Таганро́гский автомоби́льный заво́д (ТагАЗ) — автосборочное предприятие, расположенное в городе Таганроге (Ростовская область России). Аффилированное предприятие ОАО «Таганрогский комбайновый завод».
История
- 1997 год — ведётся строительство Таганрогского автомобильного завода по лицензии и технологии южнокорейской Daewoo Motors. Строительство полностью финансируется за счет ФПГ «Донинвест» (Doninvest Finance) & Industry Group с объёмом инвестиций свыше 260 млн $. При создании используется имеющийся на заводе «Таганрогский комбайновый завод» универсальный конвейер, который быстро переоборудуют для сборки автомобилей. Проект завода разрабатывался ростовскими конструкторами. Строительство заняло год и семь месяцев.
- 12 сентября 1998 года — торжественное открытые завода. Должен был начаться выпуск трех корейских моделей Daewoo Leganza, Nubira и Lanos, которые получили русские названия: «Кондор», «Орион», «Ассоль». Вследствие того, что открытие завода пришлось на самое начало самого тяжёлого в современной истории России экономического кризиса (дефолт 17 августа 1998 года), завод сразу же был переведён в режим консервации. Следующие два года всё оборудование поддерживалось в режиме холостого прогона с целью сохранения работоспособности. Производство автомобилей осуществлялось мелкими сериями по отвёрточной технологии.
- Весна 1999 года — начато пробное серийное производство автомобиля «Орион», концерн «Daewoo» не смог обеспечить стабильную поставку комплектующих. Собрав несколько сотен, ТагАЗ приостановил производство.
- Апрель 2000 года — был подписан контракт с концерном PSA о сборке в Таганроге автомобилей Citroen Berlingo. С июня выпускается 5-местный пикап Citroën Berlingo MkI под маркой «Орион-М» с бензиновым двигателем по лицензии Citroen. Подписано соглашение с Hyundai Motor Company о начале лицензированного производства в Таганроге автомобиля Hyundai Accent.
- Апрель 2001 года — сходит с конвейера первый Hyundai Accent русской сборки.
- 2002 год — начато производство Hyundai Accent с автоматической коробкой передач.
- 2003 год — начато промышленное (SKD) производство Hyundai Accent.
- 2004 год — начато промышленное производство Hyundai Sonata. ТагАЗ отмечен наградой Hyundai за высокий уровень организации производства.
- 2005 год — начато производство коммерческого малотоннажного грузовика Hyundai Porter. Создание конструкторского бюро «TAGAZ KOREA» в Сеуле, Южная корея. Выручка завода составила 12,47 млрд руб. (433,42 млн $), чистый убыток — 390,35 млн руб. (13,56 млн $).
- 2006 год — ТагАЗ удостоен награды «Лучший коммерческий автомобиль 2006 года в России» за Hyundai Porter. Начато производство автобусов Hyundai County.
- Апрель 2007 года — начался выпуск старого поколения внедорожника Hyundai Santa Fe.
- Май 2008 года — начато производство Hyundai Elantra XD.[3]
- Март 2009 года — ТагАЗ выводит на российский рынок два автомобиля собственной разработки. Это седан класса C2, проект носит название TAGAZ C-100,[4] позже машина получает имя Tagaz Vega, а также коммерческий малотоннажный грузовик Tagaz Master с дизельным двигателем, первоначально имеющий название T-100 и T-150 для версии грузоподъемности 1 и 1,5 т, соответственно. Представлен автобус для перевозки детей на базе Hyundai County, оснащенный системой мониторинга транспортных средств на основе спутниковой системы навигации ГЛОНАСС.
- 2010 год — Сбербанк организует реструктуризацию долга ТагАЗа.[5] Анонсировано строительство третьего производственного завода в Бангладеш с инвестициями $2 млрд. Приобретен необходимый земельный участок в районе Кишоренганж. По плану продажа первого автомобиля должна произойти в 2012 году.[6][7][8] В апреле на выставке КОМТРАНС (Москва) была представлена новая модель 14 местного автобуса TagAZ LC-100 BUS, созданного на базе TAGAZ LC-100 Master.[9] Также в выставке участвовали модели автобусов Hyundai County, Hyundai County Long и низкополый РоАЗ-5236. 5 июля ТагАЗ заключил соглашение о партнерстве с китайской BYD Auto.[10] По этому соглашению завод наладит сборку среднеразмерных седанов BYD F3 по полному циклу и будет продавать их через свою дилерскую сеть. В октябре начата сборка автомобилей под брендом Vortex: Corda (рестайлинг Chery Amulet) и Tingo (измененный Chery Tiggo).[11]
- 2011 год — Начало продаж автомобиля Tagaz C10,[12] являющегося локализованной версией китайского автомобиля JAC A138 Tojoy.[13]
Предполагаемое банкротство
С наступлением мирового финансового кризиса, в 2009 году, объём производства «ТагАЗа» упал в три раза, задолженность перед банками достигла 20 млрд руб. В 2010 году задолженность перед большинством банков была реструктуризирована, остался только долг перед банком ВТБ в размере 5,8 млрд руб. Банк подал в суд заявление о признании «ТагАЗа» банкротом, но в декабре 2011 года, после совместного совещания с собственниками предприятия с участием премьер-министра Владимира Путина все-таки договорился реструктуризировать задолженность и отозвал иск[14].
Тем не менее в начале апреля 2012 года в арбитражный суд Ростовской области вновь поступил иск о банкротстве «ТагАЗа», на этот раз от самого предприятия[14].
