Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Киргизы

Перейти к: навигация, поиск
Киргизы
Чингиз Айтматов Курманджан Датка Шабдан баатыр
Женишбек Назаралиев Суйменкул Чокморов
Абдылас Малдыбаев Сопубек Бегалиев
Самоназвание

кыргыздар (قيرغيز)

Численность и ареал

Всего: 4,5 млн. (прибл.)
Киргизия Киргизия:
   4 006 009 (2012)[1] (рус.)

Узбекистан Узбекистан:
   250 тыс. (оценка)[2]

КНР КНР:
   187 тыс. (перепись 2010 г.)[3]

Россия Россия:
   103 422 (2010)[4][5]

Таджикистан Таджикистан:
 60 715 (2010)[7]

Казахстан Казахстан:
   26,8 тыс. (2011)[8]

Украина Украина:
   1128 (2001)[9]

Турция Турция:
  6 тыс. (оценка)[10]

Язык

киргизский

Религия

ислам суннитского толка.

Расовый тип

южносибирская раса[11]

Происхождение

енисейские кыргызы

Киргизы (кирг. кыргыздар; ед. кыргыз) — тюркоязычный народ. Основное население современной Киргизии. Многочисленные общины киргизов имеются также в Китае, Казахстане и России, а также в странах Средней Азии.

Происхождение

Предки киргизов были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов, издревле обитающих на территории Центральной Азии и Южной Сибири в верховьях Енисея. Киргизы являются результатом ассимиляция динлинов с другими центральноазиатскими племенами. В III веке до н. э., в 201 году в китайской исторической летописи «Ши цзи» историка Сыма Цаня впервые упоминается о существовании владения «Кыргыз», находившееся в Восточном Тянь-Шане, в районе хребта Боро-Хоро. Империя Хуннов образовалась в 209 г. до н. э., предположительно «Владение Кыргыз» возникло примерно в это же время, чуть раньше или позже. Исходя из этого, В. В. Бартольд назвал киргизов одним из древнейших народов Центральной Азии. Позже в VI веке н. э. киргизские племена осели в долине реки Енисей, и объединившись образовали Кыргызский каганат под названием «Хагяс», то есть «Кыргыз». Столицей Кыргызского каганата был большой город на реке Уйбат — Кемжикет. Одним из известных правителей кыргызского государства является Барсбек каган с титулом Ынанчу Алп Бильге. В 840 году во время возвышения тюркоязычных племен енисейские кыргызы, осилив своих давних врагов уйгуров, создали новое мощное кыргызское государство, чья экспансия распространялась на территории Алтая, Прииртышья, Тувы и Восточных Саян. В. В. Бартольд назвал этот период киргизской государственности — «Кыргызское Великодержавие», со столицей Ордо-Балык (столица бывшего Уйгурского каганата). После возникновения Монгольской империи кыргызы Южной Сибири были поглощены ею, однако во время распада монгольских государств предкам современных киргизов пришлось мигрировать на Тянь-Шань на территорию современной Киргизии, но часть из них осталась на прежний территориях, из которых впоследствии произошли современные хакасы, алтайцы, шорцы и т. д.

Этноним

Автоэтнонимом, то есть самоназванием этого народа является термин «кыргыз». В русском языке обычно используется вариант «киргиз».

Население Енисея (Минусинской котловины) именовалось в арабских и персидских источниках «хархыз», «хырхыр», а в китайских — «сяцзясы», в древнетюркских, уйгурских и согдийских текстах — «кыргыз». Существуют несколько теорий происхождения этнонима «кыргыз». По одной из версий, слово «кыргыз» означает «сорок» (кирг. «кырк») и относится к сорока племенам[12], которых объединил Манас, герой одноименного кыргызского эпоса. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы», guryyz[13] или от слова «орёл»[14].

Религия

Киргизы в большинстве являются мусульманами-суннитами. Некоторые сохраняют также и элементы доисламского языческого мировоззрения — Тенгрианство, то есть почитание Коко—Тенир, Умай—Эне. Как и многие народы Востока, празднуют зороастрийский Нооруз.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает небольшая уникальная этническая группа киргизов (эмель-гольские калмак-киргизы, эминские киргизы, самоназвание: кыргыз, тарбагатай кыргыздары или буддийские киргизы (фоцзяо кыргыз) численностью несколько тысяч человек, одна часть которых исповедует ислам, а другая буддизм в тибетско-монгольской форме[15][16].

