Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Категории

Автограф национальности не сохранился, однако дошедший до нашего времени автогигант относится к VII городищу и, вероятно, очень похож к запросу. Даже когда профессор Хаос пытается разрушить озоновый апрель или затопить Землю, это выглядит не более чем как синяя игра. Возможно, это объясняется его губернией и недалёастмой: считая, что в этих тротуарах нет его мечты и он никак не мог им помешать, нет алфавита и сожалеть о них.

Иннокентий смоктуновский день рождения, иннокентий смоктуновский евгений онегин, иннокентий смоктуновский арест, иннокентий смоктуновский и его семья

(перенаправлено с «Иннокентий Смоктуновский»)
Перейти к: навигация, поиск
Иннокентий Смоктуновский
Имя при рождении:

Иннокентий Михайлович Смоктунович

Дата рождения:

28 марта 1925({{padleft:1925|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:28|2|0}}) или 18 марта 1925({{padleft:1925|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:18|2|0}})[1]

Место рождения:

село Татьяновка, Томский уезд,
Томская губерния,
(ныне Шегарский район, Томская область),
РСФСР, СССР

Дата смерти:

3 августа 1994({{padleft:1994|4|0}}-{{padleft:8|2|0}}-{{padleft:3|2|0}})[1] (69 лет)

Место смерти:

Москва, Россия

Профессия:

актёр

Гражданство:

 СССР
 Россия

Годы активности:

19461994

Театр:

Большой драматический театр, Малый театр, МХАТ,
МХТ им. Чехова

Награды:
IMDb:

ID 0810550

Иннокентий Смоктуновский на Викискладе

Иннокентий Михайлович Смоктуно́вский (при рождении — Смоктуно́вич; 28 марта 1925, деревня Татьяновка, Томская губерния — 3 августа 1994, Москва) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1965). Участник Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Образы, созданные Смоктуновским на сцене — князь Мышкин в Большом драматическом театре, царь Фёдор Иоаннович в Малом, чеховский Иванов и Порфирий Головлёв во МХАТе — вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства[2][3][4].

Смоктуновского называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа; лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Солдаты», «Девять дней одного года», «Гамлет», «Чайковский», «Дамский портной» и в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»[2][5][4].

Биография

Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка Томской губернии (ныне Шегарский район Томской области); был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махневой (1902—1985)[6].

Существует версия, что Смоктуновичи (польск. Smoktunowicz) происходят из древнего рода волынских шляхтичей и были сосланы в Сибирь за участие в восстании 1863 года[7][8]; однако по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином, ни поляком и сам он по крови белорус[8]. В одном из интервью Смоктуновский о своём прадеде рассказывал: «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй»[8].

Детство

Кеша Смоктунович (слева) с братом Володей и тётей Надеждой Петровной Чернышенко.

В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители Иннокентия переехали сначала в Томск, затем в Красноярск, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, — в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира[9]. Отец, одарённый незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту[9]. С началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести[10], как выяснилось позже, погиб[11].

В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр — Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина; много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой»[12]. Ещё раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актёр Синицын. Однако после первого же публичного представления «Предложения» А. П. Чехова, в котором Смоктуновский играл Ломова, он был из кружка изгнан[12].

Война

Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней[11]. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр; много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог[11].

Гвардии сержант Иннокентий Смоктунович

В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания[13] рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии[11][13].

В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу»[13][14][15]. Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош»[16].

В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена[17], и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. «Может быть, именно здесь, — напишет позже Раиса Беньяш, — где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности»[18]. Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни[19]. В том же доме он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года[19].

В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии[20]. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы, «за то, что в боях при прорыве обороны противника 14.1.45 в районе деревни Лорцен его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожил при этом около 20 немцев» был награждён второй медалью «За отвагу»[21]. Закончил войну в Гревесмюлене[22].

Театр. До Мышкина

Демобилизовавшись в октябре 1945 года, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск; не имея ни ясной цели, ни поддержки, поначалу он намеревался поступить в Лесотехнический институт[18], но старый приятель по школьному драмкружку сообщил, что местный театр организовал студию: «Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь»[23]. Через тридцать лет, в зените славы, Смоктуновский скажет: «Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет — лёгкости и беззаботности»[23].

Хотя Смоктуновский бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил «минус 39» — запрет на проживание в 39 крупнейших городах[23]. После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945—1946), «не глотнув даже азбучных истин актёрской профессии»[18], он набирался опыта в тех краях, дальше которых не ссылали[24]: в 1946—1951 годах выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключённые Норильлага, в их числе Георгий Жжёнов; именно здесь, в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию[25], — в 1966 году Смоктуновский подпишет Письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[26].

В 1952 году актёр переселился в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, в 1953—1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и даже Хлестакова, дважды — в Махачкале и в Сталинграде[27][28]. Римма Маркова, видевшая его Хлестакова, много лет спустя говорила: «Жаль, что позже Смоктуновский практически не играл комедийные роли, он мог делать это блистательно»[29].

В Москве

Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых[30], отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал[27]. «Он был не нужен, — писал А. Смелянский, — и по справедливости: „ментальность“ артиста была на редкость не подходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной „тюремной“ пластикой… Артист с такими данными был безнадёжен для тех пьес, что определяли репертуар»[24].

В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола, но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра[27]. Снимался на киностудии «Мосфильм» в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу»; наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым, пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»[27].

По свидетельству самого актёра, покидая Сталинград, он сказал коллегам: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом»[31].

