Парово́з — политическая технология, направленная на увеличение проголосовавших за список кандидатов за счёт привлечения стороннего кандидата с высоким политическим рейтингом.
Суть технологии заключается в том, что во главе какого-либо избирательного списка на выборах по пропорциональной системе высталяется политический «тяжеловес» — «паровоз» — известная, авторитетная и уважаемая личность: спортсмен, актёр, музыкант, учёный, врач и т. п. Также в качестве «паровоза» может выступать политик более высокого ранга. Так, на муниципальных или региональных выборах, либо в региональном списке на федеральных выборах список может может возглавить глава партии, федеральный министр и т. д.[1]
За счёт личного рейтинга такой кандидат увеличивает число голосов, подаваемых за список. После избрания такой кандидат, как правило, отказывается от своего мандата, который переходит к малоизвестным и малопопулярным кандидатам, для которых шансы избраться при прочих условиях были гораздо меньше.[2]
Применительно к российскому закону данная технология возможна благодаря тому, что процедура передачи мандата крайне упрощена. Кандидату достаточно лишь подать соответствующее заявление в уполномоченную избирательную комиссию. Кроме того, в избирательном бюллетене под названием списка кандидатов (партии) указываются имена только трёх первых кандидатов из списка. Имена же остальных кандидатов могут быть не известны рядовому избирателю.
В России на выборах используется технология закрытых списков, это означает что результаты партий на выборах зависят от популярности кандидатов, составляющих общефедеральную часть списка (не зря в избирательных технологиях их называют «паровозом», «буксиром»); при этом остальных членов партии избиратели не знают. Но именно кандидаты из региональных групп являются представителями избирателей— Из выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М. В. Кротова 31 января 2008 года[3]
В Московском народном фронте СБ познакомился с примечательными деятелями — В. Боксером и М. Шнейдером (см. главы «Истерическое начало» и «Антиаппарат»), организаторские способности которых тоже помогли нашему герою стать депутатом. Но главным в успехе предвыборной кампании Станкевича стала защита Ельцина. Он написал обращение в поддержку падшего ангела номенклатуры и обеспечил себе симпатии избирателей. Почти все, кто подписал обращение, выборы выиграли. Поэтому С. Станкевича можно считать первооткрывателем «метода паровоза» в российской политической практике. Потом этот метод обеспечил Г. Попову победу на выборах мэра Москвы («паровозом» снова был Б. Ельцин).— Андрей Кольев[4]
Сейчас мы готовимся к выборам депутатов областной Думы по пропорциональной системе. Они будут проводиться по закрытым спискам кандидатов. Однако установлена обязанность политических партий разделить список на три региональные группы кандидатов, что позволит при распределении мандатов среди кандидатов, включенных в список, учесть волеизъявление избирателей на территориях, соответствующих региональным группам. Нами предусмотрены новые правила, препятствующие применению технологии «паровозов». При отказе без вынужденных обстоятельств от получения депутатского мандата кандидата, включенного в общую областную часть списка либо стоящего на первом месте региональной группы, политическая партия лишается мандата, он передается для распределения иной политической партии.— Председатель постоянной комиссии по законодательству и МСУ Костромской областной Думы С. П. Шакелина.[5]
В 2006 году председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков высказал предположение, что нормы закона, допускающие возможность применения технологии «политических паровозов» могут быть признаны Конституционным судом не соответствующими конституции.[6]
В 2005 году на выборах депутатов в Московскую городскую Думу список «Единой России» возглавил Юрий Лужков.[7]
Паровоз (выборы).