Центральный парк культуры и отдыха им. Горького | |
Центральный вход |
|
Дата основания |
1928 |
---|---|
Местонахождение | |
Площадь |
100 га |
Сайт |
http://www.park-gorkogo.com/ |
|
|
Центральный парк культуры и отдыха им. Горького на Викискладе |
Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького — крупный парк в центре Москвы.
Основан в 1928 году, территория — 100 га. Главным архитектором ЦПКиО, осуществившим в конце 20-х годов XX века планировку партера парка — от входа до Нескучного сада, являлся архитектор-авангардист К. С. Мельников. Сегодня Нескучный сад является частью ЦПКиО им. М. Горького.
Содержание |
В пешеходной доступности от парка находятся станции метро «Парк Культуры» (Сокольнической и Кольцевой линии) и «Октябрьская» (Калужско-Рижской и Кольцевой линии).
Как главный архитектор парка, К. С. Мельников осуществил планировку его партера, в основном сохранившуюся до наших дней. Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время подготовки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектор И. В. Жолтовский. В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды»[1]. Фонтан по проекту Мельникова осуществлён не был, но в середине 1930-х годов на том же месте был сооружён иной по характеру фонтан архитектора А. В. Власова. ОФормление отдельных частей парка осуществил в 1944—1945 годах архитектор И. А. Француз. Центральный вход в парк сооружён по проекту архитектора В. А. Щуко.
Летом 2011 года на территории Парка Горького началась реконструкция. За лето и осень 2011 года было демонтировано около 100 аттракционов и незаконных объектов. На месте демонтированных объектов уложено более 2 тыс.кв.м. нового асфальтового полотна, разбито 1,9 га новых газонов и цветников. Последний аттракцион был разобран в ноябре 2011 года.
Бесплатный вход, Wi-fi покрытие, новые зоны, созданные в духе самых современных тенденций дизайна, новые точки питания от крупных ресторанных групп Москвы, продуманная программа мероприятий, экологический подход и внимание к людям — все это за короткое время превратило Парк Горького в новый эпицентр жизни столицы. Особое внимание уделяется архитектурному наследию и фауне. Очищены Голицынский и Пионерский пруды — сюда привезли новый редкий вид черношеих лебедей, запустили рыбу. В Парке Горького начались работы по благоустройству памятников культурного наследия: «Голицынской стенки» на Пушкинской набережной, пяти фонтанов, входящих в комплекс памятника архитектуры «Беседка им. 800-летия Москвы» на территории Нескучного сада и фонтана «Розарий».
Зимой 2011 года в ЦПКиО им М. Горького открылся каток площадью 15 000 кв. м. Этот каток стал самым крупным в Европе катком с искусственным льдом, кататься на котором можно даже при плюсовой температуре (до +15С). Каток в Парке Горького в 2012 году работал до середины марта. В центральной части появились деревянные мостики и большой пешеходный мост, по которому можно перейти к другим площадкам, ограждения для катания. Все площадки для катания (а их 5, включая хоккейную) работают с 10:00 до 23:00 ежедневно. Открыты пункты проката, для которых закуплено 4 тысячи различных видов коньков: фигурных, хоккейных, детских. Работает школа фигурного катания.
Новое руководство ЦПКиО им. Горького намерено вернуть ему статус культового места. Упор будет делаться на инфраструктуру и благоустройство парка. От аттракционов решено отказаться. «Брендом» будет только колесо обозрения, подобное лондонскому[2][3][4].
Примечательно, что именно в Детском городке ЦПКиО имени А. М. Горького была открыта первая детская железная дорога.[5] И хоть протяжённость её была невелика — всего 528 м — она была полноценной детской железной дорогой. На обоих концах дороги имелось по одной тупиковой станции (правда, одна — без станционных построек). На главной станции располагалось депо и собственная электроподстанция.
ДЖД в Парке Культуры была открыта ещё в 1932 году, то есть, на три года раньше Тбилисской ДЖД, которая по общепринятой хронологии детских железных дорог считается самой первой. И мало того — дорога была к тому же и электрифицированной! На линии курсировал самодельный трёхвагонный электропоезд, получавший питание от контактной сети. Средний вагон электропоезда был моторным, а оба головных — прицепными. Кем был спроектирован и изготовлен этот состав, неизвестно. Есть предположение, что его построили пионеры станции Подлипки Московского железнодорожного узла
В 1936 году был утверждён проект удлинения дороги ещё на 410 м, строительства моста и переоборудования или постройки нового депо. Кроме того, планировалось построить три новых моторных вагона для второго электропоезда, паровоз и три вагона к нему. Удалось ли реализовать эти планы, неизвестно
В настоящее время имеются лишь два документальных подтверждения её существования — статью с фотографией в газете «Вечерняя Москва» за 9 января 1933 года и несколько строк в книге заместителя председателя Комитета содействия строительству детских железных дорог СССР А. И. Волкова «25 детских железных дорог СССР», изданной в 1936 году в Воронеже.
К 1939 году ДЖД уже не существовала, а московская общественность была увлечена проектом строительства большой детской железной дороги в Измайловском парке.
Весной 1943 года на территории парка были выставлены образцы трофейной немецкой техники, в том числе первый захваченный исправный танк «Тигр».
После урагана, пронесшегося над Москвой в 1998 году, уборкой парка от многочисленных поваленных деревьев занимались курсанты 2 и 3 курсов Военного университета Министерства обороны РФ. Их казармы находились неподалеку от парка — на Комсомольском проспекте.
В парке снимался эпизод фильма [1]
Это заготовка статьи о Москве. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Центральный парк культуры и отдыха им. Горького (Москва).