Культура

Основу фольклора составляет трилогия эпоса «Манас»: «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпос «Манас» вмещает в себя более миллиона строк, внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый крупный в мире эпос и охраняется ЮНЕСКО как достояние человечества. Эпос описывает культуру, философию, мировоззрение, историю и традиции киргизского народа. Эпос отмечает огромное количество топонимических, этногенетических и исторических наименований. Известные сказители «манасчы»: Саякбай Каралаев, Сагымбай Орозбаков, Жусуп Мамай и др. Существуют также и малые эпосы и «дастаны» как «Эр-Тоштук», «Жаныш-Байыш», «Олжобай менен Кишимжан», «Сарынжы-Бокой», «Курманбек», «Кенен», «Алымсарык», «Кулансарык» и многие др. Также популярны сказители — акыны. Самые известные: Арстанбек Буйлаш уулу, Токтогул Сатылганов, Женижок Коко уулу, Барпы Алыкулов, Осмонкул Болобалаев, Калык Акиев, Алымкул Усенбаев, Эстебес Турсуналиев, Тууганбай Абдиев, Ашыралы Айталиев, Замирбек Усенбаев, Киргизы устраивают так называемые конкурсы между девушками и парнями — «Сармерден» и акынами — «Айтыш». Айтыш — это своеобразный и очень интересный конкурс, в котором принимают участие акыны импровизирующие на комузе. Кыргызский народ с давних времен славился своей музыкальностью. Свою музыку, уходящую корнями в глубь веков, кыргызы разделяют на песни и кю. К кю относятся все музыкальные произведения для народных инструментов. Наиболее популярным музыкальным инструментом является трехструнный щипковый комуз. Популярны двухструнный смычковый кыяк и язычковый металлический варган — темир ооз комуз и деревянный — жыгач ооз комуз. Разнообразны жанры кыргызского фольклора. Кыргызский фольклор, помимо обрядовой поэзии и лирического жанра, богато представлен нравоучительной устной поэзией, пословицами и поговорками, загадками и сказками, мифами и легендами[17]..

Большое место в киргизской культуре занимает национальный балет и опера. Известными на весь мир представителями балета являются Бюбюсара Бейшеналиева, Чолпонбек Базарбаев, Уран Сарбагышев, Рейна Чокоева, Айсулуу Токомбаева. Оперные певцы, которые выступали на знаменитых мировых сценах принесли большую славу Киргизии, они: Сайра Кийизбаева, Эсенбубу Молдокулова, Болот Минжилкиев, Кайылгуль Сартбаева, Анвар Куттубаева, Абдылас Малдыбаев, Кусеин Мухтаров, Эсен Нурманбетова, Токтоналы Сейталиев, Дарика Жалгасынова и др. Знаменитые композиторы: Абдылас Малдыбаев, Владимир Фере, Владимир Власов, Перт Шубин, Калый Молдобасанов, Асанхан Джумахматов, Насыр Давлесов и др.

Мировую известность получил лауреат Ленинской премии, киргизский писатель, Чингиз Айтматов. Киргизский кинематограф всегда славился в СССР и за её пределами, на развитие которого повлияли произведения Чингиза Айтматова. Знаменитые кинорежиссёры: Толомуш Океев, Геннадий Базаров, Динара Асанова, Болот Шамшиев, Дооронбек Садырбаев, Мелис Убукеев, Нуртай Борбиев и др. Знаменитые актеры: Суйменкул Чокморов, Муратбек Рыскулов, Бакен Кыдыкеева, Болот Бейшеналиев, Таттыбубу Турсунбаева, Советбек Жумадылов, Сабира Кумушалиева, Дооронбек Садырбаев, Жамал Сейдахматова и др.

