Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Houdini

Houdini
Houdini logo

скриншот программы Adobe Flash Builder под Windows 7
Разработчик

Side Effects Software

Операционная система

Microsoft Windows, Mac OS X, Linux

Последняя версия

11.0.504

Сайт

Официальная страница программы (англ.)

Houdini — профессиональный программный пакет для работы с трёхмерной графикой, разработан компанией Side Effects Software (Торонто, Канада). Главное отличие данного пакета то, что он является средой визуального программирования.

Содержание

Основные возможности программы

Ноды (Nodes)

Возможно, слово «нода» (от англ. Node) не совсем правильное название, но оно широко встречается в немногочисленных русскоязычных источниках по Houdini и не только. Итак, нода — это основная стуктурная единица Houdini, способная в соотвествии с её типом обрабатывать определённые данные и возвращать результат. В большинсте случаев, пользователь имеет дело с графическим представлением ноды, которая отображается ввиде прямоугольника с входными и выходными соединениями. Выходное соединение одной ноды можно соединить с входным другой, тем самым, обеспечивая передачу данных между ними. Можно сказать, что моделирование в Houdini — это процесс создания и соединения нод, при этом получается, что любой операции в сцене будет соотвествовать определённая нода, что является своеобразной историей произведённых действий с возможностью свободного их изменения.

Графы (Networks)

Ноды расположенные в рабочем пространстве и их соединения, образуют графы (Networks). Такие графы могут относится к одному из ниже приведённых типов: [2]

  • Objects (OBJ) — является контейнером верхнего уровня для всех геометрических объектов (источников света, камер, объектов SOPs и т д.). Позволяет определять пространственные и иерархичские зависимости между объектами сцены
  • Geometry (SOP) — обладает полным функционалом для моделирования. Обычно такой граф содержит ноды-генераторы (куб, сфера, плоскость) и ноды-преобразования (трансформация, сжатие, булевые операции). Такой граф может содержать только одну активную ноду, которая будеть определять результирующую геометрию объекта SOP
  • Particles (POP) — такой граф позволяет создавать источники частиц и определять их поведение с помощью соответствующих нод
  • Motion and audio channel operators (CHOP) — такой граф содержит ноды для управления каналами данных (любой параметр сцены, информация из аудиофайла). Является инструментом процедурной анимации
  • Compositing (COP) — содержит ноды 2D-преобразования графических изображений. Является полноценным инструментом композитинга. По сравнению с другими пакетами моделирования, инструмент композитинга Houdini — это не отдельная программа. Данные из COP могут быть напрямую задействованы в трехмерной сцене
  • Dynamics (DOP) — граф для создания физических свойств объекта и расчёта их взаимодействия. Позволяет создавать реалистичное поведение объектов, к примеру, столкновение твёрдых тел с расчётом деформации или разрушения исходных объектов или поведение тканей
  • Shaders (SHOP) — содержит ноды шейдеров. Параметры этих нод изменяют свойства определённого шейдера
  • Render outputs (ROP) — содержит ноды рендеринга. Каждая такая нода обладает определённым набором параметров визуализации, к примеру: диапазон кадров для просчёта, активная камера, имя фаила для сохранения результатов рендеринга и т д. Такие ноды могут соединятся между собой, создавая зависимости
  • VEX Builder (VOP) — граф для визуального программирования Houdini. Приемущественно используется для программирования шейдеров.

Граф каждого из типов обладает своим собственным, уникальным набором нод, при этом, почти в любом графе можно создать подграф другого типа, а также существуют механизмы обмена информацией между графами различных типов. К примеру, при создании источника частиц в графе POP может быть использована информация из объекта SOP, которая будет определять геометрическую форму источника.

Пользовательские ноды (Digital assets)

Графы могут быть объеденены в самостоятельную структуру — «пользовательскую ноду» (Digital asset) со своим названием и набором регулируемых параметров. Существуют примеры создания очень сложных процедурных моделей с большим числом регулировок, к примеру: процедурная дорога, которая в зависимости от перепадов высот сама встраивает сложные мосты или тунели, пользователю лишь нужно указать путь по которому эта доргога будет проходить или процедурная книга где пользователь указывает количество страниц, размеры и путь папки с текстурами, изменяя параметр отвечающий за номер открытой страницы можно создавать анимацию перелистывания книги или журнала.

Типы данных

Ноды в Houdini могут обрабатывать большое число типов данных:

  • Геометрические данные — точки, примитивы, нормали, проекции, кривые и т. д.
  • Графические данные — графические файлы, данные из COPs и т. д.
  • Частицы — структуры данных для POPs
  • Физические данные — DOPs
  • Строчные данные — текстовые объекты, файловые пути, команды HScript и т. д
  • Числовые данные — параметры операторов, атрибуты, векторы, большинство данных для программирования шейдеров и т. д

А для CHOPs ещё и:

  • Информация с устройств ввода — мыши, клавиатуры, графического планшета, MIDI-порта, микрофона
  • RAW данные из файла
  • Данные из TCP/IP-соединения
  • Аудио-поток из файла или виртуального микрофона расположенного в пространстве сцены.

Программирование в Houdini

Каждый оператор имеет свой адрес в проекте схожий по структуре с Unix-подобными операционными системами

Достижения

За использование Houdini для имитации природных явлений с помощью частиц и сложных процедурных трёхмерных моделей, компания Side Effects Software в 2002 году, получила премию «Оскар» за технические достижения (Scientific and Engineering Award) [3], а по мнению англоязычной википедии и за возможности трёхмерной обработки звука с помощью CHOPs.

Версии Houdini

Houdini относительно дорогой продукт, но существует и бесплатная версия Houdini Apprentice — которую можно использовать для некоммерческого использования, а так же свободно загрузить с официального сайта программы.

Примечания

  1. Spatial audio. Проверено 4 октября 2010. (англ.)
  2. Network types. Проверено 4 октября 2010. (англ.)
  3. 75th Annual Academy Awards (2002). Проверено 3 октября 2010. (англ.)

Ссылки

  • Форум по Houdini на cgtalk.ru (рус.)
  • HoudiniClub (рус.)


Houdini.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93