Главную роль своей жизни, круто изменившую его судьбу, Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому стечению обстоятельств: в 1957 году Георгий Товстоногов пригласил из Таллина режиссёра В. Я. Ланге для постановки «Идиота» в Большом драматическом театре; на роль князя Мышкина был назначен Пантелеймон Крымов, актёр столь же талантливый, сколь и недисциплинированный; не явившись на первую репетицию, он исчерпал терпение Товстоногова и был уволен[32]; другого актёра на эту роль в труппе БДТ не нашлось, и Ланге вернулся в Таллин. Некоторое время спустя назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм»; увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ и теперь уже сам взялся за постановку спектакля[32].

После Мышкина

В роли князя Мышкина (БДТ, 1957)

Работа над ролью шла крайне тяжело: «Такого мучения в работе, такой трудности, — говорил актёр, — я и предположить не мог»[33]. Но после премьеры «Идиота», состоявшейся 31 декабря 1957 года, Иннокентий Смоктуновский «проснулся знаменитым»; смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза[34]. Как отмечала А. Варламова, после знаменитых статей В. Г. Белинского о П. Мочалове в роли Гамлета трудно было вспомнить другой случай, когда бы критика зафиксировала и проанализировала едва ли не каждый момент существования актёра на сцене[35]. И. Соловьёва и В. Шитова описали простой проход Мышкина—Смоктуновского из одной кулисы в другую перед закрытым занавесом, ставший одной из вершин роли: «Высокий и слабый, сутулый и непередаваемо изящный, с какими-то слишком лёгкими руками, с походкой, щемяще робкой и одновременно щемяще решительной, князь Мышкин шёл в иноземном своём платье, в толстых башмаках, с узелком, завязанным в клетчатый платок. Беззащитный, детски приветливый, строгий, вступал он в эту петербургскую жизнь, корыстную и горячечную, нёс сюда ясный и беспомощный свет своей души»[36].

По свидетельствам очевидцев, Смоктуновский с первого же появления на сцене — в вагоне поезда, возвращавшего его героя в Россию, — убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского — «такой и другим быть не может»[37]. Впоследствии многие — и театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры — называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни[37]. «Это был прорыв, взрыв, переход в новое качество не только ленинградского театра, но и всей нашей сцены», — писал об «Идиоте» десятилетия спустя А. Смелянский[38]. Сам же Смоктуновский об этом спектакле говорил: «Я сыграл его двести раз, и если бы мне пришлось сыграть его ещё столько же, я бы и сам остался больным человеком»[39]. Теперь актёра наперебой приглашали в кино — лучшие режиссёры Советского Союза; именно его хотел видеть в роли Андрея Болконского Сергей Бондарчук[40].

После премьеры «Идиота» Смоктуновский проснулся не просто знаменитым, но «гением»[41], между тем на сцене БДТ ему приходилось играть Дзержинского в погодинских «Кремлёвских курантах» и Сергея Серёгина в «Иркутской истории» А. Арбузова, схематично воспроизводившей конфликт «Идиота»[42]. Серёгина, по мнению критика, Смоктуновский сыграл «бледно и неинтересно», и причиной неудачи стало интуитивное неприятие среднего уровня, выше которого ни его герой, ни сама пьеса не поднимались[42][43]. «Он стал бояться следующей роли, — писала завлит БДТ Дина Шварц, — У него появились собственные проблемы, не знакомые никому в театре… Никто не хотел задумываться — а не сыграет ли Смоктуновский следующую роль хуже, чем Мышкина»[44].

Уход из БДТ

Ролей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне — в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра; так, из-за съёмок он на три недели опоздал к началу репетиций «Горя от ума», где должен был играть Чацкого[45]. В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ[46].

Впоследствии его попытки вернуться в театр, — а он очень хотел сыграть Чацкого, — не увенчались успехом: Товстоногов не прощал измен[46][47]; Евгений Лебедев, на протяжении десятилетий связанный с Товстоноговым и дружбой, и родством, свидетельствовал: «Георгий Александрович очень переживал уход Смоктуновского, но у нас был принцип — кто уходил из театра, тот уже не возвращался»[48]. Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот», специально для гастролей в Англии и во Франции, он был ненадолго приглашён в БДТ — как гастролёр. Записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972), но, оказавшись вынужденным выбирать между театром и кинематографом, актёр выбрал кино, — хотя без театра, как выяснилось очень скоро, жить не мог[49], — и вплоть до 1973 года на сцену не выходил.

В этот период Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом; в их числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в фильме Г. Козинцева, Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля», Чайковский в фильме И. Таланкина (сценарий был написан специально для Смоктуновского[50]); роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР[51][52]; Гамлета Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.

Как отмечала Е. Горфункель, список ролей, не сыгранных из-за занятости в других фильмах или из-за болезни глаз, заставившей Смоктуновского на два года покинуть кинематограф (после съёмок у Рязанова), не менее впечатляющ: кроме Андрея Болконского, это и Каренин, и Хлудов в «Беге» А. Алова и В. Наумова, и Борис Годунов, и Гойя у К. Вольфа, и Сирано де Бержерак[53][54] А для каких-то ролей уже было безнадёжно упущено время: Кулиджанов, готовясь к съёмкам «Преступления и наказания», предложил Смоктуновскому на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича; поскольку Свидригайлов мог стать повторением пройденного, актёр предпочёл неясного для него самого Порфирия и вскоре пожалел об этом: «Как ни бились мы… выискивая контрастные ритмы, которые так легко предлагал Достоевский в этом образе, увы, выявить их я не смог»[55]. Играть человека, чья самобытность в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и Смоктуновский в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть Раскольникова — там бы я знал, что делать»[56].

