Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (сокр. ЭПАС; более распространённое название — программа «Союз» — «Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP)), также известен, как Рукопожатие в космосе — программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон»[1].
Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Основными целями программы были:
Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полётами.
Содержание |
Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей (КК) серии «Союз» и «Аполлон», на каждую из которых был установлен специально впервые разработанный андрогинно-периферийный стыковочный узел АПАС-75, не различавшийся в паре «штырь-конус» на активный и пассивный варианты, участвующие в стыковке. При этом, в то время как ставший двухместным корабль «Союз» типа 7К-ТМ подвергся внешне незначительным другим изменениям (за исключением панелей солнечных батарей, которые в предыдущих транспортных полётах к орбитальным станциям кораблей серии не использовались), оставшийся трёхместным корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в других полётах не использовался ни до, ни после.
Советская сторона изготовила для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из которых четыре совершили полёты по программе ЭПАС. Пятый экземпляр был подготовлен к немедленному старту при необходимости спасательной экспедиции в дни совместного полёта и установлен вместе с ракетой-носителем на стартовой позиции космодрома Байконур, а позже был разобран на компектующие для следующих кораблей серии. Шестой экземпляр позже был дооснащён мощной многоспектральной камерой дистанционного зондирования Земли и совершил в сентябре 1976 года последний для кораблей серии пилотируемый полёт «Союз-22» без стыковки с орбитальной станцией.
В то время как американская сторона репетиционных полётов и резервных кораблей не производила, Советский Союз провёл три испытательных полёта модифицированной для программы ЭПАС версии 7К-ТМ корабля «Союз»: два беспилотных под названиями «Космос-638», «Космос-672» в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт «Союз-16» в декабре 1974 года.
Советские и американские экипажи прошли совместные тренировки на тренажерах КК в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (СССР) и в Центре пилотируемых полетов им. Л.Джонсона (США)[2].
Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы. Перед советскими и американскими учеными и конструкторами встала необходимость решения комплекса проблем, связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения КК, их стыковочных агрегатов, СЖО и оборудования для взаимного перехода из одного КК в другой, средств связи и управления полетом, организационной и методологической совместимости[2].
Системы жизнеобеспечения (СЖО) кораблей «Союз» и «Аполлон» были не совместимы, прежде всего, из-за различия атмосферы. В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Системы аэроциркуляции и кондиционирования были построены на разных принципах. Сообщение между собой атмосфер кораблей привело бы к расстройству автоматики регулирования этих систем. Непосредственный переход из корабля в корабль по этим причинам был невозможен. Простое шлюзование не могло применяться из-за декомпрессионной болезни при переходе из «Союза» в «Аполлон».
В для обеспечения совместимости СЖО и средств перехода был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вместе с «Аполлоном» и позволял космонавтам и астронавтам переходить из корабля в корабль. Переходный отсек представлял собой цилиндр длиной более 3 метров, максимальным диаметром 1,4 метра и массой 2 тонны. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. После выхода на орбиту, «Аполлон», также как «забирал» лунный модуль в лунных полётах, разворачивался на 180 градусов и стыковался с переходным отсеком, «забирая» его у второй ступени «Сатурна».
При переходе экипажей из корабля в корабль в переходном отсеке создавалась атмосфера, соответствующая атмосфере того КК, в который осуществлялся переход[2]. Чтобы уменьшить перепад атмосфер, давление в «Аполлоне» немного подняли до 258 мм рт. ст., а в «Союзе» снизили до 520 мм рт. ст., , повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до получаса, в течение которого пребывание космонавтов в переходном отсеке позволяло избежать декомпрессию и выполнить достаточную десатурацию. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека».[3].
Совместимость стыковочных агрегатов требовала согласованности их принципиальной схемы, геометрических размеров сопрягаемых элементов, действующих на них нагрузок, унификации конструкции силовых замков, герметизирующих устройств. Стыковочные агрегаты, которыми были оснащены корабли «Союз» и «Аполлон», выполнены по парной активно-пассивной схеме «штырь-конус», не отвечали этим требованиям.
Поэтому для установки на корбалях был специально разработан новый андрогинно-периферийный стыковочный узел АПАС-75, отвечающий требованиям совместимости и при необходимости универсальности ролей стыкующихся кораблей[2].
При совместном полёте были проведены несколько научных и технических экспериментов:
Запуски по программе «Аполлон» | ||
---|---|---|
Ракетные испытания | SA-1 · SA-2 · SA-3 · SA-4 · SA-5 · AS-203 | |
Неудавшиеся испытания | QTV-1 · Pad Abort Test-1 · A-001 · A-002 · A-003 · Pad Abort Test-2 · A-004 | |
Испытания макета | A-101 · A-102 · A-103 · A-104 · A-105 | |
Беспилотные запуски | AS-201 · AS-202 · Аполлон-4 · Аполлон-5 · Аполлон-6 · Skylab 1 | |
Полёты на низкой околоземной орбите |
Аполлон-7 · Аполлон-9 · Скайлэб-2 · Скайлэб-3 · Скайлэб-4 · Аполлон (ЭПАС) | |
Лунные миссии | Аполлон-8 · Аполлон-10 · Аполлон-11 · Аполлон-12 · Аполлон-13 · Аполлон-14 · Аполлон-15 · Аполлон-16 · Аполлон-17 | |
Неудавшиеся миссии | Аполлон-1 (AS-204) · Аполлон-13 | |
Отменённые миссии | Аполлон-18 · Аполлон-19 · Аполлон-20 · Скайлэб-спасатель · Скайлэб-5 |
Космические корабли серии «Союз» | ||
---|---|---|
Годы, № полётов | Пилотируемые: | |
1967—1976, 1..20 | ||
1976—1981, 21..40 | ||
1981—1988, 41..60 | ||
1989—1998, 61..80 | ||
1998—2008, 81..100 | ||
2009—2014, 101..125 | ||
Беcпилотные: | ||
1966—1974 | ||
1975—1986 |
Космос-772 • 20 • Космос-869 • -1001 • 32 (посадка) • Космос-1074 • 34 (запуск) • Т-1 • ТМ-1 |
|
Отменённые: | ||
Союз-Аполлон.