Эстака́дный тра́нспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) — городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде. Линии эстакадного транспорта строятся в городах мира с конца XIX века. Одним из первых была надземка Нью-Йорка на паровой тяге, открытая «шайкой Твида» в 1867 году.
Содержание |
Первые из этих линий использовали паровозы либо механическую передачу от стационарных паровых машин, впоследствии линии были электрифицированы. В середине XX века число эстакадных линий стало снижаться: некоторые системы закрыты целиком (Ливерпуль, 1956), в других эстакадные линии заменяются подземными (Нью-Йорк).
Эстакады в первых системах были стальными, сейчас часто заменяются железобетонными (например, в Чикаго). Вопреки общемировой тенденции, в 2003 году в Москве была открыта Бутовская линия лёгкого метро, на 2/3 проходящая по стальным эстакадам; проектируются линии в Солнцево и Новокосино.
Хотя в настоящее время эстакадный транспорт по большей части используется в городском транспорте как альтернатива подземным тоннелям одной из самых длинных дорог такого типа была Морская железная дорога Флориды(Florida East Coast Railway) соединяющая город Майами (США) с островами Ки-уэст, которая в значительной части проходила над шельфом океана по железнодорожным эстакадам. Эта дорога действовала несколько десятилетий и в 1938 году была переделана в автомобильное шоссе.
Строительство наземных и надземных станций и перегонов железных дорог (наиболее простых по конструкции) обходится намного дешевле и занимает меньше времени по сравнению с подземными. (По ценам 2006 года стоимость 1 км тоннеля, построенного открытым способом, составляет приблизительно 1,4 млрд руб., а 1 км тоннеля, построенного закрытым способом, около 2-2,2 млрд руб. Необходимо также учитывать, что эти цифры приведены для одного однопутного тоннеля. Учитывая, что метрополитен, как правило, строится двухпутным, то, как это делается в России, используется 2 тоннеля. Следовательно, при расчётах цены необходимо умножать на 2. В качестве примерной стоимости в расчёте на километр надземных железных дорог обычно берут общий объём средств, выделенных на сооружение Бутовской линии (7,2 млрд рублей на 5,2 км в 2001—2003 годах) и грубо делят на суммарную длину участка, получая цифры порядка 1,4 млрд руб./км (42 млн.$./км).
Под строящимися эстакадами располагаются существовавшие ранее и работающие развязки, автодороги и инженерные коммуникациями.
Нет типичных проблем с вентиляцией, плывунами (см. Размыв в Петербургском метрополитене).
Эстакадный транспорт вальс, эстакадный транспорт на воздушной подушке, краснов м.а эстакадный транспорт.
Категория:Ниспоренский район, NGC 5659, Патриотический фронт (Зимбабве).