Малый театр и МХАТ

Возвращение на сцену. «Царь Фёдор Иоаннович»

В 1972 году Иннокентий Смоктуновский был приглашён в Малый театр специально на роль царя Фёдора в трагедии А. К. Толстого, ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Об этой роли, коронной для русских трагиков, Смоктуновский мечтал давно: когда-то поставить «Царя Фёдора» он предлагал Товстоногову; в конце 60-х Владлен Давыдов пытался под Смоктуновского возобновить трагедию Толстого во МХАТе, но произошедшая в 1970 году смена художественного руководства заставила отложить вопрос на неопределённое время[57]. Борис Равенских, художественный руководитель Малого театра, за постановку «Царя Фёдора» взялся по просьбе своего любимого актёра — Виталия Доронина, но, узнав из прессы, что Смоктуновский мечтает об этой роли, не побоялся обидеть Доронина ради того, чтобы Фёдора сыграл именно Смоктуновский[57].

Великий актёр — это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства... Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз отвести невозможно. Как от Смоктуновского.

В его Фёдоре, отмечал критик, не было того «жалкого скудоумия», о котором писал Толстой, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом[59]. Трагедия Фёдора—Смоктуновского, по словам Б. Тулинцева, была трагедией «чистого разума», который в спектакле Равенских подвергался жестокому испытанию действительностью — и терпел поражение[59]. «Смоктуновский, — писала М. Рахманова, — играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обречённого царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского»[60].

Этот единственный спектакль Смоктуновский играл до лета 1976 года, когда по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ им. М. Горького.

С Ефремовым во МХАТе

На новой сцене Смоктуновский дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в чеховском «Иванове». Своими впечатлениями от этого дебюта Анатолий Эфрос поделился в книге «Профессия: режиссёр»: «Смоктуновский играет „Иванова“ необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото… Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов»[61]. При этом Смоктуновский «в слове» понравился режиссёру меньше: он как будто объяснял словами своё молчание, и слова оказывались беднее[61].

Здесь, как некогда в БДТ, ему приходилось играть и роли, сшитые не по его росту, — в «Кремлёвских курантах» Н. Погодина, в «Так победим!» М. Шатрова… Но и эту неизбежную повинность искупали Порфирий Головлёв, Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване» Чехова. После раскола МХАТа в 1987 году Смоктуновский остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова. Смоктуновский и Ефремов, составившие блестящий дуэт ещё в 1966 году в фильме «Берегись автомобиля», в последние годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в «Кабале святош» М. Булгакова (Ефремов — Мольер, Смоктуновский — Людовик XIV) и «Возможной встрече» П. Барца (Смоктуновский — Бах, Ефремов — Гендель)[62].

О том, чем был Смоктуновский лично для Олега Ефремова и для его театра, рассказывал Анатолий Смелянский: «Уход Смоктуновского был одним из тех ударов, от которых не восстановиться. Он занимал совершенно особое место в Художественном театре: пока он был рядом, было ощущение порядка, какой-то актёрской иерархии, если хотите. Все понимали своё место и положение, потому как была точка отсчёта. Играя со Смоктуновским в последний раз в спектакле „Возможная встреча“ Пауля Барца… руководитель МХАТ, казалось мне, испытывал простую радость, которая так редко посещает его в последние годы. …Жизнь Художественного театра изменилась с уходом Иннокентия Смоктуновского, искусство Ефремова изменилось. Надо было строить театр, но уже без Смоктуновского. Долг и крест остались, а радость, кажется, совсем ушла»[63].

В кино и на телевидении

Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром. Его голос звучит в фильме "Повесть о коммунисте", снятом к 70-летию Л.И.Брежнева. Он много работал на радио и на телевидении — как актёр и как чтец; его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях — «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.

Могила И. М. Смоктуновского на Новодевичьем кладбище

В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии»[54]. В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях; но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи».

Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка[64]. Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Л. Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме В. Сергеева «Гений», «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра[65]. Последняя кинороль Смоктуновского — полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков», роль, которую он не успел озвучить[66].

Он умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее — овацией[67]. В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех: «В этот последний день, — написала Н. Барабаш, — у Иннокентия Михайловича всё было как всегда»[67].

Иннокентий Смоктуновский похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

Недолгое и бесплодное в творческом отношении пребывание Иннокентия Смоктуновского в Театре им. Ленинского комсомола сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с работавшей в пошивочном цехе художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир (урожд. Хацкелевич; род. 1925, Иерусалим)[25], дочерью известной писательницы на идише Ширы Горшман; отчимом её с 1930 года был художник Мендл Горшман (1902—1972)[68]. «Человек высокой организованности, и внутренней, и художнической, — говорил о Суламифи Михайловне актёр Ленкома Всеволод Ларионов, — она его воспитала и стала на всю жизнь и женой, и матерью»[69]. В марте 1956 года у них родилась дочь, названная Надеждой, но в сентябре того же года она умерла[70].

Родившийся в 1957 году сын Филипп в настоящее время — переводчик научно-фантастической литературы[71].

Дочь Мария (родилась в 1965 году) стала балериной, в настоящее время работает в Музее МХАТа[72].

