Россия (с января 1992 года как Российская Федерация; до того — СССР) участвует в деятельности ОБСЕ с самого начала деятельности организации (в то время — СБСЕ) в 1970-х годах. Русский язык является одним из официальных языков организации.
В Парламентской ассамблее Россия представлена 15 из 320 делегатов[1]. Представитель России является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ[2] В деятельности Суда примирения и арбитража в рамках ОБСЕ Россия не участвует, подписав, но пока не ратифицировав соответствующую конвенцию[3].
В 1999 году по инициативе России в отношении военной операции НАТО в бывшей Югославии был задействован Московский механизм ОБСЕ[4].
БДИПЧ ОБСЕ наблюдало за рядом выборов в России[5]. На выборах Госдумы в 2007 г. и президента в 2008 г. наблюдатели БДИПЧ отсутствовали[6]. В конце 2007 года Россия инициировала проект реформы БДИПЧ, а после его отклонения предложила сократить бюджет бюро[7]. Спорами сопровождалось наблюдение ОБСЕ за думскими выборами 2011 г.[8]
По оценке «Коммерсанта», открытый конфликт между Россией и ОБСЕ начался 3 июля 2004 года, когда в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее организацию в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств»[9]. В 2005 г. Парламентская ассамблея приняла резолюцию по Абхазии, расцененную как критичная по отношению к России[10], а С. Лавров раскритиковал электоральный мониторинг ОБСЕ[11]. В 2006 году на заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ российский министр Лавров заявил о возможности выхода РФ из организации[9], в 2007 году заместитель министра А. Грушко сообщил о сокращении взносов России в бюджет организации[12].
В июле 2004 года по инициативе России Парламентской ассамблеей была принята резолюция о национальных меньшинствах, содержащая рекомендации в адрес Латвии и Эстонии[13].
В 2005 г. была принята предложенная РФ «Дорожная карта реформы ОБСЕ», но, по оценке 2010 года, она осталась на бумаге[14].
В 2009 г. резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ «О воссоединении разделённой Европы» была охарактеризована главой российской делегации как надругательство над историей[15].
В пкт. 19 принятой в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ декларации приветствуется обязательство России к концу 2002 года вывести войска из Молдовы[16]. В 2002 году в декларации форума ОБСЕ в Порто речь шла о том, что Россия «намеревается» вывести войска из Молдовы. В 2005 году из-за спора о выводе войск на совете глав МИДов стран ОБСЕ не была принята итоговая декларация[17]. Летом 2011 года Парламентская ассамблея призвала Россию завершить вывод войск из Приднестровья, ссылаясь на обязательства в рамках ОБСЕ[18][19].
На саммите ОБСЕ в 2011 году, на котором Россия наряду с группой других стран не допустила принятия «Декларацию о фундаментальных свободах в цифровой век»[20], С. Лавров высказал мнение, что ОБСЕ находится в критическом состоянии[21].
В 2012 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Законность в России: дело Сергея Магницкого»[22].
Содержание |
Постоянным советом ОБСЕ назначен представитель при латвийско-российской комиссии по делам военных пенсионеров[23]; ранее согласно латвийско-российской и российско-эстонской договорённостям представители ОБСЕ участвовали также в эстонской Комиссии экспертов по военных пенсионерам[24] и Совместной комиссии по Скрундской РЛС[25].
Россия и ОБСЕ.