Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Татары

Перейти к: навигация, поиск
Татары
Татарлар



Габдулла ТукайХади ТакташГалиаскар КамалГаяз Исхаки
Садретдин МаксудовЮсуф АкчуринМуса ДжалильСалих Сайдашев
Сара СадыковаРашид ВагаповГабдулхай АхатовМарат Сафин
Численность и ареал

Всего: около 7 млн.[4]
Россия Россия:
 5 310 649 (пер. 2010)[1]

Узбекистан Узбекистан: 324 080 (2002) [3] - 665,000 (2002) [4]
Казахстан Казахстан: 204 229 (перепись 2009)[5]

Украина Украина: 73 304 (2001)[7]

Туркмения Туркмения: 62 000[8]
Киргизия Киргизия: 31 491 (2009)[9]

Азербайджан Азербайджан: 25 900 (2009)[17]

Турция Турция: 25 000[8]
Румыния Румыния:23 935[18]
Израиль Израиль:15 000
США США: 11 000[8]
КНР КНР: 7400[8]
Белоруссия Белоруссия: 7316 (2009)[19]
Таджикистан Таджикистан: 6 495 (2010)[20]
Грузия Грузия: 3300[8]
Литва Литва: 3235 (2001)[21]
Молдавия Молдавия: 2800[8]
Латвия Латвия: 2739 (2010)[22]
Эстония Эстония: 2445 (2010)[23]
Финляндия Финляндия:1 000[18]
Афганистан Афганистан: 500  (2005) [4]
Польша Польша:  495 (2002)[24]

Язык

татарский, русский и др.

Религия

ислам суннитского толка, православие, атеизм и др.[25];

Расовый тип

в большинстве европеоиды, в меньшинстве переходные формы между европеоидами и монголоидами типы (уральская раса, южносибирская раса)

Входит в

Алтайская семья
  Тюркская ветвь
   Кыпчакская группа
    Поволжская подгруппа

Родственные народы

тюркские народы

Этнические группы

казанские татары, мишари, кряшены, сибирские татары, астраханские татары, касимовские татары, польско-литовские татары, пермские татары

Происхождение

тюрки, булгары, половцы, буртасы, финно-угры[26]

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.

Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72 % населения России[27]. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские (иногда выделяют польско-литовских татар). Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 года).

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), казанский (средний) диалект и восточный (сибирскотатарский).

По религиозному признаку в основном мусульмане-сунниты, а также православные, атеисты и др.[25].

История

Этноним

За многовековую историю слово «татары» приобретало и теряло функции этнонима, политонима, соционима и конфессионима.

Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VIIX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

Этногенез

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них[28]:

  • тюрко-татарская теория
  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория.

Продолжительное время наиболее признанной[29] считалась булгаро-татарская теория. В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория[30].

Согласно тюрко-татарской теории формирование татар можно разделить на несколько этапов[31]:

  • Этап образования основных этнических компонентов. (середина VI — середина XIII вв.). Отмечается важная роль Волжской Булгарии, Хазарского каганата и половцев в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после Х века), которая сменила более древнюю письменность — тюркскую рунику, а также половцев, заложивших основу языка. Этническое самосознание оставалось локальным.
  • Этап средневековой татарской этнополитической общности (середина XIII — первая четверть XV вв.)[32]. В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве — Золотой Орде; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали своё государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в Золотой Орде на основе кыпчакского языка происходило становление старотатарского языка, утверждение норм литературного языка. Этап завершился с распадом Золотой Орды (XV в.) в результате феодальной раздробленности. В образовавшихся татарских ханствах началось формирование новых субэтнических общностей, имевших локальные самоназвания: казанские татары, мишари, астраханские татары, сибирские татары, и др.
  • Этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству усилились процессы миграции татар (так, известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшие их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы[30][33].

Этнические группы

Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:

Язык, письменность и образование

Язык и диалекты

Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают определённую близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанского) диалекта.

Письменность

С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе. Существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.

Образование

Есть школьное образование на татарском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное образование на некоторых факультетах казанских вузов[35] и в детских садах. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у татар с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР.

До этого роль образовательных учреждений выполняли медресе.

Культура

Жилище и быт

Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

Национальная одежда

Татарка в национальном костюме. XVIII век

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Праздники и обряды

Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте — весна, начало яровых; печән өсте — лето, время сенокоса. Этнограф Р. Г. Уразманова на обширном этнографическом материале делит обряды татар на две неравные группы: весенне-летний и зимне-осенний циклы[36].

Весенне-летний цикл

  • Обряды и праздники, проводимые до сева — Сабантуй.
  • Обряды, связанные с началом сева.
  • Обряды и праздники, проводимые после сева — Джиен.

