Махатма Мориа (англ. Morya), Владыка Мориа[1][2][3][4] (Морья, Мория, Эль Мория[5][6], Владыка М., Махатма М., М. М.) — в теософии и Агни-Йоге — один из «Учителей Вневременной Мудрости», в Учении Вознесённых Владык — один из «Вознесённых Владык».
Первые упоминания о Махатме Мории принадлежат Е. П. Блаватской. По её заявлениям, Кут Хуми Лал Синг и Махатма Мория помогли ей основать Теософское общество. Внешность Махатмы Мориа и личные встречи с ним были описаны в деталях различными теософами.
Современная историческая наука отмечает, что не имеется достаточных доказательств того, что Учителя Блаватской когда-либо существовали[7][8]. Существует нехватка материальных доказательств и несомненных фактов, которые могли бы что-либо подтвердить.
Содержание |
Е. П. Блаватская утверждала, что махатмы Мориа и Кут-Хуми тесно сотрудничали с ней в работе над её двумя трудами «Тайная доктрина — синтез науки, философии и религии» и «Разоблачённая Изида».
Е. П. Блаватская утверждала, что Махатма Мориа с детства являлся ей в снах и видениях, и что 12 августа 1851 года, в день её двадцатилетия, в Гайд-парке (Лондон) состоялась их первая встреча. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передаёт подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи»[9][10].
С 1852 по ок. 1854 год Е. П. Блаватская провела в Индии. В своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» Блаватская в литературной форме описала путешествия по Индии со своим Учителем, которого в книге она называет Такур Гулаб-Сингом[11].
«Письма Махатм» представляют собой переписку двух Махатм с А. П. Синнетом, редактором индийской газеты «Пионер» и А. О. Хьюмом, орнитологом, высокопоставленным чиновником английской администрации в Индии. Переписка началась в 1880 году и продолжалась около пяти лет. Позже письма были собраны и изданы Тревором Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнета, который по определённым причинам был против публикации переписки.
Отдельные главы «Писем» были переведены на русский язык Е. И. Рерих и изданы под заголовком «Чаша Востока» в 1925 году в Риге. Полное издание «Писем Махатм» в России было осуществлено в 1993 году.
В 1939 году рукописи «писем Махатм» были переданы в библиотеку Британского музея в Лондоне, где они и находятся до настоящего времени[12][13]. В 1952 году их перевели в формат микрофильмов и направили в наиболее крупные библиотеки мира[13].
Хотя многие участники Теософского общества в девятнадцатом веке описывали свои встречи с Махатмой Мориа и другими Махатмами, само их существование большинство лиц и организаций (в их числе — Лондонское Общество психических исследований) подвергали сомнению даже в те времена.
Критики отмечают, что имеется мало доказательств того, что Учителя Блаватской когда-либо существовали[7].
К. Пол Джонсон (англ.)русск. утверждает, что «Учителя», о которых писала Е. П. Блаватская и чьи письма представила, в действительности являются идеализациями тех людей, которые были её менторами. Джонсон заявляет, что «Учитель Мориа» — это Махараджа Ранбир Сингх из Кашмира, который был самым влиятельным королевским покровителем Теософского Общества. Махараджа Сингх умер в 1885 году.[14]
Вместе с тем сестра Е. П. Блаватской В. П. Желиховская со ссылкой на «Boston Courier» от 18 июля 1886 года приводит следующее мнение семидесяти учёных пандитов из Негапатамы по поводу отчета Лондонского Общества психических исследований, поставившего под сомнение существование Махатм:
«Мы, нижеподписавшиеся, были несказанно удивлены, прочитав „Отчет Психического Лондонского Общества“ о теософии. Смеем заявить, что существование Махатм, — иначе Садху, никоим образом не измышлено ни г-жей Блаватской и никем другим. Наши прапрадеды, жившие и умершие задолго до рождения m-me Blavatsky, имели полную веру в их существование и психические силы, знали их и видели. И в настоящие времена есть много лиц в Индии, не имеющих ничего общего с Теософическим Обществом, находящихся в постоянных сношениях с этими высшими существами (Superior Beings). Мы владеем многими средствами для доказательства этих достоверных фактов; но нет у нас ни времени, ни охоты доказывать это европейцам…».[15]
Поскольку контакты с Учителем Мориа во время жизни Блаватской были не только у неё одной, то после её смерти люди, занятые в теософском движении, продолжали заявлять, что они встречают Учителя или получают от него послания. В числе таких были Уильям Куан Джадж, лидер Американской Секции Теософского Общества, и Анни Безант, глава Европейской Секции.
Утверждения о сотрудничестве Е. П. Блаватской с Махатмами нашли отражение на страницах современных философских словарей. Так «Краткий философский словарь» (автор статьи д.ф.н. В. В. Фролов (Международный Центр Рерихов, ответственный секретарь)) сообщает:
Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины[16].
Словарь «Русская философия» в статье о Е. П. Блаватской авторства сторонницы учения «Живой Этики» к.ф.н. Л. И. Крашкиной[17] даёт следующую трактовку сотрудничества Махатмы Мория с Е. П. Блаватской:
А́гни Йо́га, или Жива́я Э́тика — синкретическое[19] религиозно-философское[19][20] учение[21], объединяющее западную оккультно-теософскую традицию[22] и эзотеризм Востока[22][23][24]. Учение, авторами которого являются Н. К. Рерих и Е. И. Рерих, было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах. Источниковая база Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой на русский язык была Е. И. Рерих[25].
