Красное Сормово | |
Ракета-234 в затоне Память Парижской Коммуны |
|
Тип | |
---|---|
Год основания |
1849 |
Прежние названия |
Нижегородская машинная фабрика |
Основатели |
Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Николай Жарков — Генеральный директор |
Отрасль |
Судостроение |
Продукция |
Подводные лодки, судна на подводных крыльях, буксиры, танкеры, паровозы, танки |
Долг |
57,4 млн (2014)[1] |
Оборот |
▲ 3,4 млрд (2014)[1] |
Чистая прибыль |
▼ 150,3 млн (2014)[1] |
Материнская компания | |
Награды | |
Сайт |
krsormovo.nnov.ru |
(O) открытым акционерным обществом, полное название — ОАО «Завод „Красное Сормово“».
Завод «Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает речные суда и суда типа река—море, оборудование для буровых установок, понтоны, сельскохозяйственные машины. По состоянию на 2006 год структура завода включает четыре основных производства, пять вспомогательных производств и инженерный центр.
Основные производства:
Вспомогательные производства (ремонтно-механическое, ремонтно-строительное, электроремонтное, газовое хозяйство, транспортное производство) обеспечивают деятельность предприятия.
В инженерном центре проводится разработка новых судов и других образцов продукции.
С 1 декабря 2004 года входит в «Группу компаний Морские и нефтегазовые проекты» (Группа МНП).
33,5 % акций принадлежит ОАО «Западный центр судостроения».
На внеочередном собрании акционеров переизбран совет директоров предприятия, в него входят:[2]
Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».
Первым судном, произведённым на заводе, стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан «Астрахань». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный на воду 30 апреля 1852.
В 1860 году разразился экономический кризис, все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены Дмитрием Егоровичем Бенардаки, отставным поручиком, греком по национальности.
4 февраля 1872 года было организовано акционерное общество «Сормово».
С начала XX века до Октябрьской революции завод выполняет крупные правительственные заказы военного профиля. На заводе работает около 20 тыс. человек, работающих в 48 цехах и семи технических бюро.
Начав со строительства паровых судов с деревянными корпусами, завод быстро перешёл к пароходам и баржам с железной обшивкой. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские: флотилия судов для Каспийской военной флотилии, первая в России землечерпательница (1858), туерные, буксирные, грузопассажирские и вспомогательные однопалубные суда. Первым двухъярусным судном Сормовской верфи стал пассажирский пароход «Переворот» (позднее переименованный в «Колорадо»), спущенный на воду в 1871 году. В 1887 году в рамках заказа нефтяной компании «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» завод строит свой первый морской танкер.
Во время Всероссийской выставки, проходившей в 1896 году в Нижнем Новгороде, завод представил двухпалубные колёсные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», впервые оснащённые электрическим освещением. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903—1904 для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат».
В 1902 году на заводе для крейсера «Очаков» были построены 2 самые большие в России паровые машины.
В 1908—1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку).
В 1912—1914 годах на Сормовском заводе был построен пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» (более известный под названием «Володарский»), проработавший на Волге более семидесяти лет, и ставший, таким образом, одним из самых долговечных волжских судов за всю историю.
За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.
Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе под руководством инженера Б. С. Малаховского был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.
В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин». Во время Великой Отечественной войны завод № 112 производил танки Т-34, планомерно повышая качество продукции. В 1942—1945 гг. под руководством директора завода Ефима Рубинчика на предприятии во много раз было увеличено производство танков Т-34.[3] Первые сверхплановые танки вышли из ворот «Красного Сормова» в июле 1942 года. В августе число выпущенных танков вновь было увеличено. В этом же месяце заводу, впервые за время войны, было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Стоит отметить, что своим героическим трудом сормовичи удерживали это знамя 33 месяца подряд. Это единственный подобный случай за всю историю Великой Отечественной войны. Знамя было оставлено заводу на вечное хранение. Сейчас оно находится в музее завода «Красное Сормово».
18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.