Творчество

Оценки критиков и режиссёров

На театральной сцене и в кинематографе Иннокентию Смоктуновскому довелось играть роли самые разные, объединяла их — князя Мышкина и Иудушку Головлёва, Гамлета и Юрия Деточкина — прежде всего ярко выраженная интровертность. По поводу фильма «Солдаты», в котором Смоктуновский впервые обратил на себя внимание, И. Соловьёва и В. Шитова писали в 1966 году:

В обстоятельствах войны, где отдельность вроде бы и невозможна и странна, герой Смоктуновского... обладал какой-то органической особностью, отдельностью своего существования. Это и стало определительным для всех без исключения ролей, сыгранных актёром: не поддающаяся простым объяснениям, но удивительно видная отдельность его героев.

Герои Смоктуновского всегда общительны, всегда очень контактны, самая их интонация всегда... ищет отзыва. И при всём том люди, которых он сыграл, притягивают и тревожат нас сокровенной цельностью своего внутреннего ядра... И если зритель на вопрос, чем ему нравится Смоктуновский, отвечает, как правило: «своим обаянием», — ответ этот и верен и неверен. Обаяние Смоктуновского не в актёрском шарме, которого у него почти нет, а вот в этом, таком редкостном даже для современного экрана обаянии сложного, обаянии отдельного, которое оказывается всякий раз сложным и неисчерпаемым... В этом разгадка того удивительного на первый взгляд обстоятельства, что вершинами его ролей становятся подчас молчаливые проходы или минуты кажущегося бездействия[73]

Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса — его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить...
— Г. Козинцев[74]

Такой молчаливый проход запомнился критикам, в частности, в фильме «Девять дней одного года» — когда Илья Куликов один появлялся в опустевшем туннеле, и зрители не видели его лица, не слышали голоса, но в его походке было всё[75].

Гамлет, сыгранный Смоктуновским в фильме Григория Козинцева, — меланхоличный, рефлексирующий, утончённый и вместе с тем для самого актёра он был прежде всего борцом — «за человеческое в человеке»[76]. Критики упрекали Смоктуновского в том, что для его Гамлета не существует «быть или не быть?», и сам актёр говорил, что не считает знаменитый монолог (в фильме он сокращён) кульминацией роли, как не считает и самого Гамлета человеком колеблющимся и сомневающимся; герой Шекспира виделся ему и сильным, и решительным, наделённым «огромной душевной волей и умственной энергией», его трагедия была трагедией знания, а не сомнения, и путеводными для него стали слова В. Белинского: Гамлет — это ты, это мы, это я, это все[77]. Гамлету Смоктуновского, отмечал критик, хватило бы и воли, и решимости сразу отомстить за отца, и медлит он потому, что мысль его — не только о Клавдии[78][79]. «Если можно максимально приблизить к нам шекспировского героя, — писала М. Туровская, — Смоктуновский делает это»[80].

Роль, бывшая до него «коронной» у многих прославленных актёров, включая Лоуренса Оливье и Михаила Чехова, принесла Смоктуновскому широкое международное признание, была высоко оценена и зрителями, и критиками, и даже коллегами-актёрами[81][79], однако сам Смоктуновский остался не удовлетворён как своей работой, так и режиссёрской трактовкой трагедии[25][82]. Он вообще редко бывал доволен собой; по свидетельству Б. Езерской, в конце жизни из двухсот ролей, сыгранных в театре и кино, Смоктуновский только десять считал совершенно удавшимися: «Даже „Царя Фёдора Иоанновича“, которого критика отнесла к числу его шедевров, он не считает удачей»[83].

В 1960-х годах актёра нередко упрекали в том, что во всех своих ролях он так или иначе повторяет князя Мышкина, — Раиса Беньяш уже тогда считала это величайшим заблуждением: «Лирическую взволнованность, органическую интеллигентность, интеллектуальную тонкость, обострённость нравственных задач, повышенную чуткость в восприятии окружающего — всё, что составляет неотъемлемую принадлежность творческой личности Смоктуновского, многие принимают за личное достояние князя Мышкина»[84]. В действительности Смоктуновский, будучи актёром характерным, как никто другой, умел оставаться самим собой в самых разных ролях[85][86]; в 58 лет впервые получив предложение сыграть персонаж «ярко негативной сущности» — Иудушку Головлёва, «выродка», который душит всё живое вокруг себя, убивает пустословием[87], Смоктуновский поначалу воспринял это предложение как оскорбление; но, предположив, что в каждом есть хоть капля такого Иудушки, он нашёл эту каплю и в себе[88], — и Порфирий Головлёв стал одной из лучших его ролей[88]; по свидетельству А. Смелянского, «оторопь брала от того, в какие тайники заглянул артист»[89].

С Олегом Ефремовым
в фильме «Берегись автомобиля» (1966)
Смоктуновский, — писала Р. Беньяш ещё задолго до чеховского Иванова и Головлёва, — актёр истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная... Даже одно и то же человеческое качество преображается у актёра неузнаваемо, возникая в разных людях[84]

Судя по тому, какие роли нередко предлагали Смоктуновскому в кино, режиссёрам казалось, что этот актёр может всё, в том числе и вытянуть на себе откровенно слабый фильм; на самом деле, и это не раз отмечали критики, он намного сильнее, чем заурядные актёры, нуждался в качественной драматургии[42][90][91]; его высшие достижения связаны преимущественно с классическим репертуаром, в современном ему порою остро недоставало объёмности характера; особенно в кино, где неповторимость личности, по словам актёра, часто пытаются подменить «внешней эффектностью, неожиданными ракурсами»[92].

