ПЛАТ проекта 705/705К «Лира» | ||
---|---|---|
|
||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАТ | |
Обозначение проекта | 705, 705К «Лира» | |
Классификация НАТО | «Alfa» | |
Скорость (надводная) | 14 узлов | |
Скорость (подводная) | до 41 узла | |
Рабочая глубина погружения | 320 м | |
Предельная глубина погружения | 450 м | |
Автономность плавания | 50 суток | |
Экипаж | 32 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 2300(2280[1]) | |
Водоизмещение подводное | 3180 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 81,4(79,6[1]) м | |
Ширина корпуса наиб. | 10,0 м (по стабилизаторам 13,5 м) | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 7,6 м | |
Силовая установка | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 ТА калибра 533 мм. Боезапас: 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 мины ПМР-1 и ПМР-2. |
|
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» (по классификации НАТО — «Alfa») — серия советских атомных подводных лодок. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Трудности в техобслуживании этих субмарин и сокращение финансирования в связи с началом Перестройки привели к окончанию карьеры этих кораблей.
Проект разработан в СКБ-143. Идея проекта предложена начальником сектора перспективного планирования А. Б. Петровым. Главный конструктор М. Г. Русанов, с 1977 года — В. В. Ромин.
Содержание |
Номер | Дата ввода | Предприятие—изготовитель |
---|---|---|
К-64 | 31 декабря 1971 г. | Завод Судомех № 196, г. Ленинград |
К-316 | 30 сентября 1978 г. | |
К-373 | 29 декабря 1979 г. | |
К-463[1] | 30 декабря 1981 г. | |
К-123 | 12 декабря 1977 г. | Северное машиностроительное предприятие, г. Северодвинск |
К-432[1] | 31 декабря 1978 г. | |
К-493[1] | 30 сентября 1981 г. |
Все лодки проекта были выведены из состава флота в 1990 году, кроме К-123, проходившей капремонт до 1992 года, которая была исключена из списка кораблей только в 1997 году. В октябре 2008 года сообщалось, что готовится выгрузка отработанного топлива с подводных лодок этого проекта.[2]
17 сентября 2009 года на предприятии «СевРАО» (Гремиха) состоялась выгрузка отработавших выемных частей (ОВЧ) реактора подводной лодки К-373 (№ 910).[3][4] Сложность состояла в том, что в 1989 году в реакторном отсеке произошла авария. Первоначально планировалось обеспечить хранение реакторного блока на берегу в течение 100 лет, но затем это решение было пересмотрено. В 2008 году была разработана схема дезактивации и прекращения выхода радионуклидов (первый этап) и последующей выгрузки ОВЧ (второй этап).[3]
Первый этап был завершён в июне 2009 года, второй — в сентябре. Финансирование работ выполняла КАЭ Франции в рамках программы сотрудничества с Россией в сфере ядерно-радиационной безопасности. Общая стоимость работ составила около 5 миллионов евро. Выгруженные части временно расположены в спецконтейнерах на территории ФГУП «СевРАО», их переработка запланирована на 2012…2014 годы.[3]
В июле 2011 года сообщалось, что была произведена выгрузка реактора из подводной лодки К-64, которая в 1971 году была признана аварийной после обнаруженных неполадок в энергетической установке, а 1980-е годы подготовлена к затоплению.[5] Реакторный отсек был заполнен эпоксидной смолой, забетонирован, а сверху покрыт около 100 тоннами битума.[5] Однако АПЛ затоплена не была и хранилась все это время в губе Сайда.[5] Подготовительные работы перед выемкой реактора велись в течение восьми месяцев. Общая стоимость работ по подготовке, выгрузке топлива и дальнейшей утилизации реактора аварийной лодки оценивается в 400—500 миллионов рублей, часть работ финансирует Франция.[5] По состоянию на июль 2011 года реактор был помещён в саркофаг и из него предстояла выгрузка твэлов.[5]
Подводные лодки проекта 705 (705К) стали в советском ВМФ примером, как концептуально передовая идея оборачивается полным провалом при её реализации. Попытка создания высокоэффективного и в то же время дешёвого подводного «истребителя» полностью провалилась[6].
ПЛ типа «Лира» обладали исключительными скоростными и маневренными качествами. По этому показателю они не имели равных в мире и стали первыми в истории подводными лодками, которые могли успешно уклонятся от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности[7]. Те же качества обеспечивали лодкам, при определённых условиях, и некоторые тактические преимущества при слежении за ПЛ противника[8]. Однако на этом перечень достоинств проекта заканчивался.
Надёжность ПЛ проекта 705 (705К) оказалась ниже всякой критики. Механизмы ПЛ постоянно выходили из строя, а их ремонт был крайне затруднён как и нехваткой запасных частей, так и сложностью доступа к агрегатам и приборам. Малая численность экипажа, один из козырей проекта, привела к тому, что обслуживать лодку в море столь малым числом людей оказалось невозможно[9]. Комплексная автоматизация проекта 705 (705К) совершенно не предусматривала управление системами при аварийных ситуациях, а поскольку элементная база за время строительства устарела, надёжность всех её элементов оказалась неудовлетворительной[10]. Особенности реакторов данных ПЛ привели к тому, что техническое обслуживание эти корабли могли получать лишь в трёх базах флота[9]. Более того, обеспечить надёжное поддержание температуры сплава теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и эта задача решалась за счёт тепла самого реактора. Такая практика привела к чрезмерной выработке ресурса[7]. Личный состав относился к своим ненадёжным кораблям отрицательно[7], тем более, что условия обитания на «Лирах» также оставляли желать лучшего[10].
В итоге, советский ВМФ получил серию очень дорогих в эксплуатации и весьма ненадёжных ПЛ, чьи выдающиеся достоинства легко перекрывались многочисленными недостатками. Неудивительно, что в море эти подводные лодки выходили достаточно редко, а их активная служба оказалась весьма непродолжительной[8].
Проекты многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ СССР и России | ||
---|---|---|
1-е поколение | 627(А) «Кит» • 645ЖМТ «Кит» • 659Т | |
2-е поколение | 671 «Ёрш» • 671РТ «Сёмга» • 671РТМ «Щука» • 705, 705К «Лира» | |
3-е поколение | 671РТМК «Щука» • 685 «Плавник» • 945 «Барракуда» • 945А «Кондор» • 945Б «Марс» • 971 «Щука-Б» | |
4-е поколение | 885 «Ясень» |
Подводные лодки проекта 705 к, подводные лодки проекта 667бд мурена-м.
Файл:Arzamas Resurrection Cathedral IMG 9666 1725.jpg, Дом с химерами, Луппов, Александр, Постановления ЕСПЧ по делам с участием Латвии.