Осенне-зимний цикл

В отличие от весенне-летних он не имеет чёткого деления, так как не привязан к народному календарю, а точнее к земледельческому быту. Р. Г. Уразманова выделяет такие особенности данного сезона:

  • Помочи. Помощь при проведении особо трудных работ. Особенно это было заметно при обработке зарезанных гусей — каз өмәсе, куда приглашались люди, даже если в этом не было необходимости.
  • Святки. Период зимнего солнцестояния — Нардуган[37]. Встречался повсеместно в Поволжье, у татар был распространён у кряшен и мишарей. Особым элементов этих праздников были гадания.
  • Новый год. Данный праздник встречался лишь эпизодически.
  • Масленица. Один из самых распространённых праздников у кряшен.

Антропологические типы татар

Наиболее значительными в области изучения антропологии поволжских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведённые в 1929—1932 годах[38]. В частности, летом 1932 года совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе — 146 татар и 103 кряшен, в Чистопольском районе — 109 татар, 121 кряшен и 122 мишарей. Везде были исследованы мужчины в возрасте от 20 до 65 лет.

Работы производились:

  • Арский район — селения Купербаш, Казанбаш, Мендюш, Кукча-Верзи и Большие Верзи.
  • Елабужский район — селения Морты (татары), Верхний Шурняк (кряшены), Черкасово (кряшены).
  • Чистопольский район — селения Нарат-Илга (мишари), Сосновый ключ (кряшены), Бахта (кряшены), Багана (татары), Акбулатово (татары), Чувашский Елтань (кряшены, татары), Крещеный Елтань (кряшены), Татарский Елтань (мишари), Муслюмкино (мишари).

Работы были произведены по программе разработанной Антропологическим институтом, а все измерения были произведены по инструкции, изданной под редакцией В. В. Бунака[39].

Антропологические исследования по небольшой выборке выявили в 1947 году у поволжских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного[40]. Всего было обследовано 269 татар, у 90 человек выявлен тёмный европеоидный — понтийский тип (33,5 %), у 74 человек — светлый европеоидный (27,5 %), у 66 человек — сублапоноидный (24,5 %), лишь у 39 человек присутствует монголоидный тип (14,5 %) (Таблица 1). Доля монголоидов различалась у субэтнических групп татар: доля кряшенов с монголоидным типом составила около 8 %, у мишарей — 11 %, а у собственно татар эта доля превышала 19 %.

Таблица 1. Распределение антропологических типов по этнографическим группам
(по Т. А. Трофимовой, 1947 г.[41])
Этнографические группы Светлые европеоидные Понтийские* Сублапоноидные Монголоидные
количество
обследованных
 % количество
обследованных
 % количество
обследованных
 % количество
обследованных
 %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все татары 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %
Кряшены Елабужского района Татарии 24 52,2 % 1 2,2 % 17 37,0 % 4 8,7 %
Кряшены Чистопольского района Татарии 15 34,9 % 12 27,9 % 13 30,2 % 3 7,0 %
Все кряшены 39 43,8 % 13 14,6 % 30 33,7 % 7 7,9 %
Мишари Чистопольского района Татарии 7 19,4 % 22 61,1 % 3 8,3 % 4 11,1 %
Все группы суммарно 74 27,5 % 90 33,5 % 66 24,5 % 39 14,5 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, тёмной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.


Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, тёмными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.[42]

Расселение татар в России

Доля татар по субъектам России (согласно переписи населения 2010)
Ареал расселения татар в России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года

В Татарстане проживает около 36 % всех татар, живущих в России, остальные рассредоточены по всей России. Самый малонаселённый татарами регион России — Ингушетия, где их всего насчитывается 151 человек. Ниже представлены тридцать шесть регионов России, расположенных в порядке убывания проживающего там татарского населения[27]:

Регион Общее число татар Процент татар
Татарстан 2 000 116 52,92
Башкортостан 990 702 24,14
Челябинская область 205 087 5,69
Ульяновская область 168 766 12,20
Свердловская область 168 143 3,75
Москва 166 083 1,6
Оренбургская область 165 967 7,61
Пермский край 136 597 4,84
Самарская область 127 931 3,95
Удмуртия 109 218 6,96
Ханты-Мансийский автономный округ 107 637 7,51
Тюменская область 106 954 8,07
Пензенская область 86 805 5,97
Астраханская область 70 590 7,02
Саратовская область 57 577 2,16
Московская область 52 851 0,8
Кемеровская область 51 030 1,76
Нижегородская область 50 609 1,44
Омская область 47 796 2,3
Мордовия 46 261 5,21
Красноярский край 44 382 1,5
Кировская область 43 415 2,89
Марий Эл 43 377 5,96
Чувашия 36 379 2,77
Санкт-Петербург 35 553 0,76
Волгоградская область 28 641 1,06
Новосибирская область 27 874 1,04
Ямало-Ненецкий автономный округ 27 734 5,47
Иркутская область 26 966 1,1
Краснодарский край 25 589 0,5
Новосибирская область 24 158 0,91
Ростовская область 13 948 0,33
Ставропольский край 11 795 0,42
Республика Крым 11 090 0,55
Хабаровский край 7 836 0,58
Севастополь 2 512 0,67

Общественно-политические движения 1980—1990-х годов

На конец 80-х годов XX века приходится период активизации общественно-политических движений в Татарстане: создание Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), первый президент M. Мулюков, отделение партии «Иттифак» — первой некоммунистической партии в Татарстане, во главе которой встала Ф. Байрамова.