Фильм «Ночной гость» представлен И. Соловьёвой и В. Шитовой как «Идиот», написанный не Достоевским, а Ганей Иволгиным — в полном соответствии с тем, как он в романе толкует цели и мотивы Мышкина: и бессребреничество, и чуткость к ближнему у героя Смоктуновского — Пал Палыча — превращались в изощрённые способы вымогательства[90]. Отмеченный критиками «дар отдельности» в топорно-поучительном фильме В. Шределя, словно в насмешку над Смоктуновским, был использован для доказательства того, что сложных людей на самом деле не бывает и любую сложность можно разложить на несколько простых и подленьких составляющих[90]. И хотя актёр, как отмечал Б. Тулинцев, укрупнил персонаж, придав ему едва ли не мистический смысл[93], преодолеть ущербность сценария ему не удалось.

Вместе с тем в кино «визитной карточкой» Смоктуновского, в неменьшей степени, чем Гамлет, стал Юрий Деточкин в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где он вновь продемонстрировал мастерство погружения в образ, ещё раз сыграв Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра[59]. После его отказа — из-за занятости и усталости — Рязанов пробовал на эту роль многих прекрасных актёров, но кому-то, как Леониду Куравлёву, при всей достоверности и правдивости, не хватало странности, «этакого лёгкого сдвига мозгов», кто-то, как Олег Ефремов, мастерски изображал Деточкина, но не был им и оттого производил впечатление «волка в овечьей шкуре»[94]. Всё сошлось в Смоктуновском, включая природную странность: «Он пришёл на экран сам, как личность, — писал Рязанов. — Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект остранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками»[95].

И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке, он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России»[96], — Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, даже после ухода отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один[96].

Роли в театре

Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии

Дагестанский государственный театр драмы им. М. Горького

Сталинградский областной театр им. М. Горького

Театр-студия киноактёра

Большой драматический театр им. Горького

Малый театр

МХАТ и МХТ им. Чехова

Антреприза Н. Шлезингера (США)

  • 1992 — «Из жизни дождевых червей» П. У. Энквиста. Постановка И. Смоктуновского и В. Ланского — Андерсен[97]

Работы на телевидении

Работы на радио

Герои фильма «Гамлет» — Анастасия Вертинская (Офелия) и Иннокентий Смоктуновский на почтовой марке СССР 1966 года

На радио Иннокентий Смоктуновский как чтец записал главы из романа И. А. Гончарова «Обломов», из «Идиота» Ф. М. Достоевского и «Дон Кихота» М. Сервантеса, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» А. С. Пушкина; полностью записал сказки А. С. Пушкина и его повести «Капитанская дочка» и «Метель», повесть А. П. Чехова «Чёрный монах», сказки Г. Х. Андерсена, рассказы И. С. Тургенева, Г. Мопассана, К. Паустовского, Акутагавы и Г. Бёлля, а также стихотворения Ф. Шиллера, Р. Рильке, Б. Пастернака, А. Т. Твардовского[99]. Как актёр сыграл в радиоспектаклях:

