Гражданство | |
---|---|
Дата рождения | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команды | |
Гран-при |
148 |
Победы |
4 |
Подиумы |
26 |
Очки |
191 |
Быстрые круги |
1 |
Дебют | |
Первая победа | |
Последняя победа | |
Последняя гонка |
Эдмунд Ирвайн младший (англ. Edmund Irvine Jr.; 10 ноября 1965) — британский гонщик Формулы-1, этнический ирландец. Родился и вырос в Северной Ирландии, в городе Конлиг. Проживает в Дублине, Ирландия.
Содержание |
Эдди с детства был поклонником автогонок и в частности чемпиона 1976 года Джеймса Ханта, с которым был знаком лично. Ирвайн начал гоночную карьеру в возрасте 18 лет в местных кузовных гонках. В 1988 Эдди участвовал в Формуле-3, а с 1989 года — в составе команды Jordan в международном чемпионате Формула-3000, в котором занял третье место.
В конце 1993 года Ирвайн дебютировал в чемпионате мира Формулы-1 на Гран-при Японии в составе все той же Jordan. В первой же гонке ирландец занял шестое место и набрал очки, хотя его дебют ознаменовался скандалом. Во время гонки Эдди боролся с медленно шедшим Деймоном Хиллом, когда его на круг обошел лидировавший Айртон Сенна, лишив Ирвайна возможности для улучшения позиции. Ирландец контратаковал и обогнал лидера, после чего начал вновь бороться с Хиллом. Сенна решил, что Ирвайн помешал ему намеренно и после гонки устроил ирландцу громкий скандал, переросший в драку.
Следующие два года Эдди выступал за Джордан, постепенно улучшая свои результаты. В период с 1993 по 1999 каждый чемпионат он заканчивал каждый раз на несколько позиций выше, чем предыдущий. В 1995 году ирландец впервые поднялся на подиум на Гран-при Канады 1995 года.
В 1996 году Ирвайна пригласили в команду Ferrari, полностью обновившую свой состав, в напарники к Михаэлю Шумахеру. Контракт ирландца был составлен таким образом, что давал явные преимущества Шумахеру в команде, ставя Эдди на позицию «второго» пилота. В частности, от него требовалось пропускать Михаэля вперед в случае необходимости, сдерживать непосредственных соперников по чемпионату, если Шумахер лидирует.
Сезон 1999 Формулы-1 стал почти триумфальным для Эдди Ирвайна: он выиграл дебютную гонку и шел в чемпионате наравне со своим напарником, лишь немного уступая Мике Хаккинену, когда на Гран-при Великобритании 1999 года Михаэль получил тяжелую травму ноги в аварии. Новым партнером Ирвайна стал Мика Сало, а Ирвайн стал единственной возможностью Ferrari завоевать чемпионский титул. Выиграв две следующие гонки — Гран-при Австрии и Германии — Эдди вышел в лидеры чемпионата мира. Однако его отношения с руководством команды испортились, особенно после того, как Ирвайн подписал контракт на следующие три года с командой Jaguar на сумму $10 млн., что превышало его прежнюю зарплату вдвое. Это сказалось на результатах в гонках и привело к потере очков во второй половине сезона. Вряд ли отношениям с руководством Ferrari поспособствовал неприятный инцидент с Ирвайном на пит-стопе в гонке на Нюрбургринге просто не принесли одно колесо из боксов, что обнаружилось после демонтажа предыдущего комплекта.
Возвращение Шумахера помогло улучшить положение: на Гран-при Малайзии 1999 года пилоты Ferrari «сделали дубль», но победа была аннулирована из-за несоответствия закрылков болидов техническому регламенту. Чемпионом в случае дисквалификации досрочно становился Мика Хаккинен, а последний этап в Японии терял всякий интерес в глазах болельщиков. Ferrari подали апелляцию, заявив, что измерение было ошибочным. Апелляция была удовлетворена, Ирвайн восстановлен в правах победителя ГП Малайзии, однако это уже не помогло ему отвоевать чемпионский титул у Хаккинена. Тем не менее, Эдди стал вице-чемпионом (занял второе место), а Ferrari выиграли в командном зачете у McLaren.
Со следующего года у Ирвайна начался трехлетний контракт с командой Jaguar, который стал для него разочарованием. Болиды с моторами Ford были мало конкурентоспособны, и не позволяли выигрывать гонки. Ирвайн дважды приходил третьим, и это стало лучшим результатом за всю историю команды, в то время как большинство его напарников редко набирали очки. На Гран-при Бельгии 2001 года Эдди столкнулся со своим бывшим напарником Лучано Бурти, в результате чего Бурти получил серьёзные травмы и потерял сознание. Ирвайн руководил его спасением и собственноручно разбирал завалы, благодаря чему жизнь Бурти была спасена.