Выпускаются усовершенствованные модификации паровоза Михайловского (тип 1-3-1).
Паровозостроение закончилось после ВОВ выпуском небольшой серии машин.
Всего на «Красном Сормове» выпущено 3468 паровозов.
Завод также строил бронепоезда, платформы для установки зенитных и полевых артиллерийских орудий, танк-паровозы (бестендерные) нормальной и узкой колеи, тендеры-конденсаторы с очень сложным механическим оборудованием, локомотивные (самоходные) вагоны (выпущено около 62000 товарных и 2500 пассажирских вагонов).
С 23 февраля 1930 года началось производство подводных лодок для ВМФ СССР.[4].
Первая ПЛ передана ВМФ в 1934 году (тактический № Щ-304 тип «Щука» III серии, названа «Комсомолец», так как деньги на строительство собирали комсомольцы всей страны).
Всего до начала Великой Отечественной войны построено:
В годы войны передано ВМФ ещё 27 сормовских подводных лодок, на одной из них (С-13) под командованием А. И. Маринеско совершена знаменитая атака века, в результате которой был потоплен крупный германский военный транспорт «Вильгельм Густлофф».
После войны резко повысился темп строительства подводного флота.
Всего построено 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных.
18 января 1970 года в цехе, где строилась подводная лодка К-320 проекта 670 «Скат», произошёл несанкционированный запуск реактора. Помещение цеха подверглось радиоактивному заражению, многие рабочие получили большие дозы облучения. Авария устранялась в течение 3-х месяцев силами рабочих цеха и сотрудников ЦКБ «Лазурит».
В 1955 году на «Красном Сормове» была создана первая в СССР промышленная установка непрерывной разливки стали (УНРС), созданная под руководством академика И. П. Бардина, удостоенного за эту работу Ленинской премии. Производительность установки достигала 20 тысяч тонн стали в месяц.
С 1950-х по 1989 год выпускаются бытовые стиральные машины «Волна».
С 1987 по 1993 год изготовлено 126 башенных кранов для домостроения.
С 1931 года начался выпуск буксиров мощностью 1200 л.с. типа «Красный шахтер», «Индустриализация» и «Коллективизация».
В 1933 году завод одним из первых в стране перешел на цельносварные корпуса.
В 1937 году для канала Москва — Волга построена флотилия комфортабельных пассажирских судов: четыре теплохода по 700 л.с. на 205 пассажиров, 6 катеров на 300 мест и 6 катеров на 150 мест.
Основная продукция в годы Великой Отечественной войны — танки Т-34 различных модификаций и подводные лодки.
Гражданское судостроение возобновлено 27 мая 1947 года закладкой теплохода «Большая Волга», затем строилась широкая номенклатура судов, сухогрузы, нефтеналивные суда, буксиры, паромы.
В конце 1950-х годов на заводе были разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз».
Крупными сериями строились суда смешанного плавания «река-море». Бесперевалочная доставка грузов приносила большой экономический эффект, в 1972 году группе работников завода за участие в создании и серийное строительство судов нового класса была присуждена Государственная премия СССР.
На заводе начал свою деятельность известный конструктор скоростных судов и экранопланов Ростислав Евгеньевич Алексеев.
В 2004—2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством[5].
В 2007 году предприятие фактически закончило техническое перевооружение. Рост объёмов производства 2006→2007 на заводе составил 16 %; к осени 2007 года уже заключены контракты на 2008-2009 годы[6].
Строительство четырёх сухогрузов для итальянской судоходной компании «Pietro Barbaro S.A.»:[7]
В 2007 году предприятие выполняло контракт с турецкой судоходной компании «Palmali Group», который предусматривает строительство трёх танкеров проекта 19619.
Начиная с 2009 года для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана[11] было построено 6 нефтеналивных танкеров — «Сумбар», «Хазар», «Джейхун», «Этрек», «Аладжа»[12], «Кенар»[13].
|
||||
---|---|---|---|---|
Гражданские суда по назначению
Военные суда по странам
|
Красное Сормово.