По утверждению его создателей, учение Живой Этики возникло в процессе общения между Н. К. и Е. И. Рерих и «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории[22]). Это общение продолжалось в 1920—1940 годы[20]. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным[26][27]. Из дневниковых записей Е. И. Рерих следует, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо[19][28], дальнейшие записи были получены путём яснослышания[28][29], которым, по её собственному утверждению, обладала Е. И. Рерих. Впоследствии она уверяла, что сама не пользовалась автоматическим письмом для контактов с Великим Учителем[30]. Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.
Дневники Елены Рерих — это хроника её общения с Махатмой Мориа, или Великим Владыкой: информация, полученная путем яснослышания, ответы на вопросы, видения и комментарии происходящего.[31] Рерих считала себя ясновидящей и яснослышащей[32], однако не считала это медиумизмом и в письмах писала:
«Из книг Учения Вы можете видеть, насколько Владыка М. предупреждает против всякой магии и в каких сильных выражениях Владыка говорит против медиумизма и всяких насильственных механических приемов для открытия центров, рекомендуемых безответственными псевдооккультными школами. Там, где Владыка М., там нет ни механических приемов, ни магических знаков.»[3]
Учение Вознесённых Владык (англ.)русск. ведет свои корни из теософии, а «Вознесенные Владыки» — это те, кого теософы называют «Учителями Мудрости», веря в их существование[33][5]. Учение зародилось в 1930 году, когда Гай Баллард (англ.)русск., по его утверждению, неожиданно встретился на горе Шаста с человеком, представившимся ему графом Сен-Жерменом, одним из Учителей, которые были представлены миру теософией после ухода Елены Блаватской[5]. Как утверждал Баллард, Сен-Жермен сообщил ему, что принадлежит Братству Вознесенных Владык, которое среди других также включает Иисуса, Будду, Майтрейю и Эль Морию. Учения, переданные Сен-Жерменом Балларду, стали основой религиозного движения Я ЕСМЬ (англ.)русск.[5]. Они были изданы Баллардом под псевдонимом Годфри Рэй Кинг в таких работах, как Открытые тайны и Магическое присутствие.
Работы Балларда стали основой для Учения Вознесенных Владык, распространяемого такими организациями, как Мост К Свободе и Саммит Лайтхаус. В этих учениях Махатма Мориа также известен как «Чохан Первого Луча». С точки зрения стиля, содержания и интеллектуального уровня книги и учения этих организаций находятся гораздо ближе к текстам Балларда, чем к Письмам Махатм Блаватской или Агни-Йоге. То же самое можно сказать об Учении Вознесенных Владык в целом. Посланники этого учения наделяют Эль Морию теми же качествами, что и ранние поколения теософов, и используют ту же терминологию и символизм. Однако здесь делается акцент на Боге и двойственном мировоззрении и имеется полностью отсутствовавшая в ранней теософии явная склонность выставлять Владык и их имена на передний план.
Считается, что Эль Мориа играл ключевую роль во всех организациях, связанных с Учением Вознесенных Владык. Говорят, что он призвал Джеральдин Иносэнт, чтобы основать Мост К Свободе[34]; призвал Марка и Элизабет Профет к работе, которая дала жизнь Саммит Лайтхаус и Церкви Вселенской и Торжествующей[35]. Возникающие новые организации также продолжают заявлять, что они получают от него послания[36].
Есть множество книг Учения Вознесённых Владык, в которых заявляется, что они переданы или вдохновлены Эль Морией. Количество этих книг, по утверждениям сторонников учения, делает необходимым их тщательный и осторожный выбор, особенно в свете того факта, что основатель этого направления Елена Блаватская не очень хорошо отзывалась о литературе «ченнелинга». Есть совет, который, как предполагается, передан Эль Морией: «Проверяйте, проверяйте, проверяйте каждую деятельность, в которую вы вкладываете свою веру, и которой даете силу своего внимания, до того, как вы получите несчастливый опыт от слепого принятия за истинное того, что представляется вам видимым или же невидимым»[37].
Теософия | |
---|---|
Основатели | Елена Блаватская · Генри Стил Олкотт · Уильям Кван Джадж |
Теософы | Анни Безант · Эбнер Даблдей · Джеффри Ходсон · Арчибальд Кейтли · Чарлз Уэбстер Ледбитер · Джордж Роберт Стоу Мид · Изабель Купер-Оукли · Уильям Скотт-Эллиот · Альфред Перси Синнетт · Брайан Стоунхаус · Кэтрин Тингли · Эрнст Эгертон Вуд · Алиса Бейли |
Концепции | Семь лучей · Коренные расы · Окружение · Духовная иерархия |
Организации | Теософское общество · Теософское общество Адьяр · Теософское общество Пасадене · Теософское общество Точка Лома-Ковина · Теософского общества в Америке (Харгроув) · Объединенная Ложа теософов |
Тексты | Разоблачённая Изида (книга) · Ключ к теософии · Письма К.Х. Ч.У. Ледбитеру · Тайная доктрина · Голос Безмолвия |
Учителя | Санат Кумара · Майтрейя · Ману · Джуал Кхул · Махатма Мориа · Кут Хуми · Пол венецианский · Серапис Бей · Учитель Илларион · Учитель Иисус · Учитель Ракоци |
Статьи по теме | Агни Йога · Антропософия · Бенджамин Крем · Эзотеризм · Джидду Кришнамурти |
Махатма Мория.