов числились следующие силы:
В ударных силах 5-го воздушного флота числилось:
К октябрю в составе трёх флотов было около 700 боеспособных бомбардировщиков.
В октябре-ноябре в операции приняло участие 40 бомбардировщиков и 54 истребителя ВВС Италии[6].
Первоначально силам люфтваффе и итальянского воздушного корпуса противостояли 675 истребителей Королевских ВВС, позднее — до 1000 боевых машин.
В бомбардировках инфраструктуры люфтваффе на европейском континенте и собственно территории Германии первоначально принимало участие более 200 британских бомбардировщиков.
После завоевания господства в воздухе высшее политическое и военное руководство Третьего Германского рейха планировало начать десантную операцию по высадке немецких войск на Британские острова с целью их оккупации.
Несмотря на то, что на 23 августа немецкая разведка установила, что ВВС Великобритании для восполнения высоких потерь лётчиков-истребителей привлекают пилотов бомбардировочной авиации, операция против сил британского Командования истребительной авиации была неожиданно прекращена. Главные силы истребителей люфтваффе были направлены на сопровождение бомбардировщиков, которые осуществляли по приказу Гитлера «удары возмездия» — бомбардировку крупных городов Великобритании. Немецкая пропаганда утверждала, что эта акция является ответом на действия британских бомбардировочных сил, которые бомбили Берлин и его окрестности.
В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе и добиться поставленных целей — уничтожив британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к заключению выгодного Германии мира.
Характеристики самолётов люфтваффе, в первую очередь истребителей, оказались непригодными для решения множества стратегических задач и завоевания устойчивого господства в воздухе: Bf-110 оказались не в состоянии вести манёвренные бои с Харрикейнами и Спитфайрами Королевских ВВС, а Bf-109 не хватало дальности действия. Непродуманность действий не позволила нанести военному потенциалу Великобритании какой-либо трудновосполнимый ущерб.
Подготовка вторжения в СССР вынудила люфтваффе прекратить Битву за Британию. Битву за Британию называют первым крупным поражением люфтваффе. Потери Великобритании составили: 1547 самолётов различных типов, 27 450 человек гражданского населения убитыми, 32 138 — ранеными.
О решении Гитлера напасть на СССР штабы наземных войск и люфтваффе узнали вскоре после падения Франции в июне 1940 годa, что стало для большинства старших офицеров люфтваффе полной неожиданностью — согласно материалам допросов зам. Герингa Мильха, начальника службы разведки люфтваффе генерал-майора Йозефа Шмидта и генерала Гальдерa. Будучи трезвомыслящим практиком Мильх, узнав о принятом решении, которое было по его мнению катастрофической ошибкой и означало поражение в войне, отправился к Герингу и попытался убедить его в необходимости предотвратить войну с Советским Союзом, заявив при этом, что Геринг может повлиять на ход истории. Шмидт сообщил о своих опасениях начальнику штаба люфтваффе Ешоннеку, который также обратился к Герингу. Геринг высказал возражения Гитлеру, но не смог его переубедить.
В апреле-мае 1941 года делегация Германской промышленной комиссии, состоявшая из инженеров, работавших под началом Удета, во главе с оберстом Генрихом Ашенбреннером (военно-воздушным атташе в Москве) посетила советские авиационные заводы. Комиссия дала благоприятные отзывы о советской авиапромышленности, но Шмидт им не поверил, посчитав, что инженеров Удета, как и французов перед Мюнхеном, обвели вокруг пальца. Поэтому их отчёты с согласия Геринга были оставлены без внимания.
Геринг не верил в официальную причину («превентивный удар») нападения на СССР, который считался неопасным для Германии с момента заключения Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом 1939 года, что подтверждается его выступлением перед командованием люфтваффе на Западе, в котором он объявил о решении Гитлера. Он пытался отвлечь внимание Гитлера от СССР, предложив удар по Гибралтару через территорию Испании, однако Гитлер остался непоколебим, и это спасло Великобританию. Герингу ничего не оставалось, как «заряжать» своих подчинённых и убеждать в превосходстве люфтваффе. Он признавался в смятении, и все надежды связывал только с блицкригом. На всех совещаниях он называл вероятную продолжительность кампании около 6 недель. В какой-то мере это утверждение стало результатом оценки Шмидта сил советской авиации: по расчётам Шмидта она была равна немецкой по численности, но значительно уступала как в техническом отношении, так и в опыте. Шмидт не учёл ни способности советской армии бороться с авиацией всеми возможными средствами, ни развития промышленности в СССР. Привели к этой ошибке и 20-летняя внешняя изоляция СССР, и немецкая пропаганда, и предубеждённость во взглядах русских эмигрантов. Таким образом, вплоть до лета 1942 годa разведка продолжала давать ложные оценки советской авиации[6].
