Вайшнавизм · Шиваизм · |
Дхарма · Артха · Кама |
Веды · Упанишады |
Родственные темы
Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша |
Матсьендранатх (санскр. मत्स्येन्द्रनाथ, Matsyendranātha IAST, букв. «повелитель рыбы»), или Минанатх, Маччхендранатх, Матсьендра, Маччхиндра и т.д. — один из 84 махасиддхов[1] и 9 наванатхов, натха-йогин, основатель тантрической традиции йогини-каула[2], древний покровитель Непала[3], воплощение Авалокитешвары[4], ученик Шивы-Адинатха[5] и гуру Горакшанатха.[6]
В Индии Матсьендранатха почитают весьма широко, более всего – в пригималайском регионе и штате Махараштра[1].
О Матсьендранатхе говорится в текстах самых разных духовных традиций (помимо той, что была основана им самим, и натха-сампрадаи). Так, крупнейший представитель Кашмирского шиваизма, философ Абхинавагупта описывает его в «Тантралоке» как Macchand-vibhu, тем самым ставя примерно на то же место, что и Шиву[7]. Упоминается Матсьендра и в «Мангалаштаке» Калидасы, в «Шакти-ратнакара-тантре» (как Минанатха), в «Шарара-тантре» (снова как Минанатха, одного из 24 капаликов)[7], в «Хатха-йога-прадипике» Сватмарамы[8] (как знаток хатха-йоги, от которого, наряду с Горакшанатхом, о ней и узнал Сватмарама). Святой Джнянадева, живший в 13 в., называет Матсьендранатха в числе учителей своей пармпары: их список приведен в комментарии к Бхагавад-гите, написанном Джнянадевой на языке маратхи («Джнянешвари»): Адинатха, Матсьендра, Горакша, Гахини, Нивриттинанда (непосредственный гуру и старший брат Джнянадевы)[4]. Почти аналогичный список[9] дает Бахинабаи – святая традиции варкари, последовательница поэта-санта Тукарама, также творившая на маратхи.
В Непале образ Матсьендранатха стал центральным образом значимого культа неваров долины Катманду – культа Красного Маччхиндранатха Патана и окрестностей (божества риса и плодородия, покровителя сначала местной правящей династии Малла, а впоследствии и королевской династии всей страны – Шаха). В ходе формирования и развития этого культа Матсьендранатх был идентифицирован с древним сельскохозяйственным божеством (андрогинным Бунга-дэо), а к 18 веку (благодаря деятельности касты кусле, или джйоги (йоги)) – и с Авалокитешварой Падмапани, почитавшимся неварцами – буддистами ваджраяны, и с тантрическим божеством Карунамайя.[10]
В Тибетской традиции Матсьендранатх отождествляется с махасиддхой Луипой[11].
Установить точную дату и место рождения Матсьендранатха не представляется возможным, но есть достаточные основания считать, что, по крайней мере, большую часть своей жизни он прожил в начале 10 в., а появился на свет и достиг успеха в Чандрадвипе (дельтовом районе Бенгалии), предположительно на о. Сандвип[12]. Большинство известных легенд о Матсьендре связывают его также с Камарупой. Древнейшие из них, изложенные в «Кауладжнянанирнае», говорят о том, что Матсьендранатх передавал в ней свое духовное учение[13]. Это вполне возможно, даже если допустить, что «Камарупа» не аллегория, а отсылка к реально существовавшему царству. Камарупа, располагавшаяся на территории современных Ассама, Северной Бенгалии и частично Бангладеша, в 10 в. была крупным центром мистицизма[14].
Предания о Матсьендранатхе, как правило, обыгрывают следующие четыре сюжета: получение йогического знания от Шивы[15] (тот передавал его Парвати, а Матсьендра, находившийся рядом во чреве рыбы, невольно подслушал их); обретение идеального ученика – Горакшанатха; спасение Непала от вызванной Горакшанатхом 12-летней засухи[16], вызволение Матсьендранатха Горакшанатхом из Царства женщин[17].
Матсьендранатху приписывается авторство следующих текстов[18][19]:
«Кауладжнянанирная» и «Кулананда-тантра» описывают различные практики, связанные с проявленным миром (кулой), а «Джняна-карика» и «Акулавира-тантра» – природу запредельной реальности (акулы)[20].
Матсьендранатх видео, матсьендранатх мурманск.
Тимрот, Готгард Готгардович, Чакир, Олчай, Файл:Tbilisi Opera House in 12 april 1851 (A).jpg.