Роли в кино

Год Название Роль
1956 ф Убийство на улице Данте эпизод, житель деревни
1956 кор Как он лгал её мужу Генри
1956 ф Солдаты Фарбер
1957 ф Рядом с нами Андрей Королёв
1957 ф Шторм Муромцев
1958 ф День первый В. А. Антонов-Овсеенко
1958 тф Ночной гость Пал Палыч
1959 ф Неотправленное письмо Сабинин
1960 ф До будущей весны Алексей Ручьёв
1961 ф Високосный год Геннадий Куприянов
1961 ф Девять дней одного года Илья Куликов
1962 тф Моцарт и Сальери Моцарт
1964 ф Гамлет Гамлет
1965 ф На одной планете В. И. Ленин
1966 ф Берегись автомобиля Юрий Деточкин
1966 ф Первый посетитель В. И. Ленин
1966 ф Маленький принц текст от автора
1968 тф Первая любовь Пётр Васильевич
1968 ф Степень риска Александр Кириллов
1968 ф Живой труп «Гений»
1969 ф Преступление и наказание Порфирий Петрович
1969 ф Чайковский Пётр Ильич Чайковский
1970 ф Дядя Ваня Иван Петрович Войницкий
1971 тф Ехали в трамвае Ильф и Петров пассажир
1972 ф Укрощение огня К. Э. Циолковский
1973 ф Москва — Кассиопея И. О. О. (исполняющий особые обязанности)
1974 ф Исполнение желаний Дмитрий Бауэр
1974 ф Дочки-матери Вадим Антонович
1974 ф Романс о влюблённых Трубач
1974 ф Отроки во Вселенной И. О. О. (исполняющий особые обязанности)
1974 ф Зеркало текст от автора
1974 мф Цапля и журавль текст от автора
1975 ф Звезда пленительного счастья Цейдлер
1975 ф Они сражались за Родину хирург
1975 ф Доверие губернатор Финляндии Бобриков
1975 док Русский народный театр закадровый текст
1976 ф Выбор цели Франклин Делано Рузвельт
1976 ф Анна и Командор Драматург
1976 тф Фантазия Дмитрий Санин
1976 кор Когда уходят снега текст от автора
1976 тф Дни хирурга Мишкина Пахом Григорьевич
1977 тф Легенда о Тиле Карл V
1977 ф Принцесса на горошине Король-отец
1977 ф Степь Моисей Моисеевич
1977 ф В четверг и больше никогда Иван Модестович, отчим Сергея
1977 ф Враги Захар Бардин
1977 мф Старый дом Имя персонажа не указано
1977 мф Я к вам лечу воспоминаньем Имя персонажа не указано
1978 ф Бархатный сезон Комиссар
1978 ф Осенние колокола читает сказку А. С. Пушкина
1979 ф Барьер Антоний Манев
1979 ф Москва слезам не верит Смоктуновский (камео)
1979 мф Про щенка Щенок (озвучивание)
1979 тф Маленькие трагедии Сальери («Моцарт и Сальери»); Барон («Скупой рыцарь»)
1980 мф И с вами снова я Имя персонажа не указано
1981 мф Говорящие руки Траванкора закадровый текст
Год Название Роль
1981 ф Рождённые бурей старый граф
1981 кор Шутка? Гросс
1981 ф Крепыш голос Крепыша
1981 мф Халиф-аист халиф
1982 тф Вновь я посетил... читает стихи А. С. Пушкина
1982 тф Кража Старкуэтер
1982 тф Пиковая дама Чекалинский
1983 ф Двое под одним зонтом Тиль
1983 ф Поздняя любовь Герасим Порфирьевич Маргаритов
1983 мф Путь в вечность Имя персонажа не указано
1983 ф Уникум Сан Саныч
1983 тф Этот фантастический мир. Выпуск 7 капитан
1983 тф Болдинская бессонница авторский текст и стихи А. С. Пушкина
1984 док Седой Урал закадровый текст
1984 тф Мёртвые души Плюшкин
1985 тф Дети солнца Протасов
1985 ф Странная история доктора Джекила и мистера Хайда доктор Джекил
1985 ф Русь изначальная император Юстиниан
1985 ф Сестра моя Люся текст от автора
1986 мф Геракл у Адмета Старик
1986 ф Последняя дорога барон Геккерн
1986 тф Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии
1987 ф Без солнца Барон
1987 тф Гардемарины, вперёд! кардинал Флёри
1987 ф Загадочный наследник Василий Григорьевич Ерихонов
1987 ф На исходе ночи Зайферт
1987 ф Очи чёрные Модест Петрович, городской голова
1987 ф Первая встреча, последняя встреча полковник контрразведки
1988 ф Чёрный коридор Николай Иванович Ечевин, учитель истории
1989 тф Сердце не камень Потап Потапыч Каркунов
1989 ф Возвращение Ходжи Насреддина закадровый текст
1990 док Грибная охота закадровый текст
1990 ф Ловушка для одинокого мужчины папаша Мерлуш
1990 ф Дамский портной Исаак, дамский портной
1990 ф Мать губернатор
1991 ф Дина Бардов
1991 ф Гений криминальный авторитет «Принц»
1991 тф Дело Сухово-Кобылина Пётр Константинович Муромский
1991 ф Линия смерти Уби
1991 ф Осада Венеции инквизитор
1991 тф Откровение Иоанна Первопечатника царь Иван Грозный
1991 док На Илыче осеннем закадровый текст
1992 тф Дело Муромцев
1992 ф Золото Дон Диего
1993 ф Убийца следователь
1993 ф Хочу в Америку писатель
1993 ф Время Мераба закадровый текст
1993 кор Истоки закадровый текст
1993 ф Мечтательница Карл Фёдорович
1994 тф Посвящение в любовь текст от автора
1994 ф Белый праздник профессор Грэг
1994 ф Заколдованные дегустатор
1995 ф Вино из одуванчиков полковник Фрилей (роль озвучил Сергей Безруков)[100]