21 сентября 1940 был отдан приказ фотографировать полосу территории СССР на глубину до 300 км. В следующем месяце самолёты разведывательной авиации из Aufkl.Gr.(F)Ob.d.L (дальние высотные разведчики верховного командования люфтваффе), находившиеся под командованием оберста Тео Ровеля начали полёты из Краковa и Будапешта, в то время как Aufkl.Gr.(H)Ob.d.L (тактическая разведгруппа верховного командования люфтваффе) производила вылеты с территории Румынии и Восточной Пруссии. Использовались He 111, Do 215В-2, Ju 86Р и Ju 88В. Оперируя на высотах 9000-12000 метров эти самолёты-разведчики первоначально фотографировали приграничные районы, но в отсутствие противодействия (Сталин запретил истребителям перехватывать самолёты-нарушители) они проникали всё глубже, и в феврале 1941 г. достигли линии Мурманск — Москва — Ростов-на-Дону. Эти данные послужили залогом успеха на начальном этапе вторжения. 15 апреля один «Юнкерс» в плохую погоду приземлился неподалёку от Винницы, экипаж был арестован[7].
Немецкая атака с воздуха 22 июня 1941 г. вследствие постоянных провокаций не была полной неожиданностью для личного состава ВВС РККА, в отличие от Народного комиссариата обороны. На рассвете 22 июня, после начала бомбёжек, радиограммами были подтверждены приказы: «на провокации не поддаваться, одиночные немецкие самолёты не сбивать», а приказ о рассредоточении самолётов по полевым аэродромам и маскировке поступил лишь накануне 22 июня. В силу этого лётчики люфтваффе работали по скоплениям самолётов на открытых аэродромах и по инфраструктуре как по учебным целям, без всякого противодействия. Благодаря поднявшейся панике большей части приграничных лётных частей советских ВВС, люфтваффе удалось практически без труда содействовать наступающим сухопутным частям вермахта и СС. Первая запись на фотопулемёт атаки немецкого самолёта на советский И-153, продолжительностью 20 секунд и датированная 22 июня 1941 года 5 часами 20 минутами утра, хранится в коллекции Британского музея Второй мировой войны в Лондоне.
Вместе с люфтваффе войну с СССР начали ВВС Румынии. ВВС Финляндии присоединились к люфтваффе 25 июня (люфтваффе использовали финскую территорию с 22 июня), ВВС Венгрии — 27 июня, лётчики Италии из состава экспедиционного корпуса в России (83 боевых самолёта) — в середине июля, ВВС Хорватии — в ноябре. Сотни советских самолётов были брошены в первые дни войны, большая часть — на земле, однако летный состав практически не пострадал, так как отступал от границы перелетая с аэродрома на аэродром. Персонал бросался на земле не успевая отступать за самолётами.
Немецкие командиры единодушны во взглядах на эффект массированного воздушного удара в первые дни войны. Атака была хорошо подготовлена и успешно осуществлена. Немецкие истребители сопровождения Bf 109 атаковали аэродромы вместе с пикирующими бомбардировщиками. С 22 июня по 13 июля I воздушный флот уничтожил 1698 советских самолётов: 487 в воздухе и 1211 — на земле. В предварительном отчёте люфтваффе приводятся такие данные о советских потерях за период 22—28 июня 1941 года: приблизительно 700 самолётов на северном участке, 1570 — на центральном и 1360 — на южном участке восточного театра военных действий . В первый день войны 22 июня люфтваффе на Восточном фронте потеряли 69 боевых самолётов.
Результатом сокрушительной паники и бегства советских ВВС явилось то, что на всём Восточном фронте начиная со второй недели нападения и фактически до 1943 года немцы практически по всему фронту обладали неоспоримым господством в воздухе .
