Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Коллективизм

Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный психолого-социальный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива. С философской точки зрения — главенство некоего коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над человеческой личностью. Противоположным понятием является индивидуализм[1].

Термином коллективизм также обозначают конкретные социальные системы, решительно и последовательно реализующие принцип коллективизма и стремящаяся с помощью любых средств, включая и насилие, радикально преобразовать общество во имя достижения некой единой всеподавляющей цели и отрицающая во имя этой цели автономию индивида. Тоталитаризм является характерным примером такой системы[1].

Содержание

Отношение к коллективизму в разных общественных формациях и государствах

Коллективизм может быть теоретическим, существующим в форме проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистического общества. Формой коллективизма индустриального общества является социализм. Коллективисты полагают, что для личности полезна включенность в коллектив, под чем могут подразумевать различные понятия — группу людей, социальный класс, всё общество, нацию, государство[1].

Критика коллективизма

Идеология коллективизма подвергается обвинениям в том, что не уделяет достаточного внимания отдельной личности. Ф. Хайек писал: «Различные виды коллективизма, коммунизма, фашизма и пр. расходятся в определении природы той единой цели, которой должны направляться все усилия общества. Но все они расходятся с либерализмом и индивидуализмом в том, что стремятся организовать общество в целом и все его ресурсы в подчинении одной конечной цели и отказываются признавать какие бы то ни было сферы автономии, в которых индивид и его воля являются конечной целью»[2].

Психологические особенности личности в разных странах

Сравнительные психологические исследования У. Бронфенбреннера, проведённые в конце XX века (в СССР и Швейцарии) показали, что характеристики личности сильно зависят от условий воспитания.

Так, воспитанники интернатов в возрасте 12 лет при предъявлении им 21 проблемной ситуации нравственного выбора («как бы ты поступил, если бы узнал, что твой одноклассник или друг совершил недостойный поступок»), в которой они могли, по условиям эксперимента, выбрать один из четырёх путей, дали следующие ответы[3]:

респондент из СССР (%) респондент из Швейцарии (%)
пожаловаться взрослым 11 39
рассказать другим детям — сообща воздействовать 12 6
самому поговорить с другом и разъяснить ему недостойность поведения 75 35
ничего не предпринимать — «меня это не касается» 1 20

Значительный вклад в оценку коллективизма и индивидуализма у разных народов внес эстонский ученый Юри Аллик.

Примечания

  1. ↑ Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — Москва: Гардарики, 2004. — 1074 с. — ISBN 5–8297–0050–6
  2. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — Москва: Гардарики, 2004. — 1074 с. — ISBN 5–8297–0050–6
  3. Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и СССР. — М.: Прогресс, 1976. — С.54-55.


Коллективизм.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93