Окунев Михаил Михайлович | |||
Дата рождения | |||
---|---|---|---|
Место рождения |
город Санкт-Петербург |
||
Дата смерти |
24 февраля 1873 (62 года) |
||
Место смерти |
город Санкт-Петербург |
||
Принадлежность | |||
Звание | |||
Награды и премии |
|
Óкунев Михаи́л Миха́йлович (10 сентября 1810 — 24 февраля 1873) — русский кораблестроитель, один из основателей Русского Технического Общества России, писатель, генерал-майор.
Содержание |
Родился 10 сентября 1810 года в Санкт-Петербурге. Представитель русского дворянского рода Окуневых.
22 января 1823 года поступил в Училище корабельной архитектуры.
30 апреля 1830 года был произведён в прапорщики Корпуса корабельных инженеров и оставлен для преподавания математики в училище, переименованном в те годы в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа .
В феврале 1834 года «за отличие» произведён в подпоручики, в 1838 году в поручики, а 30-го марта 1841 года в штабс-капитаны.
С 1840 года на инженерно-судостроительных должностях в Гребном порту в Петербурге возглавлял ремонт вспомогательных судов.
25 октября 1842 года переведён на Черноморский флот, где заведовал строительством малых судов: портовых пароходов, транспортов, лоцмейстерских и маячных судов, в том числе и первого на Черном море железного судна — бота (1849), руководил сборкой судов, присланных частями из Англии.
В 1844 году он был командирован в Англию, а в 1845 году на уральские заводы для указания нового способа выплавки якорей.
С 1849 года работает в Николаевском порту по постройке транспортов «Прут», «Килия», «Арагва», «Рени» и парохода «Ординарец».
В 1852—1854 годах работал на Нижегородской фабрике (позднее Сормовский завод) Волжского пароходства, где организовал железное и паровое судостроение.
4 января 1858 года назначен старшим корабельным инженером астраханского порта. Создал судостроительную базу на Каспийском море.
В 1860 году переведён в Петербургский порт судостроителем, а позднее в Кронштадтский порт старшим судостроителем. Руководил ремонтом судов и достройкой боевых кораблей, в том числе корветов «Новик», «Рында», «Богатырь» и «Боян», клиперов «Алмаз» и «Жемчуг».
30 июля 1862 года М. М. Окунев был уволен по прошению в отставку с производством в полковники. Занимался научной деятельностью, публиковал статьи в журнале «Морской сборник» по вопросам судостроения и машиностроения. Был одним из организаторов в 1866 году и председателем IV отдела Русского технического общества.
В 1868 году вновь поступил на службу и 12 февраля 1868 года назначен старшим судостроителем Петербургского порта. Вместе с А. Е. Леонтьевым возглавил строительство броненосца «Крейсер» (переименованного позднее в «Петр Великий»). Был членом Кораблестроительного отдела Морского технического комитета.
В 1871 году Окунев был произведён в генерал-майоры.
Умер 24 февраля 1873 года в Санкт-Петербурге.
Переводы: «Описание разных предположений по кораблестроению» Блака, (перевод с английского, 1836 г.); «О железном судостроении» Грентама (перевод с английского, 1862 г.); «О броненосных судах» Рида (перевод с английского,1862 г.).
Корабли, построенные под руководством М. М. Окунева:
В. В. Арбузов Броненосец «Петр Великий»
Окунев, Михаил Михайлович.