Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура

Перейти к: навигация, поиск

Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура — докторская диссертация К. Маркса. Написана в 1839-1841 годах. Явилась важным этапом в формировании взглядов Маркса. Выступая в ней в целом с идеалистических, гегельянских позиций, он отстаивает в ней атеистические взгляды и принцип активного отношения философии к жизни.

В предисловии к ней указано важное значение таких направлений философской мысли древнего мира, как школа Эпикура, стоицизм и скептицизм и провозглашается воинствующий атеизм.

Эти системы составляют ключ к истинной истории греческой философии. [1]
Философия...всегда будет заявлять - вместе с Эпикуром - своим противникам:

"Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах"... Признание Прометея

По правде, всех богов я ненавижу,

есть её собственное признание, её собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов.

[1]

Маркс даёт высокую оценку философии великих греческих атомистов Демокрита и Эпикура. В учении Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов Маркс выявил элементы диалектики, рассматривая его как диалектический принцип самодвижения.

Так, добро есть бегство от зла, а наслаждение есть уклонение от страдания.[2]

Маркс высказывается за активную роль философии в процессе изменения неразумного мира, отстаивает принцип диалектического единства философии и жизни.

...в той мере, в какой мир становится философским, философия становится

мирской, её осуществление есть вместе с тем её потеря.[3]

Маркс отмечает, что

Доказательства бытия бога представляют собой не что иное, как пустые тавтологии[4]

В диссертации Маркс делает вывод, что вера в богов возникает на первой ступени в развитии человеческого сознания. Её порождает примитивный уровень мышления, не способного ещё понять и объяснить мир окружающих явлений и приписывающего ему поэтому сверхъестественные, иррациональные свойства.

для кого мир неразумен, кто поэтому сам неразумен, для того бог существует.[5]

Примечания

Литература

Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93