В мае 2012 года стало известно, что из 3795 человек, работающих на предприятии, будут сокращены 2695[15]. По словам руководства завода, данное решение продиктовано спадом производства с 3000 автомобилей в месяц до 1500 при фонде оплаты труда в 50 миллионов рублей[15].
10 сентября 2012 года по информации Центра занятости населения Таганрога ООО «Таганрогское автомобильное производство» («ТагАвтоПром»)сократило 1308 человек[16].
Собственники и руководство
Акции предприятия принадлежат следующим компаниям (по данным на 30.06.2009)[17]:
- Ikaria Interntional Technologies Aktienges — 19,63 %;
- Pemberton Establishment — 19,17 %;
- Fortum Aktiengesellschaft — 17,41 %;
- Di Technologies GMBH — 14,78 %;
- Sapor Invest Inc. — 14,64 %;
- Asha Holding Aktiengesellschaft — 14,37 %.
Фактический владелец — М. Ю. Парамонов, российский предприниматель, генеральный директор финансово-промышленной группы «Донинвест».
Производственные мощности
Завод с производством полного цикла общей площадью 60 тыс. м² разбит на 5 цехов:
- сварочно-кузовной цех;
- цех окраски;
- сборочный цех (4 линии);
- цех гальваники;
- цех функционального тестирования.
Конвейерная линия ТагАЗа размещена по вертикали — на четырёх этажах главного корпуса завода. Сообщение между уровнями организовано при помощи системы лифтов и подъемников. Каждый из уровней оборудован монорельсами, подъемными и транспортными механизмами. Оборудование размещено очень компактно.
Все выпущенные с конвейера автомобили проходят дорожный тест на треке с различными дорожными покрытиями.
Показатели деятельности
Производственная мощность завода — 180 000 единиц 6 разных моделей автомобилей в год.
Производство автомобилей
1999 |
2000 |
2003 (за 9 месяцев) |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
586 |
298 |
3810 |
25 602 |
45 417 |
55 900 |
79 620 |
106 322[18] |
29 240 |
25 166 |
30 551[19] |
Модельный ряд
Под брендом Vortex
Под брендом Tagaz
Изданию «За рулём», из источников, близких к руководству компании, стало известно, что к 2012 году на заводе планируется начать производство модели собственной разработки TagAZ Aquella (индекс PS511). По некоторым данным, новый автомобиль имеет корейское происхождение и будет использовать в своей конструкции революционные дизайнерские и технические для российского автопрома решения[20].
Под брендом Hyundai Motors
В мае 2010 года стало известно, что в связи с запуском собственного завода Hyundai под Санкт-Петербургом и увеличением объёмов продаж автомобилей марки Tagaz руководство Таганрогского автомобильного завода приняло решение о прекращении производства корейских авто. В I квартале 2010 года собранные на заводе автомобили марки Hyundai были реализованы в количестве 4463 экземпляра, а одна только Vortex Estina разошлась тиражом в 1052 экземпляра. На 23 мая 2010 года ТагАЗ уже свернул выпуск Hyundai Sonata,[21] продолжая выпуск коммерческих автомобилей Hyundai Porter.[10]
Под брендом BYD
Примечания
- История Донинвест — официальная история марки автомобиля. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- ↑ 250 крупнейших компаний ЮФО//Эксперт-Юг. 9-22 ноября 2009 № 42-43
- «ТагАЗ» начал производство Hyundai Elantra XD // 1606-1829 (Online). — 17:16 4 мая 2008 года.
- Седан собственной разработки от ТагАЗ (4 марта 2009). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 15 апреля 2009.
- Сбер организует реструктуризацию долга «ТагАЗа» (21 января 2010). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
- Korean automobile company(Tagaz Korea) to manufacture cars in Bangladesh (англ.) (14 Октября 2009). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- Tagaz team looks into technicalities before setting up car plant (англ.) (10 Февраля 2010). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- South Korean company to manufacture cars in Bangladesh (англ.) (15 Октября 2009). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- Таганрогский Автомобильный Завод примет участие в выставке Comtrans 2010. drive.ru (15 апреля 2010). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- ↑ ТагАЗ поедет по-китайски. №119 (4419). Газета «Коммерсантъ» (06.07.2010). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 6 июля 2010.
- ТагАЗ переименовал еще двух «китайцев». РБК DAILY (14.10.2010). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 15 октября 2010.
- ТагАЗ выводит на рынок очередной народный автомобиль для россиян. РБК DAILY (07.06.2011). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- В Таганроге будут собирать китайский JAC A138 Tojoy, он будет стоить не дороже $12,5 тысячи. Газета.ру (с ссылкой на РИА Новости) (07.06.2011). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
- ↑ «Тагаз» подал иск о собственном банкротстве. // vedomosti.ru. Архивировано из первоисточника 3 июня 2012. Проверено 9 апреля 2012.
- ↑ 1 2 Клеони И. «Готовность номер один» // Таганрогская правда. — 2012. — 22 мая.
- ↑ Кононова Л. ТагАЗ уволил 1308 сотрудников // Город N. — 2012. — 25 сент.
- http://slon.ru/company/4108/sh/ Акционеры — ТагАЗ
- «ТагАЗ» ведет переговоры с банками о реструктуризации своих долгов
- ТагАЗ: итоги за 2011-й год и планы на 2012-й.
- ТагАЗ готовит к выпуску новую модель собственной разработки (рус.) (7 января 2012 года). Проверено 7 января 2012.
- ТагАЗ прекращает производство Hyundai (23.05.2010). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 6 июля 2010.
Ссылки
- Официальный сайт предприятия