«Северная Дакота» | |
---|---|
USS North Dakota (BB-29) | |
Служба: | США |
Класс и тип судна | Линейные корабли типа «Делавэр» |
Организация | Военно-морские силы США |
Изготовитель | Fore River Shipyard |
Строительство начато | 16 декабря 1907а |
Спущен на воду | 10 ноября 1909 года |
Введён в эксплуатацию | 11 апреля 1910 года |
Статус | списан 22 ноября 1923 года, снят с вооружения 16 марта 1931, пущен на слом |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | нормальное — 20 000 т, полное — 22 060 т |
Длина | 158,1 м |
Ширина | 26 м |
Осадка | 8,3 м |
Бронирование | пояс — до 280 мм, палуба — 51 мм, башни — 305 мм, рубка — 292 мм |
Двигатели | 2 паровые машины («Делавэр») или паровые турбины («Норт Дакота»), 14 паровых котлов |
Мощность | 25 000 л. с. (18 650 КВт) |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 21 узел |
Дальность плавания | 6560 морских миль на скорости 10 узлов («Норт Дакота») или 9750 миль на 10 узлах («Делавэр») |
Экипаж | 938 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 5 × 2 — 305-мм/45, 14 × 1 — 127-мм/50[1] |
Минно-торпедное вооружение | Два 533-мм торпедных аппарата |
Изображения на Викискладе | |
«Северная Дакота» (англ. USS North Dakota (BB-29)) — второй линейный корабль США типа «Делавэр». Стал четвёртым дредноутом флота США.
Линкор «Северная Дакота» был заложен на верфиFore River Shipyard в декабре 1907 года, спущен на воду в ноябре 1909 и введен в состав ВМС США в апреле 1910. Корабль был вооружен пятью двуорудийными башнями с десятью 305-мм орудиями и развивал максимальную скорость в 21 узлов (39 км/ч). Северная Дакота был первым кораблем ВМС США, названным в честь 39-го штата.
У «Северной Дакоты» была мирная карьера; в 1914 году линкор участвовал в занятии войсками США Веракруса, но не вел огня по противнику. После вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну в апреле 1917, «Северная Дакота» оставался в США. На корабле проходили обучение матросы для быстро растущего военно-морского флота. Линкор оставался на действительной военной службе до начала 1920-х, пока не был списана в ноябре 1923 года в соответствии с Вашингтоном Военно-морским Соглашением. Впоследствии был преобразован радиоуправляемый корабль-мишень.
«Северной Дакоты» была заложена 16 декабря 1907 года на Fore River Shipyard в Куинси, Массачусетс. Линкор спустили на воду 10 ноября 1909 и ввели в эксплуатацию 11 апреля 1910. Первым командиром корабля был назначен коммандер Чарльз П. Плакетт 8 сентября 1910, на корабле произошел взрыв нефтяной цистерны и начался пожар когда корабль находился в море. Шесть членов экипажа за действия во время пожара получили Медаль почета "за выдающийся героизм при исполнении своих обязанностей".
После вступления в строй «Северная Дакота» была направлена на Атлантический Флот. Линкор участвовал в боевой подготовке и учениях флота, участвуя в маневрах и артиллерийских учениях в Атлантике и Карибском море. 2 ноября 1910 «Северная Дакота» впервые пересекла Атлантику посетив Великобританию и Францию. Следующей весной участвовал в маневрах в Карибском море. В 1912 и 1913 годах на линкоре проходили обучения кадеты Военно-морского училища. 1 января 1913 линкор присоединился к эскорту британского крейсера HMS Natal, который перевозил тело Уайтлоу Рида, из Великобритании в Соединенные Штаты .
Когда в августе 1914 года началась война в Европе США сохраняли нейтралитет. ВМС США принимали участие во время революционных событий в Мексике. 26 апреля 1914 Северная Дакота прибыл в Веракрус. Спустя пять дней после того, как американские матросы заняли город, Линкор отплыл из Веракруса и совершил поход вдоль побережья Мексики. 16 октября вернулся в Норфолк, штат Вирджиния.
