Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Раздольский роман осипович, раздольский роман григорьевич, роман роздольский узники и смертники двух лагерей скачать, роздольский роман осипович

(перенаправлено с «Роман Роздольский»)
Перейти к: навигация, поиск
Роман Осипович Роздольский

Роздольский в США. 1960 год.
Дата рождения:

19 июля 1898

Место рождения:

Лемберг, Австро-Венгрия

Дата смерти:

15 октября 1967 (69 лет)

Место смерти:

Детройт, Мичиган, США

Научная сфера:

Шаблон:История, экономика, Шаблон:Философия

Известен как:

основоположник современной марксологии (марксоведения)[1]

Роман Осипович Роздольский (укр. Роман Осипович Роздольський, польск. Roman Rozdolski, псевдоним «Прокопович»; 19 июля 1898, Лемберг, Австро-Венгрия, ныне Львов на Украине — 15 октября 1967, Детройт, Мичиган, США) — украинский учёный-марксист, экономический и социальный историк, общественный деятель, признанный исследователь трудов Карла Маркса.

Сын известного украинского лингвиста и этнографа Осипа Ивановича Роздольского; племянник композитора церковной музыки Даниила Роздольского. Дом Роздольских был известен в среде западноукраинской интеллигенции как средоточие культурной и литературной жизни Львова; близким другом семьи, в частности, был Иван Яковлевич Франко. Муж Эмилии Роздольской.

Содержание

Революционная юность. Драгомановки

С четырнадцатилетнего возраста Роман Роздольский принимал участие в работе сменивших украинофильско-хлопоманские «Громады» западноукраинских «Драгомановских кружков» («Драгомановок») — тайных кружков разнородной по политическим воззрениям молодёжи (включавшей как социалистические, так и либеральные и националистические элементы), занимавшейся изучением и пропагандой антиклерикальных и умеренно-социалистических идей. Благодаря старшим товарищам Роздольский ознакомился с произведениями Маркса, Энгельса, Каутского, Богданова и Лассаля. Однако разногласия и организационная неопределённость «Драгомановок» привели к их распаду после начала Первой мировой войны. Сам Роздольский был призван в австро-венгерскую армию в 1915, а после демобилизации в 1917 совместно с Романом Турянским (Кузьмой) восстановил сеть «Драгомановок» в Львове, Стрые, Дрогобыче, Самборе, Тернополе и Пшемысле.

Намереваясь отмежевать молодёжное социал-демократическое движение в Галиции от австрофильской, социал-шовинистической и реформистской ориентации руководства Украинской социал-демократической партии и организованного ей «Союза освобождения Украины», занимавшегося мобилизацией украинской молодёжи для австро-венгерской армии, Роздольский с единомышленниками приступил к изданию гектографического журнала «Вестник Драгомановских организаций» («Вісник Драгоманівських організацій»). Позже роль «Вестника» переняли журналы «Кличи» («Кличі») и «Свободная школа» («Вільна школа»), редактором которых также был Роздольский.

Во вверенных ему печатных изданиях Роздольский приветствовал Октябрьскую революцию в России, критиковал УСДП за поддержку имперского правительства, выражал солидарность с выступлениями Карла Либкнехта против империалистической войны и с покушением Фридриха Адлера на графа Штюркха. Тем не менее, несмотря на поддержку Роздольским ленинской национальной политики, после вступления войск левого эсера Муравьёва в Киев «Вестник» фактически выступил в поддержку Центральной Рады, назвав красные отряды на Украине «оккупационной армией».

Роздольский был одним из организаторов всекраевого учредительного съезда организации «Интернациональная революционная социал-демократическая молодёжь» («Інтернаціональна Революційна Соціал-Демократична Молодь») весной 1918. После распада Австро-Венгерской империи в Восточной Галиции началась гражданская война между сторонниками Западноукраинской народной республики (ЗУНР) и воссозданного польского государства, в которой большинство членов ИРСДМ (в том числе и Роздольский в чине рядового) воевали на стороне украинцев в Украинской Галицкой армии. После разгрома войск ЗУНР Роздольский с группой товарищей, опасаясь польского плена, бежал в июле 1919 через карпатские перевалы в Чехословакию.

Коммунистическое движение

В 1920 в числе других активистов ИРСДМ Роздольский был соучредителем Коммунистической партии Восточной Галиции (Комуністична партія Східної Галичини), впоследствии ставшей ядром образованной в 1923 Коммунистической партии Западной Украины (Комуністична партія Західної України), разгромленной в конце 1930-х.

Параллельно изучая юриспруденцию в Праге и Вене, в 19211922 был редактором журнала «Наш стяг» и первой главой Временного ЦК Компартии Восточной Галиции, посещал Львов для проведения коммунистической агитации в среде молодёжи Украинской социал-демократической партии. Представляя её заграничную организацию, в 1921—1924 являлся ведущим публицистом фракции «Васильковцев». Несмотря на то, что Роздольский был одним из основателей и руководителей КПЗУ (в 1924 вошёл в состав Центрального комитета партии), постепенно он был оттеснён от партийной деятельности из-за оппозиционности по отношению к сталинизму: в 19251926 Роздольский отказался осудить Л. Д. Троцкого и Левую оппозицию в ВКП(б), а в 1928 выступил в защиту А. Я. Шумского. После раскола в КПЗУ, вызванного недовольством фракции Осипа Василькива сталинской национальной политикой, Роздольский был осуждён как «троцкист» и «шумскист» в 1928. Исключённый из партии за «неподчинение партийной дисциплине» в 1929, Роздольский до конца жизни оставался верным принципам революционного марксизма.

