Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Подводные лодки проекта 705 к, подводные лодки проекта 667бд мурена-м

ПЛАТ проекта 705/705К «Лира»
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 705, 705К «Лира»
Классификация НАТО «Alfa»
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) до 41 узла
Рабочая глубина погружения 320 м
Предельная глубина погружения 450 м
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 32 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 2300(2280[1])
Водоизмещение подводное 3180 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 81,4(79,6[1]) м
Ширина корпуса наиб. 10,0 м (по стабилизаторам 13,5 м)
Средняя осадка (по КВЛ) 7,6 м
Силовая установка
  • 1 РЖМТ ОК-550 (БМ-40А[1]) 155МВт
  • 1 ГТЗА 40000 л.с.
  • АТГ 2x1500 кВт
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 ТА калибра 533 мм.
Боезапас: 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 мины ПМР-1 и ПМР-2.
Изображения на Викискладе

Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» (по классификации НАТО — «Alfa») — серия советских атомных подводных лодок. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Трудности в техобслуживании этих субмарин и сокращение финансирования в связи с началом Перестройки привели к окончанию карьеры этих кораблей.

Проект разработан в СКБ-143. Идея проекта предложена начальником сектора перспективного планирования А. Б. Петровым. Главный конструктор М. Г. Русанов, с 1977 года — В. В. Ромин.

Содержание

Описание

  • Максимальная скорость «Лир» составляет 41 узел. Они уступают по скорости только выведенной из состава флота К-222 проекта 661 «Анчар», которая установила рекордную скорость в 44,7 узлов;
  • «Лиры» могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования. На разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты.
  • Скорость лодки позволяла ей отрываться даже от многих противолодочных торпед, на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось всего 42 секунды.
  • На лодках имелась революционная для своего времени комплексная автоматизированная система управления — уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление АПЛ на центральном посту. Таким образом, управление подводной лодкой, её боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.
  • За более чем 20 лет службы при борьбе за живучесть не погибло ни одного человека (за время эксплуатации на двух подлодках произошли серьёзные аварии с главной энергетической установкой — затвердевание теплоносителя первого контура). Ни один из кораблей не был потерян.

Представители

Северный флот
Номер Дата ввода Предприятие—изготовитель
К-64 31 декабря 1971 г. Завод Судомех № 196,
г. Ленинград
К-316 30 сентября 1978 г.
К-373 29 декабря 1979 г.
К-463[1] 30 декабря 1981 г.
К-123 12 декабря 1977 г. Северное машиностроительное
предприятие
,
г. Северодвинск
К-432[1] 31 декабря 1978 г.
К-493[1] 30 сентября 1981 г.

Современное состояние

Все лодки проекта были выведены из состава флота в 1990 году, кроме К-123, проходившей капремонт до 1992 года, которая была исключена из списка кораблей только в 1997 году. В октябре 2008 года сообщалось, что готовится выгрузка отработанного топлива с подводных лодок этого проекта.[2]

К-373

17 сентября 2009 года на предприятии «СевРАО» (Гремиха) состоялась выгрузка отработавших выемных частей (ОВЧ) реактора подводной лодки К-373 (№ 910).[3][4] Сложность состояла в том, что в 1989 году в реакторном отсеке произошла авария. Первоначально планировалось обеспечить хранение реакторного блока на берегу в течение 100 лет, но затем это решение было пересмотрено. В 2008 году была разработана схема дезактивации и прекращения выхода радионуклидов (первый этап) и последующей выгрузки ОВЧ (второй этап).[3]

Первый этап был завершён в июне 2009 года, второй — в сентябре. Финансирование работ выполняла КАЭ Франции в рамках программы сотрудничества с Россией в сфере ядерно-радиационной безопасности. Общая стоимость работ составила около 5 миллионов евро. Выгруженные части временно расположены в спецконтейнерах на территории ФГУП «СевРАО», их переработка запланирована на 2012…2014 годы.[3]

К-64

В июле 2011 года сообщалось, что была произведена выгрузка реактора из подводной лодки К-64, которая в 1971 году была признана аварийной после обнаруженных неполадок в энергетической установке, а 1980-е годы подготовлена к затоплению.[5] Реакторный отсек был заполнен эпоксидной смолой, забетонирован, а сверху покрыт около 100 тоннами битума.[5] Однако АПЛ затоплена не была и хранилась все это время в губе Сайда.[5] Подготовительные работы перед выемкой реактора велись в течение восьми месяцев. Общая стоимость работ по подготовке, выгрузке топлива и дальнейшей утилизации реактора аварийной лодки оценивается в 400—500 миллионов рублей, часть работ финансирует Франция.[5] По состоянию на июль 2011 года реактор был помещён в саркофаг и из него предстояла выгрузка твэлов.[5]

Оценка проекта

Подводные лодки проекта 705 (705К) стали в советском ВМФ примером, как концептуально передовая идея оборачивается полным провалом при её реализации. Попытка создания высокоэффективного и в то же время дешёвого подводного «истребителя» полностью провалилась[6].