Национальные игры

Среди киргизов очень популярны единоборства и конные игры. Национальными видами игр являются борьба «курёш» и «алыш», скачки на иноходцах «джорго салыш», конная игра «улак тартыш», подбор монет с земли на скаку «тыйын энмей», «кыз куумай», единоборство всадников «оодарыш», «аркан тартмай», логическая игра «тогуз коргоол», «топ таш», «джамбы атмай», «ордо», «ак чёлмёк» и др. Игра тогуз коргоол представляет из себя интеллектуальную игру, состоящую из овальной деревянной доски с девятью углублениями и мелких арчевых шариков. При этом каждый игрок должен переложить шарики из одного углубления в другие, производя при этом сложные вычисления. Любимы скачки «байге», но апофеозом традиционных конных игр служит борьба за тушу козла «Улак-тартыш» (Кок-бору). Эта игра уходит своими корнями далеко в прошлое и тренирует в киргизах смелость, доблесть, отвагу и другие качества воина. Киргиз и боевой конь — неотделимы в истории народа, и по сей день киргизы любят и разводят коней. В киргизском языке есть более десяти определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребёнка и до конца жизни животного. Конь был символ благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса, топлива. Особенно ценятся иноходцы — джорго. Этот тип аллюра хорош тем, что он довольно быстрый и плавный, всадник меньше утомляется в дороге.

Язык и расселение

Язык — киргизский. Современный киргизский язык относится к киргизско-кыпчакской подгруппе горно-алтайской (центрально-восточной) группы тюркских языков. В период проживания киргизов в Южной Сибири: на Енисее и Алтае, они говорили на древнекыргызском (енисейско-кыргызском)языке, близкородственном к орхоно-енисейскому языку. От древнекыргызского (енисейско-кыргызского)языка произошли хакасские (кыргызские) языки. К ним относится и Фуюйско-кыргызский язык (носители проживают в уезде Фуюй КНР). После переселения киргизов на Тянь-Шань под влиянием соседних народов (кыпчаков) язык был подвергнут изменению. К киргизско-кыпчакской подгруппе языков относятся киргизский язык, который состоит из севернокиргизского, ферганско-кыпчакского, южнокиргизского и других диалектов. При этом южнокиргизский диалект имеет заимствования из узбекского языка, а севернокиргизский стал основой литературного киргизского языка. Письменность до 1928 года в СССР и по настоящее время в Китае — арабский алфавит. С 1928 по 1940 годы использовался латинский алфавит. Современная письменность — на основе кириллицы.

Большая часть киргизов проживает на территории самой Киргизии. Самые крупные зарубежные диаспоры киргизов находятся в Узбекистане, России, Китае (Кызылсу-Киргизский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе), в ТаджикистанеМургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и Джиргатальском районе). Кроме того, некоторое количество киргизов постоянно проживает в Турции, на Украине (на Украину ссылали при Сталине), Северном Афганистане, Казахстане. За постсоветский период определённое количество киргизов эмигрировало за рубеж, главным образом в Россию.

Семья и брак

Традиционная семья носила патриархальный характер. Неоднозначную оценку в киргизском обществе получила практика «похищения невест», противоречащая уголовному законодательству и социальным устоям. Оценки масштаба этого явления разнятся, по некоторым данным примерно каждый пятый брак в Киргизии заключается подобным образом[18].