По окончании контракта в конце 2002 года Jaguar расстались со своим лидером. Ирвайн вел переговоры с командой Jordan и даже предлагал выступать за него за бесплатно, однако Эдди Джордан выбрал "платившего" пилота, нежели Ирвайна. На этом карьера Ирвайна в Формуле-1 закончилась
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Год | Команда | Шасси | Двигатель | Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1993 | Сасоль-Джордан | Джордан 193 | Харт | G | ЮАР |
БРА |
ЕВР |
САН |
ИСП |
МОН |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ЯПО 6 |
АВС Сход |
20 | 1 | |
1994 | Сасоль-Джордан | Джордан 194 | Харт | G | БРА Сход |
ТИХ |
САН |
МОН |
ИСП Сход |
КАН Сход |
ФРА Сход |
ВЕЛ Сход |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ 13 |
ИТА Сход |
ПОР 7 |
ЕВР 4 |
ЯПО 5 |
АВС Сход |
16 | 6 | |
1995 | Тоталь-Джордан-Пежо | Джордан 195 | Peugeot | G | БРА Сход |
АРГ Сход |
САН 8 |
ИСП 5 |
МОН Сход |
КАН 3 |
ФРА 9 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР 9 |
ВЕН Сход |
БЕЛ Сход |
ИТА Сход |
ПОР 10 |
ЕВР 6 |
ТИХ 11 |
ЯПО 4 |
АВС Сход |
12 | 10 |
1996 | Феррари | Феррари Ф310 | Феррари | G | АВС 3 |
БРА 7 |
АРГ 5 |
ЕВР Сход |
САН 4 |
МОН 7 |
ИСП Сход |
КАН Сход |
ФРА Сход |
ВЕЛ Сход |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ Сход |
ИТА Сход |
ПОР 5 |
ЯПО Сход |
10 | 11 | |
1997 | Феррари-Мальборо | Феррари Ф310Б | Феррари | G | АВС Сход |
БРА 16 |
АРГ 2 |
САН 3 |
МОН 3 |
ИСП 12 |
КАН Сход |
ФРА 3 |
ВЕЛ Сход |
ГЕР Сход |
ВЕН 9 |
БЕЛ 10 |
ИТА 14 |
АВТ Сход |
ЛЮК Сход |
ЯПО 3 |
ЕВР 5 |
7 | 24 |
1998 | Феррари-Мальборо | Феррари Ф300 | Феррари | G | АВС 4 |
БРА 8 |
АРГ 3 |
САН 3 |
ИСП Сход |
МОН 3 |
КАН 3 |
ФРА 2 |
ВЕЛ 3 |
АВТ 4 |
ГЕР 8 |
ВЕН Сход |
БЕЛ Сход |
ИТА 2 |
ЛЮК 4 |
ЯПО 2 |
4 | 47 | |
1999 | Феррари-Мальборо | Феррари Ф399 | Феррари | B | АВС 1 |
БРА 5 |
САН Сход |
МОН 2 |
ИСП 4 |
КАН 3 |
ФРА 6 |
ВЕЛ 2 |
АВТ 1 |
ГЕР 1 |
ВЕН 3 |
БЕЛ 4 |
ИТА 6 |
ЕВР 7 |
МАЗ 1 |
ЯПО 3 |
2 | 74 | |
2000 | Ягуар Рэйсинг | Ягуар Р1 | Косуорт | B | АВС Сход |
БРА Сход |
САН 7 |
ВЕЛ 13 |
ИСП 11 |
ЕВР Сход |
МОН 4 |
КАН 13 |
ФРА 13 |
АВТ Inj |
ГЕР 8 |
ВЕН 8 |
БЕЛ 10 |
ИТА Сход |
США 7 |
ЯПО 8 |
МАЗ 6 |
13 | 4 |
2001 | Ягуар Рэйсинг | Ягуар Р2 | Косуорт | M | АВС 11 |
МАЗ Сход |
БРА Сход |
САН Сход |
ИСП Сход |
АВТ 7 |
МОН 3 |
КАН Сход |
ЕВР 7 |
ФРА Сход |
ВЕЛ 9 |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ Сход |
ИТА Сход |
США 5 |
ЯПО Сход |
12 | 6 |
2002 | Ягуар Рэйсинг | Ягуар Р3 | Косуорт | M | АВС 4 |
МАЗ Сход |
БРА 7 |
САН Сход |
ИСП Сход |
АВТ Сход |
МОН 9 |
КАН Сход |
ЕВР Сход |
ВЕЛ Сход |
ФРА Сход |
ГЕР Сход |
ВЕН Сход |
БЕЛ 6 |
ИТА 3 |
США 10 |
ЯПО 9 |
9 | 8 |
Ирвайн, Эдмунд.