ПЛ типа «Лира» обладали исключительными скоростными и маневренными качествами. По этому показателю они не имели равных в мире и стали первыми в истории подводными лодками, которые могли успешно уклонятся от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности[7]. Те же качества обеспечивали лодкам, при определённых условиях, и некоторые тактические преимущества при слежении за ПЛ противника[8]. Однако на этом перечень достоинств проекта заканчивался.

Надёжность ПЛ проекта 705 (705К) оказалась ниже всякой критики. Механизмы ПЛ постоянно выходили из строя, а их ремонт был крайне затруднён как и нехваткой запасных частей, так и сложностью доступа к агрегатам и приборам. Малая численность экипажа, один из козырей проекта, привела к тому, что обслуживать лодку в море столь малым числом людей оказалось невозможно[9]. Комплексная автоматизация проекта 705 (705К) совершенно не предусматривала управление системами при аварийных ситуациях, а поскольку элементная база за время строительства устарела, надёжность всех её элементов оказалась неудовлетворительной[10]. Особенности реакторов данных ПЛ привели к тому, что техническое обслуживание эти корабли могли получать лишь в трёх базах флота[9]. Более того, обеспечить надёжное поддержание температуры сплава теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и эта задача решалась за счёт тепла самого реактора. Такая практика привела к чрезмерной выработке ресурса[7]. Личный состав относился к своим ненадёжным кораблям отрицательно[7], тем более, что условия обитания на «Лирах» также оставляли желать лучшего[10].

В итоге, советский ВМФ получил серию очень дорогих в эксплуатации и весьма ненадёжных ПЛ, чьи выдающиеся достоинства легко перекрывались многочисленными недостатками. Неудивительно, что в море эти подводные лодки выходили достаточно редко, а их активная служба оказалась весьма непродолжительной[8].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 проект 705К
  2. Выгрузить топливо с 705-го проекта, vdvsn.ru, 2008/10/28
  3. ↑ Состоялась уникальная операция по выгрузке отработавших частей реактора атомной подводной лодки, Департамент пресс-службы Госкорпорации «Росатом», www.minatom.ru, 25.09.09
  4. Франция участвует в утилизации реакторов российских атомных подлодок, rnd.cnews.ru, 28.09.09
  5. ↑ Выгрузка реактора аварийной АПЛ прошла в Мурманской области (13 июля 2011). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 14 июля 2011.
  6. Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — М: Моркнига, 2012. — С. 229. — ISBN 978-5-903081-43-1
  7. 1 2 3 Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — С. 232.
  8. 1 2 Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — С. 233.
  9. 1 2 Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — С. 230.
  10. 1 2 Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — С. 231.

Ссылки

  • ПЛАТ — Проект 705, 705К «Лира» submarine.id.ru
  • Проект 705 и 705К «Лира» deepstorm.ru
  • Фотогалерея на submarine.id.ru
  • «Сюжет про лодки проекта 705» pilot.strizhi.info
  • Подводный истребитель или Проект 705
  • русская-сила.рф // В. А. Собакин Автоматизация общекорабельных систем и комплексная автоматизация АПЛ проекта 705. Альманах «Тайфун» № 4/2001 (35)
  • Капитан 1 ранга Б.Г.Коляда. Воспоминания командира К-493 пр.705-К Альманах «Тайфун» №10 / 2000 г.

Литература

  • Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. II. — М: Моркнига, 2011. — ISBN 978-5-903081-42-4
  • Апальков Ю. В. Подводные лодки Советского Союза. 1945-1991 гг. Т. III. — М: Моркнига, 2012. — ISBN 978-5-903081-43-1

Подводные лодки проекта 705 к, подводные лодки проекта 667бд мурена-м.

Файл:Arzamas Resurrection Cathedral IMG 9666 1725.jpg, Дом с химерами, Луппов, Александр, Постановления ЕСПЧ по делам с участием Латвии.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93