Изолированный от активной политической деятельности, Роздольский посвятил свою дальнейшую жизнь преимущественно теоретической работе. При этом он оставался членом Компартии Австрии и активно участвовал в левом студенческом движении, в частности, в работе кружка, группировавшегося вокруг Макса Адлера. В 1929 под руководством известного правоведа Ганса Кельзена он защитил свою докторскую диссертацию «Проблема неисторических народов у К. Маркса и Ф. Энгельса». В 19271931, оставаясь в Вене, был научным сотрудником Московского Института марксизма-ленинизма. В частности, он работал с марксистскими первоисточниками под руководством директора Института Давида Борисовича Рязанова. После разгрома Института в 1931 изучал документы из венских архивов, посвящённые развитию народного хозяйства Галиции и всей бывшей Австрийской империи в XVIII веке, а также истории рабочего и крестьянского движения.

После подавления пролетарского восстания против фашистской диктатуры Дольфуса и расправы над рабочим движением в Австрии в 1934 Роздольский был вынужден вернуться во Львов, где до 1939 преподавал на кафедре экономической истории Львовского университета, возглавляемой польским учёным Францишком Буяком. В сложных условиях в 19341938 Роздольский, сконцентрировавшийся преимущественно на научной деятельности, совместно со Степаном Рудыком редактировал троцкистское издание «Жизнь и слово» («Життя і слово»), в котором перепечатывались статьи Троцкого и анализировались репрессии против старых большевиков в Советском Союзе, а также велась борьба против националистических настроений в Западной Украине. Наладив в это время сотрудничество с польской троцкистской оппозицией, Роздольский познакомился с Исааком Дойчером, с которым продолжал сотрудничать и после войны.

Освенцим

После начала Второй мировой войны Роздольский организовал с женой Эмилией в оккупированном нацистами Кракове мастерскую, ставшую прикрытием для подпольного антифашистского кружка Адама Лютмана и помощи беглецам из краковского гетто. В сентябре 1942 за помощь преследуемым евреям был арестован гестапо в Кракове и отправлен в Освенцим, где был свидетелем массового уничтожения узников из Польши, Венгрии, СССР и других стран в крематориях. В Освенциме был направлен на принудительные работы столяром на фабрике «Deutsche Ausruestungswerke», расположенной между главным лагерем и Биркенау. Пройдя через концентрационный лагерь в Освенциме, в сентябре 1944 в группе советских и польских военнопленных был переправлен в лагерь в Равенсбрюке близ Берлина, а затем — в Ораниенбург. На протяжении войны, даже пребывая в нацистских концлагерях, Роздольский сохранял уверенность, что война ускорит социалистическую революцию в капиталистических странах и свержение сталинской бюрократии рабочей демократией.

Освобождённый союзническими войсками в 1945, после войны Роздольский некоторое время пробыл в Австрии, после чего выехал в Детройт. В 1949-1951 он устроился на историческом факультете Университета Уэйна, но в годы маккартизма ему отказали в возможности преподавать в университете, и в дальнейшем Роздольский работал в качестве независимого учёного. В одном из архивов Нью-Йорка он обнаружил редкое русскоязычное издание «Экономических рукописей 1857-1859 годов» («Grundrisse») Карла Маркса, вышедших в СССР в 1939, и начал работу над комментарием к этим рукописям.

Наследие Роздольского

Роман Роздольский — автор значительного числа монографий, написанных преимущественно на немецком и польском языке. Основная тематика его работ — происхождение, история, развитие и трактовка марксизма; социально-экономическая история; общественные и революционные движения в Восточной и Центральной Европе XVIIIXIX веков. Он переписывался с целым рядом видных марксистских мыслителей, включая Эрнеста Манделя, Исаака Дойчера, Пауля Маттика и Карла Корша. Несмотря на признание Роздольского западными левыми, его наследие остаётся практически неизвестным в современной Украине (хотя его издавали небольшими тиражами в Югославии и Польской народной республике).

Главным трудом Роздольского считается сборник изданных ранее Stosunki poddańcze w dawnej Galicji» (1962, 2 тт.), «Studien über revolutionäre Taktik. Zwei unveröffentlichte Arbeiten über die II. Internationale und über die österreichische Sozialdemokratie».

Архив Роздольского ныне находится в Институте социальной истории в Амстердаме.

Примечания

  1. Mark Mussachia. Roman Rosdolsky: Man, Activist and Scholar // Science & Society. Vol. 42, No. 2 (Summer 1978). — pp. 198-218.

Ссылки

  • Архивы Роздольского
  • Рая Дунаевская. Критика Романа Роздольского: Методология Роздольского и недостающая диалектика (A Critique of Roman Rosdolsky’s Methodology and the Missing Dialectic)
  • Обзор труда Роздольского «Фридрих Энгельс и проблема неисторических народов»
  • Роман Роздольский: жизнь, мотивы, творчество. Предисловие жены Эмилии Роздольской к книге «К национальному вопросу. Фридрих Энгельс и проблема неисторических народов». Перевод Андрея Здорова
  • Роман Роздольский. Узники и смертники двух лагерей: воспоминания об Освенциме и Биркенау

Раздольский роман осипович, раздольский роман григорьевич, роман роздольский узники и смертники двух лагерей скачать, роздольский роман осипович.

Гаринский городской округ, Элла Авакян, NGC 5302, Категория:Фильмы о вампиршах.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93