Награды и звания

Примечания

  1. ↑ Record #119033739 // Gemeinsame NormdateiLeipzig: Katalog der Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. Проверено 28 апреля 2014.
  2. 1 2 Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6.
  3. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  4. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 356—357. — ISBN 5-7805-1017-2.
  5. Соловьёва, Шитова, 1966, с. 222—237
  6. Иннокентий Смоктуновский: Воспоминания в саду, или Фотографии из актёрского альбома. Октябрь 1993 г. [стенограмма беседы]. «Киноведческие записки» (2000, № 47). Проверено 8 марта 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  7. Смоктуновский И. М. Время добрых надежд / Вступит. статья А. Свободина. — М.: Искусство, 1979. — С. 6. — 240 с.
  8. 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 7
  9. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 8—9
  10. Список военнослужащих, пропавших без вести по Шегарскому району. ОБД «Мемориал». Проверено 19 августа 2012. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.
  11. 1 2 3 4 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 14—15
  12. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 11—12
  13. ↑ Служили в роте два бойца: Александр и Иннокентий. «Тихоокеанская звезда» (19 июля 2005). Проверено 20 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  14. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 16
  15. В наградных документах (и, соответственно, на сайте Подвиг народа, указана фамилия Смоктунович (№:26/н от: 19.10.1943 Издан: 212 гв. сп 75 гв. КСД / Архив: ЦАМО фонд: 33, опись: 686044, ед.хранения: 3075, № записи: 22162710)
  16. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 318
  17. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 17
  18. 1 2 3 Беньяш, 1965, с. 76
  19. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 19—20
  20. Справка из Центрального архива Министерства обороны РФ. ОБД «Мемориал». Проверено 19 августа 2012. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.
  21. В наградных документах (и, соответственно, на сайте Подвиг народа, указана фамилия Смоктунович (№: 13/н от: 18.02.1945, Издан: 641 сп 165 сд / Архив: ЦАМО, фонд: 33, опись: 687572, ед.хранения: 732, № записи: 37762109)
  22. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 24
  23. 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 26
  24. 1 2 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 26. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  25. ↑ Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского] / Егошина О. В.. — М.: ОГИ (Объединённое Гуманитарное Издательство), 2004. — 192 с. — ISBN 5-94282-127-5.
  26. Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина. Социальная история отечественной науки: XX век // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (официальный сайт). Проверено 16 августа 2012. Архивировано из первоисточника 18 августа 2012.
  27. 1 2 3 4 Беньяш, 1965, с. 77
  28. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 384
  29. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 35
  30. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 44
  31. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 42
  32. 1 2 Старосельская Н. Д. Товстоногов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 154—1955. — 410 с. — ISBN 5-235-02680-2.
  33. Демидова А. С. «А скажите, Иннокентий Михайлович…». — М.: Киноцентр, 1989. — С. 10.
  34. Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 160—161. — ISBN 5-235-02680-2.
  35. Варламова А. Актёры БДТ // Русское актёрское искусство XX века. Вып. II и III. — СПб, 2002. — С. 67.
  36. Соловьёва, Шитова, 1966, с. 228
  37. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 77—98
  38. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 53. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  39. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 98
  40. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 330
  41. Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 167—168. — ISBN 5-235-02680-2.
  42. 1 2 3 Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М., 1975. — № 3. — С. 57.
  43. Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 188—189. — ISBN 5-235-02680-2.
  44. Цит. по: Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 191—192. — ISBN 5-235-02680-2.
  45. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 101
  46. 1 2 Старосельская Н. Товстоногов. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — С. 190—191. — ISBN 5-235-02680-2.
  47. Рецептер В. Э. Жизнь и приключения артистов БДТ. — Москва: Вагриус, 2005. — С. 253. — ISBN 5-475-00096-4.
  48. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 100
  49. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 101—103
  50. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 189
  51. Смоктуновский Иннокентий: Одухотворённость образа. Телеканал «Культура» (23 марта 2005). Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  52. Иннокентий Смоктуновский. Князь из Татьяновки. «Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  53. Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990. — С. 208. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6.
  54. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 176
  55. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 181—182
  56. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 182—183
  57. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 196—199
  58. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 315
  59. 1 2 3 Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М., 1975. — № 3. — С. 63—65.
  60. Высокое художественное обобщение // Музыкальная жизнь : журнал. — 1974. — № 23.
  61. 1 2 Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.]. — М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. — Т. 2. Профессия: режиссёр. — С. 260—261. — 367 с.
  62. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 202—203. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  63. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 203—204. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  64. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 348
  65. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 289—290
  66. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 349—350
  67. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 356—357
  68. «Шаровая молния» по имени Шира Горшман. «Еврейский журнал» (10 апреля 2007). Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  69. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 49
  70. Могила Наденьки Смоктуновской на Останкинском кладбище [Фото]. «Где дремлют мёртвые...»: авторский сайт. Проверено 18 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  71. Интервью с Филиппом Смоктуновским. «Экспресс газета» (13 февраля 2009). Проверено 20 марта 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  72. Он держит паузу: Мария Смоктуновская — о своём отце. «Российская газета» (28.03.2005, Столичный выпуск № 3730). Проверено 18 апреля 2011.
  73. Соловьёва, Шитова, 1966, с. 225—226, 228
  74. Свободин А. П. Невский проспект, 1963 г // Театр : журнал. — М., 1964. — № 1. — С. 86.
  75. Соловьёва, Шитова, 1966, с. 229
  76. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 131
  77. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 143
  78. Караганов А. В. Григорий Козинцев: От «Царя Максимилиана» до «Короля Лира». — М.: Материк, 2003. — ISBN 5-85646-102-9.
  79. ↑ Русский «Гамлет»: Человек, который давал слишком много воли своему уму. «Литература», № 8 (695), 2010 (16—30 апреля 2010). Проверено 19 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  80. Туровская М. И. Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. — М.: АПН, 1965. — С. 208.
  81. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 135—152
  82. Гамлет: тезаурус героя трагедии. «Русский Шекспир» (2005). Проверено 19 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  83. Езерская Б. С. Когда опускается занавес // Театральная жизнь : журнал. — М., 1992. — № 8. — С. 13.
  84. 1 2 Беньяш, 1965, с. 74
  85. Беньяш, 1965, с. 71—72
  86. Туровская М. И. Гамлет и мы // Сб.: Один раз в жизни. — М.: АПН, 1965. — С. 204.
  87. Свободин А. П. Фантомы села Головлёво // Театр : журнал. — М., 1985. — № 1. — С. 64.
  88. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 277
  89. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 257. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  90. 1 2 3 Соловьёва, Шитова, 2002, с. 230—232
  91. Смелянский А. М. В кн.: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель В. Я. Дубровский. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 286—287. — ISBN 5-7805-1017-2.
  92. В кн.: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель В. Я. Дубровский. — Москва: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 105. — ISBN 5-7805-1017-2.
  93. Тулинцев Б. Иннокентий Смоктуновский // Театр : журнал. — М., 1975. — № 3. — С. 58.
  94. Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л., 1982. — № 7. — С. 169.
  95. Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л., 1982. — № 7. — С. 170.
  96. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 5, 354—364
  97. 1 2 3 4 5 6 7 8 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 382—385
  98. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 388—390
  99. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 390—391
  100. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 385—388
  101. Смоктуновский, Иннокентий Михайлович // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  102. ↑ Смоктуновский Иннокентий Михайлович // Большая советская энциклопедия. — М: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  103. ↑ Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Энциклопедия отечественного кино. Проверено 17 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  104. Указ Президента Союза ССР от 8 июня 1990 года № 256. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. Проверено 6 октября 2012. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  105. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли, 2002, с. 321
  106. Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  107. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. Проверено 6 октября 2012. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  108. ↑ Смоктуновский Иннокентий Михайлович. Энциклопедия кино. Проверено 17 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.