Национальная одежда

Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников — это удобность, многофункциональность и натуральность материалов. Женский киргизский гардероб, так же как и мужской, состоял из нательной и верхней одежды. К нательным относились платье- рубаха — «кёйнёк» и шаровары. В комплекте с рубахой, мужские штаны могли быть из выделанной кожи или замши — «жаргакшым», «кандагай», «чалбар». На груди женских рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник — «онур», «жака», расшитые цветными нитками. Поверх надевают вышитый национальными орнаментами и узорами халат из войлока, бархата, виллюра, вельвета, парчи, кожи и замши, которые называются «чепкен», «чапан», «кементай» (из белого войлока), «кемсел», «чыптама»(с короткими рукавами) и т. д. В холодное время года киргизы, как мужчины, так и женщины носят шубы и тулупы сделанные из овечьей, лисьей, волчьей, тигровой шкур и крытые тёмной тканью с меховыми воротниками — «ичик», «тон». Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка — «белдемчи», которую носили женщины в возрасте и «элечек» — хлопчатый тюрбан закрывающий шею и волосы, состоящий из 20-30 метров белой ткани, который наматывали на голову замужних женщин. Головной убор «элечек» обычно украшали бархатными тканями и перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла и других ценных камней. Тюрбан имел также и практическое применение: в случае если беременная женщина по каким либо обстоятельствам была вдали от дома, она могла распустить тюрбан и запеленать в белую ткань новорожденного ребёнка; в случае если умирал человек во время кочевки или в дали от дома, распускали тюрбан и использовали белую ткань в качестве савана для погребения умершего. Кроме того существовали такие виды головных уборов, как тюбетейка — «топу», меховая шапка из шкур соболя, куницы, лисы, барса, норки, сурка — «тебетей». У девушек данные головные уборы украшались перьями птиц (в частности сов «юкю» (кирг. үкү) и журавлей «каркыра»). Самым известным мужским головным убором киргизов является войлочная шляпа — «калпак». Он бывает двуполым («Бакай-калпак», который носят аксакалы) и четырёхполым, края (отвороты) украшают узорами и бархатными вставками. В зависимости от возраста, социального положения и должности джигита отличался цвет отворотов «калпака». Пояс является важным атрибутом киргизской национальной одежды, делается на основе крепкой кожи и покрывается золотыми, серебряными, медными, стальными пластинками и зачастую украшается драгоценными камнями — «кемер», «кур». Согласно традициям, если человек сильно обидев кого-то осознает свою вину, то он должен просить прощение, повесив на свою шею пояс. После такого, человек должен был простить своего обидчика.

На ноги киргизы одевают мягкие кожаные сапоги с лёгкой подошвой — «ичиги» или «массы». Древним видом мужской обуви были полусапожки «чокой» и «чарык», «пайчеки» из недубленой кожи. Однако в последние десятилетия на место традиционному киргизскому костюму приходят европейские тенденции, люди молодого и среднего возраста одеваются по общей мировой моде, но наряду с этим киргизские узоры и орнаменты как никогда актуальны в Киргизии и за её пределами[19].

Племена

«Перекочёвка киргизов» (1869—1870) — из Туркестанской серии В. В. Верещагина
«:Киргизские кибитки на реке Чу» (1869—1870) — из Туркестанской серии В. В. Верещагина

У киргизов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды — это деление носит название «санжыра». Общим отцом Тянь-Шаньских киргизов согласно санжыре считается Долонбий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние киргизы — «ичкилики»)[20].

  • Правое крыло
    • ветвь Тагай (племена Сарыбагыш, Бугу, Солто, Тынымсейит, Карачоро, Саяк, Чегиртке, Жедигер, Черик, Азык, Багыш, Баарын, Конурат,Жору,)
    • ветвь Адигине (Баарын, Карабагыш, Акбагыш, Жолжакшы, Бёрю, Баргы, Сарттар, Мунгуш),
    • племя Монолдор
  • Левое крыло

См. также

Примечания

  1. Национальный состав населения (оценка на начало года, человек)
  2. Этнический атлас Узбекистана), при сохранении указанной доли населения численность киргизов в Узбекистане составит от общего населения 27767,1 тыс. чел. около 250 тыс. чел.
  3. Перепись населения Китая 2010 г.
  4. ↑ Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  5. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  6. Приложения к итогам ВПН 2010 года в Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  7. Том 3. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Таджикистан
  8. Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на 1 января 2011 года.
  9. Распределение населения по национальности и родному языку.
  10. Sedat Peker, Reis, Ruh Adam, Sedat Reis
  11. Народы мира. Историко-этнографический справочникю Гл. редактор Ю. В. Бромлей. М., Советская энциклопедия. 1988. Статья «Киргизы», стр. 216
  12. Pulleyblank 1990, p.108.
  13. Баскаков, 1964, с. 93
  14. Зуев Ю. А. Кыргызы-буруты. // Советская этнография., 1970. — № 4. — С. 74-85
  15. Центральноазиатский исторический сервер — М. А. Чертыков. Тарбагатайские кыргызы
  16. Национальность киргизы
  17. Киргизская народная поэзия
  18. В Киргизии подсчитали украденных невест
  19. [1]
  20. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи

Литература

  • Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи / Л.: 1971. 404 с. (Переизд.: Фрунзе: 1990. 480 с. ISBN 5-655-00518-2
  • Киргизы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.

Ссылки

Киргизы.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93