Булгарский национальный конгресс

Президент Булгарского национального конгресса[43] (республика Татарстан) Гусман Халилов обращался в Европейский суд по правам человека по вопросу переименования татар в булгар, но проиграл в суде[44].

См. также

«» содержит раздел
на татарском языке
«Баш бит»


Примечания

  1. ↑ Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Материалы заседания круглого стола, посвященного предварительным итогам Переписи населения в Крымском федеральном округе по национальному составу, родному языку и гражданству // Перепись населения в Крымском федеральном округе
  3. Этнический атлас Узбекистана. Ташкент — 2002 г.
  4. ↑ Joshua Project - Tatar Ethnic People in all Countries
  5. Итоги переписи населения Казахстана 2009 г.
  6. ↑ Численность населения по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам на 1 января 2010 года
  7. ↑ Всеукраїнський перепис населення 2001 (русская версия)
  8. ↑ Joshua Project - Tatar Ethnic People in all Countries
  9. Численность постоянного населения Кыргызской Республики по национальностям
  10. Перепись населения Киргизии 2009. Бишкек
  11. Перепись населения Киргизии 2009. Чуйская область
  12. Перепись населения Киргизии 2009. Джалал-Абадская область
  13. Перепись населения Киргизии 2009. Город Ош
  14. Перепись населения Киргизии 2009. Иссык-Кульская область
  15. Перепись населения Киргизии 2009. Баткенская область
  16. Перепись населения Киргизии 2009. Ошская область
  17. ↑ Ethnic composition of Azerbaijan 2009
  18. ↑ Populaţia după etnie la recensămintele din perioada 1930—2002, pe judeţe
  19. Белстат. Предварительные итоги переписи 2009
  20. Том 3. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Таджикистан
  21. Национальный состав населения Литвы. Перепись 2001
  22. Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010.  (латыш.)
  23. Национальный состав населения Эстонии. 2010
  24. Национальный состав населения Польши. Перепись 2002
  25. 1 2 Каариайнен Киммо, Д.Е.Фурман. Татары и русские - верующие и неверующие, старые и молодые. // Вопросы философии. - 1999. - №11. - С. 68-80.
  26. Татары. — М.: Наука, 2001. — С. 35-40.
  27. ↑ Результаты всероссийской переписи населения 2002 года. Национальный состав. (2003). Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  28. Татары. -М.: Наука, 2001, С.42-43.
  29. Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2002.
  30. ↑ Татарская энциклопедия
  31. Д. М. Исхаков Этнография татарского народа, Казань, Магариф, 2004
  32. Д. М. Исхаков, И. Л. Измайлов Образование Золотой Орды и формирование средневекового татарского этноса (XIII — первая четверть XV века): из книги «Татары», серия «Народы и культуры», Москва, «Наука», 2001
  33. Д. М. Исхаков Татарская нация: история и современное развитие. Научная публицистика. — Казань, 2004.
  34. Р. Г. Мухамедова Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. — М.: «Наука», 1972
  35. КГАСУ — Кабинет татарского языка
  36. Р. К. Уразманова. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, Дом печати 2001
  37. Нардуган — время зимнего солнцестояния
  38. Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949, С.145.
  39. Методика антропометрических исследований / Под ред. и со вступит. статьей В. В. Бунака. — М.; Л.: Госмедизд, 1931.
  40. Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии. // Происхождение казанских татар. Казань, 1948. C.30-34.
  41. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок ReferenceA не указан текст
  42. Татары (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001. — С.36.
  43. Используется название из программных документов движения последних лет.
  44. Татары — это не болгары. Коммерсантъ № 205 (2090) (1 ноября 2000). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

Литература

  • Народы мира: Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю. В. Бромлей; Ред. коллегия: С. А. Арутюнов, С. И. Брук, Т. А. Жданко и др. Институт этнографии АН СССР имени Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 433-434. — 624, [12] с. — 100 000 экз. (в пер.)
  • Татары // Народы России: Энциклопедия / Глав. ред. В. А. Тишков; Ред. коллегия: В. А. Александров, С. И. Брук, Н. Г. Волкова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 320-331. — 480 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-082-7. (в пер.)
  • Татары // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
  • Хайруллин Г. История татар
  • Баяр А. Тайная история татар
  • Запрятанная история татар: Национально-освободительная борьба татарского народа в XVI—XVIII вв. — Набережные Челны: КАМАЗ, 1994.
  • Ишболдин Б. Очерки из истории татар
  • Исхаков Д. Татарская нация: история и современное развитие
  • Римзиль Валеев. Татары у себя дома
  • Фәхретдинов Р. Татар халкы һәм Татарстан тарихы (Татарский народ и история Татарстана, на татарском языке)
  • Ибятов Ф. М. Тохтамыш и Тимур
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 252

Ссылки

  • Проблемы консолидации татарской нации
  • Фотографии татарского народа в фондах Кунсткамеры

Татары.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93