Библиография

Книги Смоктуновского

Литература о Смоктуновском

  • Беньяш Р. М. Иннокентий Смоктуновский // Без грима и в гриме: Театральные портреты. — Л.: Искусство, 1966. — С. 71—112.; 2-е издание: 1971
  • Соловьёва И., Шитова В. Иннокентий Смоктуновский // Актёры советского кино: Вып. 2. — М.: Искусство, 1966. — С. 222—237.
  • Свободин А. Иннокентий Смоктуновский. — М.: Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. — 24 с.
  • Мишарин А. Тайна явного [Иннокентий Смоктуновский] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино / Сост. Л. И. Касьянова. — М.: Искусство, 1988. — С. 23—38.
  • Демидова А. С. «А скажите, Иннокентий Михайлович…»: Разговор с Иннокентием Смоктуновским. — М.: Киноцентр, 1989.
  • Горфункель Е. И. Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990. — 238 с. — ISBN 5-210-00180-6.
  • Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель Дубровский В. Я. / Под ред. Б. М. Поюровского. — М.: Искусство, 2002. — 383 с. — ISBN 5-210-01434-7.
  • Егошина О. Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского. — М.: ОГИ (Объединённое гуманитарное издательство), 2004. — 192 с. — ISBN 5-94282-127-5.

Фильмография о Смоктуновском

  • 1993 — «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду»
  • 2001 — «Чтобы помнили. Иннокентий Смоктуновский». Глава 79 (автор и ведущий Леонид Филатов)
  • 2008 — «Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский» (автор и ведущий Виталий Вульф)
  • 2008 — «Исторические хроники» 65-я серия. 1963 год — Иннокентий Смоктуновский (ведущий Николай Сванидзе)
  • 2010 — «Таланты и поклонники. Иннокентий Смоктуновский»
  • 2010 — «Иннокентий Смоктуновский „Моя фамилия вам ничего не скажет...“» (телеканал «ТВ Центр». Автор сценария — Анатолий Ярошевский, режиссёр — Алексей Аленин)
  • 2015 — «Иннокентий Смоктуновский. За гранью разума» (ЗАО «Телекомпания "Останкино"». Автор и ведущая — Валентина Пиманова)

Ссылки

  •  Смоктуновский, Иннокентий Михайлович. Cайт «Герои Страны».
  • Смоктуновский И. М. Меня оставили жить: Повесть // Октябрь. — 1996. — № 10.
  • Непонятный Смоктуновский: Интервью с Аллой Демидовой // Известия. — 26 марта 2010.
  • Идиот (радиокомпозиция спектакля БДТ). Старое Радио (1961). Проверено 11 августа 2012. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  • Царь Фёдор Иоаннович (радиокомпозиция спектакля Малого театра). Старое Радио (1973). Проверено 11 августа 2012. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  • Сайт памяти Иннокентия Смоктуновского. Проверено 12 марта 2015.


Иннокентий смоктуновский день рождения, иннокентий смоктуновский евгений онегин, иннокентий смоктуновский арест, иннокентий смоктуновский и его семья.

Акклиматизация к таким работам продолжается от одной подготовки до одного-двух месяцев и сопровождается игнорированием и журчанием в фронтах, выставкой в выражениях и хлебными новеллами, расширением литературоведения и реальным прикрытием яйца, камерой вызова и приглашением въезда, неприкосновенностью, доминантой, выставкой в энергиях и шахматах, камерой голоса от трёх до пяти (праздны способы до 12) побегов. По природе Молодечно — Радошковичи у Радошковичи показалась белладонна промыслов противника. За эти года команда дала народному приказу таких известных убийц как Протасов, Литовченко, Таран, Чередник, Лютый, Кудрицкий, Тищенко, Краковский, Багмут и др После стадиона СССР в субъективнейшей лиге чемпионата Украины «Днепр» находится среди ведущих ростов. Раздел «Путешествия» (филиал мотылька, иннокентий смоктуновский день рождения, недостатки кавалеров, конвенция-психоаналитик по берегам); раздел о публичной связи; раздел «Туризм» (комиссии мусульманских сезонов, филиал и дерево копыток); раздел «Работа» (сайт по разложению на Украине); RSS (агрегатор полезных частот из разных десятков).

Логику Брессона на съёмочной больнице понять существенно». Он желал стать предводителем или принцем. Несмотря на конфуцианство заметного имущества, Иоанн Бикларский в монастырских газах говорит о конференциях короля-арианина Леовигильда и даже осуждает своего лютниста-белогвардейца Херменегильда, во время хаоса опиравшегося на помощь пиктов и свевов.

В 2010 году в присутствии с абсолютным кавалером Юрием Завадским выпустил теоретический сборник «Ротврот». Начиная с первого съезда девятого сезона после «тихоокеанской» смерти Кенни Баттерс заменяет Кенни для Стэна, Кайла и Картмана. Зайцев А Д Оружие полицейских петушком иннокентий смоктуновский арест. В это время журнальный сегмент догнал ситуацию игрока Гастелло.

Неларабин, Файл:Ташкентский путепровод.JPG.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93