Немецкая авиация за 27 дней боёв с 22 июня по 19 июля 1941 года потеряла 1284 самолёта всех типов(http://militera.lib.ru/h/ww2_german/31.html), что больше чем за два месяца боёв в «Битве за Англию». Советская авиация за это время потеряла около 8000 самолётов из них за первый день войны 2852. Что показало с одной стороны отвратительную работу командования (большие потери) и мужество и героизм советских лётчиков (большое число сбитых немецких самолётов). Но это было достигнуто большими потерями опытных и умелых лётчиков, которые и сбили основную массу самолётов немцев и их союзников.
В это критическое время в бой были посланы даже лётчики испытатели (http://militera.lib.ru/memo/russian/stefanovsky/12.html).
Концом господства в воздухе стала воздушная битва в небе Кубани в начале 1943 года
. С этого момента советская авиация имела превосходство в воздухе, вплоть до конца войны.Но и в первые дни войны местами завязывались упорные воздушные бои. Уже 22 июня советскими лётчиками было совершено 15 воздушных таранов, а количество советских лётчиков, начавших войну 22 июня 1941 и встретивших День Победы в итоге значительно превзошло количество таких же лётчиков в люфтваффе
. Однако перед самой войной в приграничных округах на вновь занятых территориях Прибалтики и Западной Украины было образовано множество новых авиационных частей, и испытанные кадры, имевшие опыт боевых действий в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии, были распределены по ним для воспитания новичков. Поэтому на начало войны подготовка более половины советских пилотов в приграничных округах не отвечала современным требованиям. Система радиосвязи была в зародышевом состоянии, а некоторые оперативные и тактические принципы (например, ведение воздушных боёв в составе звеньев из трёх самолётов) были устаревшими и малоэффективными .Таким образом, большинство молодых советских лётчиков в течение всей войны значительно уступали немецким с их боевым опытом и в первую очередь всего уровнем обученности и профессиональной подготовки. Другим фактором выступал многочисленный но технологически и морально устаревший парк советских машин, по своим тактико-техническим данным значительно уступавших немецким.[8]
Опознавательный знак ВВС Германии 1933-1945
Ранний вариант знака на киль 1935-1939
Поздний вариант знака на киль 1939-1945
Знаки различия | Звание | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Погон | Петлица | Нарукавный знак | |||||||
Высший офицерский состав | |||||||||
Рейхсмаршал Великогерманского рейха Reichsmarschall des Großdeutschen Reiches |
|||||||||
Генерал-фельдмаршал авиации Generalfeldmarschall der Flieger |
|||||||||
Генерал-оберст авиации Generaloberst der Flieger |
|||||||||
Генерал авиации (General der Flieger) Генерал парашютных войск (General der Fallschirmtruppe) Генерал воздушной разведки (General der Luftnachrichtentruppe) Генерал зенитных войск (General der Flakartillerie) Генерал ВВС (General der Luftwaffe) |
|||||||||
Генерал-лейтенант Generalleutnant |
|||||||||
Генерал-майор Generalmajor |
|||||||||
Штаб-офицеры | |||||||||
Оберст Oberst |
|||||||||
Оберст-лейтенант Oberstleutnant |
|||||||||
Майор Major |
|||||||||
Обер-офицеры | |||||||||
Гауптман Hauptmann |
|||||||||
Обер-лейтенант Oberleutnant |
|||||||||
Лейтенант Leutnant |
|||||||||
Старшие унтер-офицеры | |||||||||
Штабс-фельдфебель Stabsfeldwebel |
|||||||||
Гаупт-фельдфебель (Hauptfeldwebel) Обер-фельдфебель (Oberfeldwebel) |
|||||||||
Фельдфебель Feldwebel |
|||||||||
Унтер-фельдфебель Unterfeldwebel |
|||||||||
Унтер-офицеры | |||||||||
Унтер-офицер Unteroffizier |
|||||||||
Нижние чины | |||||||||
Штабс-ефрейтор Stabsgefreiter |
|||||||||
Гаупт-ефрейтор Hauptgefreiter |
|||||||||
Обер-ефрейтор Obergefreiter |
|||||||||
Ефрейтор Gefreiter |
|||||||||
Рядовой ВВС Flieger |
Вооружённые силы Германии во Второй мировой войне | |
---|---|
Сухопутные войска • Военно-морские силы • Военно-воздушные силы • Войска СС • Полиция |
Люфтваффе.