|
Лёгкое метро, лёгкий метрополитен — регулярный скоростной внеуличный преимущественно наземный рельсовый вид городского транспорта. Вместе со скоростным трамваем является разновидностью легкорельсового транспорта. Однако, нередко параметры отдельных систем, именуемых как лёгкое метро, аналогичны метрополитену и городскому поезду (S-Bahn).
От традиционного метро лёгкий метрополитен отличается, как правило, тем, что его линии располагаются преимущественно на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), поезда насчитывают 2-4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4-5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях бывают длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы. Пассажиропоток в легком метро, как правило, не превышает 15-25 тыс. человек в час.
Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться как «мини-метро».
Первое (и единственное по состоянию на 2011) лёгкое метро в России было построено в Москве — Бутовская линия лёгкого метро. По исполнению оно не соответствует понятию легкорельсовый транспорт, и представляет собой следующее: отдельная линия, соединённая с метрополитеном, начинается от конечной станции метро и вначале идёт по тоннелю, а затем выходит (посредством рампы) на поверхность и далее — на эстакаду. Эстакада состоит из соединённых пролётов по 30 м (полые металлические балки) на опорах (средняя высота 10 м), станции расположены также на эстакаде с наземными вестибюлями (подъём и спуск осуществляется посредством эскалаторов, а также специальных лифтов для инвалидов). Эстакада окружена шумопоглощающими и шумоотражающими щитами в половину высоты вагона на перегонах (на станциях — в полную высоту), внутри которых подвешены служебные коммуникации и система аварийного освещения. Линии лёгкого метро совместимы с метрополитеном обычным, на них используюется аналогичная система управления движением и диспетчерской централизации, они способны принимать стандартный подвижной состав метрополитена, однако для пассажирских перевозок используются специально разработанные секционные вагоны «Русич» (они могут проходить малые кривые без снижения скорости и оборудованы системой климат-контроля).
Первая очередь Бутовской линии была построена за два с половиной года и торжественно открыта 27 декабря 2003 года. Активная фаза строительства линии длилась всего 18 месяцев, поэтому к моменту пуска многие служебные помещения были не отделаны и не сданы — их достройка, а также дооснащение линии необходимым оборудованием и коммуникациями продолжались на протяжении всего 2004 года.
Планируется продолжить достройку Бутовской линии — сооружение оборотных тупиков за конечной станцией «Улица Старокачаловская», продление к станции «Новоясеневская», а также (в перспективе) продление в Новокурьяново и строительство там электродепо. Эти работы также начнутся не ранее 2012 года.
Сооружение некоторых других периферийных линий лёгкого метро (Новокосинской, Жулебинской, Митинской и т. д.) отменено — в пользу продления линий обычного метрополитена. Планировалось сооружение Большой Кольцевой линии лёгкого метро, а также преобразование в лёгкое метро малого кольца Московской железной дороги. Однако и от этих проектов отказались.
Касательно эффективности строительства линий лёгкого метро мнения специалистов расходятся. В качестве примерной стоимости в расчёте на километр обычно берут общий объём средств, выделенных на сооружение Бутовской линии (7,2 млрд рублей в 2001—2003 годах) и грубо делят на суммарную длину участка, получая цифры порядка 42 млн $/км.
Однако этот подход в корне неверен. Не учитывается стоимость первичной разработки линии (подобные системы в России никогда ранее не строились, поэтому пришлось всё делать «с нуля») и подвижного состава, а также стоимость 40 вагонов, закупленных к открытию первоочередного участка, и реконструкции с переоборудованием бывшего цеха ТР-3 депо «Варшавское» для отстоя и обслуживания нового подвижного состава (впрочем, эти работы не завершены до сих пор).
Необходимо также учитывать не только стоимость строительства линий, но и скорость их сдачи: принципиально больших отличий от подземный линий здесь нет. Так, первая очередь Московского метро из 11,6 км и 13 станций активно строилась в течение 2 лет (с лета 1933 по весну 1935), а Бутовская линия Московского метро — как писалось выше, 18 месяцев — 1,5 года. Нельзя скидывать со счетов, что первые линии Московского Метрополитена строились при И. В. Сталине во время грандиозного воодушевления не только метростроевцев, но и всех советских граждан. [нейтральность?] При этом кроме потрясающей самоотдачи было проведено не менее грандиозное финансирование. В настоящее время правительство РФ в целом и Москвы в частности не готовы к большим капиталовложениям с большим сроком самоокупаемости.
Кроме того, фактически легким метро является Филёвская линия, бо́льшая часть которой проходит по поверхности и станции которой рассчитаны на приём составов максимум из шести стандартных метровагонов.
Планировалось строительство второго в России лёгкого метро — Сочинского, а также проектируются линии лёгкого метро в Краснодаре, Воронеже (см. статью), Ульяновске (см. статью), Нижнем Новгороде, Новосибирске и т. д., а также в Подмосковье (в большинстве случаев значительную часть трассы лёгкого метро предполагается соорудить преобразованием внутригородских железнодорожных путей).
Лёгкое метро проектируется в Одессе, Запорожье (см. статью), Львове, Киеве, Ялте (см. статью), Николаеве, Бишкеке (см. статью), Астане (LRT, см. статью).
В украинских городах подвижной состав и инфраструктура лёгкого метро предполагаются в виде национальной автоматизированной системы РАДАН разработки КБ им. Антонова, основанной на использовании линейного электродвигателя. Однако никаких сведений даже об опытной трассе пока не публиковалось.
В мире широкое распространение получила французская система автоматизированного лёгкого метро VAL, а также другие подобные системы (Доклендское лёгкое метро в Лондоне и т.п.).
Лёгкое метро.