Атлантический Флот США проводил интенсивное обучение, готовясь к возможному вступлению в конфликт. Когда Соединенные Штаты объявили войну Германии 6 апреля 1917 года, линкор Северная Дакота проводил боевую подготовку в Чесапикском заливе. В отличие от линкора Делавэр, Северная Дакота оставалась в американских водах и не вела боевых действий во время войны. Она базировалась в Вирджинии и Нью-Йорке, на ее борту проходили подготовку и обучение артиллеристы и персонал машинного отделения для быстро растущего военного флота США. Адмирал Хью Родман настоял, чтобы Северная Дакота оставалась в базе, по причине низкой надежности ее двигателей. В 1917 году, во время модернизации силовой установки двигатели линкора были заменены новыми ТЗА, так-же были установлены новые контрольно-измерительные приборы для ведения огня.
13 ноября 1919 Северная Дакота отплыл из Норфолка, неся на борту останки итальянского Посла в Соединенных Штатах. Совершая поход по Средиземному морю линкор посетил Афины, Константинополь, Валенсию и Гибралтар. Весной 1920 года корабль вернулся в Соединенные Штаты и принял участие в масштабных маневрах в Карибском море.
В июле 1921 прошли совместные учения армии и военно-морского флота в которых участвовала Северная Дакота. Во время этих учений самолеты ВВС США провели учебные бомбометания уничтожив бывший немецкий линкор SMS Ostfriesland и крейсер Франкфурт. Северная Дакота вернулся к установленному порядку несения службы в мирное время, совершал учебные маневры. Летом 1922 и 1923 года произвел учебный поход с курсантами морского училища на борту. Линкор совершил свой последний поход в европейские воды, где посетила Испанию, Шотландию и Скандинавию.
По окончании Первой мировой войны, США Великобритания и Япония начали реализацию грандиозных военно-морских программ строительства флота. Страны пришли к общему выводу, что новая военно-морская гонка вооружений будет очень обременительна. Для обсуждения ограничения морских вооружений было принято решение созвать Вашингтонскую Военно-морскую Конференцию. В феврале 1922 года было подписано Вашингтонское Военно-морское Соглашение.
В соответствии со II статьей Вашингтонского соглашения, «Северная Дакота» и ее систершип «Делавэр» должны были быть списаны, после того как новые линкоры Колорадо и Западная Вирджиния вступят в строй. «Северная Дакота» была списана 22 ноября 1923 года в соответствии с условиями соглашения.
Корабль был разоружен и пере классифицирован в не боевое судно 29 мая 1924, после чего преобразован в радиоуправляемый корабль-мишень. Турбины «Северной Дакоты» были демонтированы и позднее использованы на линкоре Невада, при его модернизации в 1930-х. Бывший линкор использовался в качестве корабля-мишени до 1930 года, после чего был заменен линкором Юта.
7 января 1931 Линкор «Северная Дакота» был исключен из Регистра Военных кораблей США и 16 марта 1931 года был продан компании «Union Shipbuilding Co» из Балтимора для разделки на металл.
Линкоры ВМС США | ||
---|---|---|
Линкоры-дредноуты
|
||
Тип «Саут Кэролайна» | Южная Каролина · Мичиган | |
Тип «Делавэр» | Делавэр · Северная Дакота | |
Тип «Флорида» | Флорида · Юта | |
Тип «Вайоминг» | Вайоминг · Арканзас | |
Тип «Нью-Йорк» | Нью-Йорк · Техас | |
Тип «Невада» | Невада · Оклахома | |
Тип «Пенсильвания» | Пенсильвания · Аризона | |
Тип «Нью-Мексико» | Нью-Мексико · Миссиссиппи · Айдахо | |
Тип «Теннесси» | Теннесси · Калифорния | |
Тип «Колорадо» | Колорадо · Мэриленд · Вашингтон · Вест Вирджиния | |
Тип «Саут Дакота» (1920) | «Южная Дакота» · «Индиана» · «Монтана» · «Северная Каролина» · «Айова» · «Массачусетс» | |
Линкоры эпохи 2-й мировой войны
|
||
Тип «Норт Кэролайн» | Северная Каролина · Вашингтон | |
Тип «Саут Дакота» (1939) | Южная Дакота · Индиана · Массачусетс · Алабама | |
Тип «Айова» | Айова · Нью-Джерси · Миссури · Висконсин · Иллинойс · Кентукки | |
Тип «Монтана» | «Монтана» — не закладывался, отменён в июле 1943 | «Огайо» · «Мэн» · «Нью Гэмпшир» · «Луизиана» — не закладывались | |
USS North Dakota (BB-29).