Владимир Авельевич Мгебров | ||
В.А. Мгебров (слева вверху) в цехе Ижорского завода. 1915 год. Русский офицер, изобретатель, конструктор ручного оружия и бронетехники. |
||
Дата рождения | ||
---|---|---|
Место рождения | ||
Дата смерти | ||
Место смерти | ||
Принадлежность | ||
Род войск |
Автомобильные войска |
|
Годы службы |
? — 1915 |
|
Звание | (1915 год) | |
Сражения/войны | ||
Награды и премии |
|
|
Связи |
Мгебров, Авель Иванович, генерал-лейтенант (отец); |
Влади́мир Аве́льевич Мге́бров (1886 — 21 августа (4 сентября) 1915) — российский офицер, изобретатель и конструктор оружия и бронетехники. Все машины Мгеброва использовались в боях Первой мировой и гражданской войн.
Автор ряда весьма прогрессивных для своего времени проектов бронеавтомобилей, получивших впоследствии его имя: Мгебров-Рено, Мгебров-Уайт и другие. Штабс-капитан (1915). Находясь в действующей армии, смертельно ранен в ходе контратаки русских войск 21 августа 1915 года.
Содержание |
Сведения о биографии Владимира Авельевича Мгеброва крайне скупы. Его отец, Авель (Авессалом) Иванович Мгебров (Мгебришвили, груз. მღებრიშვილი) (20 декабря 1845 — после 1920) — потомственный военный грузинского происхождения, генерал-лейтенант, занимал пост начальника отделения в управлении Военных сообщений при Военном Министерстве, а затем — генерала для особых поручений при Главном Военно-Техническом Управлении (ГВТУ) Российской Императорской армии. Брат, Александр Авельевич Мгебров (14 марта 1884 — 11 июня 1966), впоследствии — театральный режиссер, актёр.
Сам же Владимир Мгебров родился в 1886 году в Москве.
К началу Первой мировой войны (июнь 1914 года) проходил службу в Учебной автомобильной роте, вскоре переформированной в Военную автошколу. Впоследствии переведён в 1-ю запасную автомобильную роту.
В 1915 году Мгебров по собственной инициативе разработал ряд проектов бронеавтомобилей, отличавшихся крайним новаторством. В частности, Мгебров был одним из первых конструкторов бронетехники в мире, предложивших использование рационального бронирования (установку бронелистов под большими углами наклона) для повышения пулестойкости корпуса. В общей сложности в 1915—1916 годах по проектам Мгеброва было забронировано около 20 машин, активно применявшихся в боях Первой мировой и Гражданской войн.
Помимо разработки бронеавтомобилей, Мгебров проводил успешные работы по созданию пуленепробиваемых стёкол для смотровых приборов бронеавтомобилей и ружейных гранат, которые он предполагал использовать для борьбы с бронетехникой противника. 21 августа 1915 года Владимир Мгебров присутствовал при фронтовых испытаниях своих ружейных гранат. Неожиданная атака неприятеля застала части русской армии врасплох и вынудила их к отступлению. Штабс-капитан Мгебров возглавил контратаку, в ходе которой положение на данном участке фронта было восстановлено, однако сам он получил тяжёлые ранения. Скончался в тот же день.
Высочайшим приказом от 13 октября 1915 года посмертно награждён орденом Святого Георгия IV степени (фонд 409, опись 1; послужной список 127-251, 1914 год).
А также ещё ряд машин.
Российские и советские конструкторы бронетехники | ||
---|---|---|
Алексенко • Аристов • Астров • Бакалов • Барыков • Борисюк • Бушнев • Вернер • Гинзбург • Горлицкий • Грачёв • Гротте* • † Гроховский • Гудков • Дик • Духов • † Дыренков • † Заславский • Кегресс* • Коротоношко • Котин • Кошкин • † Курчевский • Кучеренко • Левков • Масягин • Мгебров • Морозов • Накашидзе • † Поплавко • Попов • Поткин • Сиркен • Троянов • Филатов • † Фирсов • Цыганов • Шукалов | ||
* — приглашённые иностранные специалисты; † — погибли в результате репрессий |
Мгебров, Владимир Авельевич.